Александра Власова
Творческий индивидуальный проект «Волшебный след иголочки»
▼ Скачать +Заказ
Краткая аннотация проекта «Волшебный след иголочки»
В современном обществе в первую очередь, ведущей целью в образовании является создание условий для развития личности ребенка, ее социализации с учетом индивидуальных способностей.
Познавательно-творческий проект «Волшебный следиголочки» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является: развитие у старших дошкольников художественно- познавательных способностей, мелкой моторики пальцев рук в процессе знакомства с декоративно – прикладным искусством и обучения вышивания.
Публикация «Творческий индивидуальный проект „Волшебный след иголочки“» размещена в разделах
Задачи: знакомство с искусством вышивки, как одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства и овладение детьми простым приёмам работы с иголкой и нитками; развитие тактильных ощущений, моторики пальцев рук; развитие самостоятельности, инициативности, эстетических чувств, художественного восприятия, творческих способностейи желания творить, создавать выразительный образ.
Реализация поставленных задач позволяет овладетьдетям определенными знаниями, умениями, навыками и способами самоконтроля.
В результате дети овладеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью, нитками, ножницами и иглой. При освоении детьми содержательного и художественного компонентов искусства вышивки происходит освоение ценностей данного вида искусства. Вышивка развивает ручную умелость, способствует развитию культуры чувств, творческих возможностей личности, помогает детям организовать свой досуг, наполнить жизнь дошкольников интересной и полезной деятельностью.
Срок реализации проекта два года.
Гибкая форма организации художественного труда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В ходе реализации проекта дошкольники представляют результат своего труда, участвуя в конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Методический паспорт проекта
Наименование проекта «Волшебный след иголочки»
Автор проекта Власова Александра Васильевна,
воспитатель, I-квалификационная категория.
Участники Воспитатель, дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет, родители.
Вид проекта Долгосрочный, творческий
Срок реализации 2 года
Введение
«Истоки способностей и дарования детей находятсяна кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, темтоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее». В. А. Сухомлинский
Вышивание это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Оно создавалось на протяжении веков, становилось разнообразным и многогранным. Человечество научилось не только видеть и чувствовать красоту, но и создавать её собственными руками.
Многими поколениями неизвестных мастеров создавались такие виды художественного оформления изделий, как вышивание и нанизывание. Украшали вышивкой женские и мужские рубашки, полотенца, верхнюю одежду. Вышивая, девушки и женщины будто рисовали нитками на холсте. Переплетая нити с нанизанными цветными бусинками, изготавливали ажурные, как кружево, украшения. Из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке переходили по наследству умение украшать одежду и другие вещи вышивкой, уважение к труду и секреты рукоделия. Так рождались народные традиции. Каждое поколение людей отбирало все лучшее и дополняло новыми образцами и техниками изготовления. Сегодня нужно стремиться к сохранению этого прекрасного наследия, удивительных достижений.
Рукоделие – увлекательное и захватывающее занятие. Умелыми рукамипод руководством педагога – внимательно, старательно, аккуратнои, конечно, вдохновенно – дети смогут создать прекрасные работы.
Актуальность проекта
Одними из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук. Именно дошкольный период является важным этапом в жизни ребёнка, когда происходит формирование творческих качеств, а так же точность и согласованность движений кистей рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, т. е. те качества, которые так необходимы для успешного обучения ребёнка в школе.
Занятие вышиванием является одним из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста.
Такой вид деятельности выступает средством, способствующим развитию художественно-творческих способностей детей, развитию потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений.
Новизна проекта :
- вышивание не является традиционным видом занятий в дошкольнойорганизации;
- ориентирован на развитие личности ребёнка, его эмоционально-эстетические, волевые, социально-нравственные сферы.
Цель проекта : Развитие у старших дошкольников художественно-познавательных способностей, мелкой моторики пальцев рук посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством и обучения вышиванию.
Для реализации поставленной цели направлены следующие задачи :
Образовательные:
- познакомить с искусством вышивки, как одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства, и научить детей простым приёмам работы с иглой и нитками.
Развивающие:
- развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.
- развивать самостоятельность, инициативу, эстетические чувства, художественное восприятие, творческие способности.
Воспитательные:
- привить детям желание творить, создавать выразительный образ, воспитывать аккуратность в работе.
Ожидаемые результаты
В ходе работы предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование умений, способов самоконтроля.
Дети овладеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и нитками, простейшими инструментами (ножницами, иголкой) :
• узнают и научатся выполнять правила безопасного пользования ножницами и иглой;
• научатся планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
• научатся разрезать ткань по нанесенным меткам;
• делать бахрому на салфетке;
• закреплять ткань в пяльцах;
• вдевать нитку в иглу;
• завязывать узелок;
• шить швами «вперед иголку», «петельный», «тамбурный»;
• пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
• проявят интерес к оформлению и участию в выставках (располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму и способ вышивки);
• овладеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
• смогут экономно расходовать материалы;
• бережно обращаться с инструментами;
• поддерживать порядок на рабочем месте;
• использовать полученные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом индивидуальные творческие способности.
В результате освоения детьми содержательного и художественного компонентов искусства вышивки происходит освоение ценностей данного вида искусства. Искусство вышивки развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует развитию эстетических качеств, творческих возможностей личности, помогает детям организовать свой досуг, наполнить жизнь дошкольников интересной и полезной деятельностью. Занятия рукоделием наряду с огромным интересом и полученным удовольствием, дают детям возможность стать более внимательными, самостоятельными, успешно взаимодействовать с другими детьми. Рукоделие является эффективным средством развития творчества и мелкой моторики пальцев рук дошкольников.
Этапы реализации проекта.
Этапы Сроки Мероприятия Ответственные
Первый
Подготовительный
Август
Выбор темы, постановка проблемы, сбор и изучение литературы по данной проблеме.
Определение цели, задач, принципов работы. Воспитатель, родители.
Второй
Основной Сентябрь -апрель Реализация проекта. Совместная деятельность воспитателя и детей. Работа с родителями. Воспитатель, родители.
Четвертый
Заключительный Май Диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов. Воспитатель.
Перспективный план работы
(реализация второго этапа)
(первый год)
Сентябрь
Тема недели Период Программное содержание
«Путешествие в страну рукоделия». 1-я неделя Познакомить детей с народными промыслами. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей, вызвать желание вышивать.
Работа со шнуровкой.
2-я неделя Упражнять в умении вдевать шнурки в отверстия. Развивать мелкую моторику, усидчивость.
Техника безопасность
3-я неделя Закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иглой.
Диагностика 4- неделя Выявить уровень владения детьми нитью, иглой, а также умения завязывания узелка.
Октябрь
«Знакомство с тканью». 1-я неделя Познакомить детей с образцами тканей. Формировать умение определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус.
«Волшебная иголочка». 2- я неделя Познакомить детей с приёмами работы с ниткой и иглой. Формировать умение правильно обращаться с иглой, вдевать нитку, завязывать узелок, выполнять шов «вперед иголка».
«Волшебная иголочка». 3-я неделя Продолжить совершенствовать умение вдевать нитку в иглу, завязывать узелок, выполнять шов «вперёд иголка» по картону.
«Профессии всякие важны». 4-я неделя Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды. Расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей. Развивать мыслительную деятельность детей.
Ноябрь
«Разноцветные
тропинки» 1-я неделя
2-я неделя Вышивка прямой дорожки. Продолжать формировать умение вышивать швом «вперёд иголка» по картону двумя нитками.
3-я неделя
4-я неделя Вышивка извилистой дорожки. Продолжать вышивать швом «вперёд иголка» по картону двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу.
Декабрь
«Разноцветные круги». 1-я неделя
2-я неделя Вышивка по кругу. Продолжать вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Формировать умение вышивать по кругу.
«Новогодние игрушки» 3-я неделя
4-я неделя Продолжать вышивать швом «вперед иголка» по кругу; работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
Январь
«Фигуры». 2- неделя Формировать умение обводить на картон шаблон, накалывать отверстия. Продолжать вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
«Натюрморт из овощей и фруктов». 3-я неделя
4-я неделя Продолжать обводить на картон шаблон, накалывать отверстия; вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
Февраль
«Самолёты!»
«Подарок папе!» 1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя Продолжать формировать умение вышивать по контуру силуэты разных предметов. Продолжать вышивать швом «вперёд иголка»; работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток.
«Цветы для мамы!» 4-я неделя
1-я неделя
(марта) Формировать умение располагать изображения на листе. Продолжать вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Воспитывать любовь и уважение к матери.
Март
«Рыбки играют, рыбки сверкают». 2-я неделя
3-я неделя Продолжать вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток.
«Пир на весь мир» 4-я неделя Формировать умение украшать салфетку цветными нитками, швом «Вперёд иголка», развивать творческое воображение, аккуратность в работе.
Апрель
«Звезды и кометы» 1-я неделя
2-я неделя Продолжить вышивать силуэты предметов, выполнять шов «вперёд иголка»; вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику.
«Ажурные закладки». 2-я неделя
3-я неделя Продолжать вышивать швом «вперёд иголка». Воспитывать дружелюбное отношение к товарищам.
Май
Мониторинг 1-я неделя
2-я неделя Выявить и закрепить полученные знания: владение иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков.
Вышивание по замыслу. Выставка работ. 3-я неделя
4-я неделя Продолжить совершенствовать шить швом «вперёд иголка», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук.
Перспективный план работы.
(второй год)
Сентябрь
Тема недели Период Программное содержание
«Путешествие в мир рукоделия».
1-я неделя Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством. Развивать интерес к искусству вышивания, умение видеть красоту в вышитых изделиях. Вызывать желание продолжать учиться вышивать.
«История вещей» 3-я неделя
4-я неделя
Познакомить детей с интересными фактами из истории вещей: иголки, пуговицы, утюга, напёрстка.
«Разные иголочки»
2-я неделя Закреплять навык пользования иглой и инструментами для шитья. Расширять кругозор детей.
Октябрь
«Пришивание пуговиц с двумя отверстиями». 1-я неделя Формировать умение пришивать пуговицу параллельным способом, закреплять нить в конце
шва.
«Сороконожка». 2-я неделя Продолжать пришивать пуговицу параллельным способом, закреплять нить в конце шва.
«Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями» 3-я неделя Формировать умение пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва.
«Праздничный пряник» 4-я неделя Продолжать учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва.
Ноябрь
«Цветные полоски». 1-я неделя
2-я неделя Формировать умение детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
«Игольница для мамы» 3-я неделя
4-я неделя Вспомнить знакомые швы «петельный», «вперёд иголка», изготовить индивидуальную игольницу. Развивать мелкую моторику рук.
Декабрь
«Изонить» 1-я неделя
Познакомить детей с необычным видом вышивки, с историей её возникновения, используя в качестве поверхности плотный картон.
«Зимние узоры» 2-я неделя
3-я неделя Формировать умение выполнять узоры по окружности в технике «Изонить», делать проколы иглой, подбирать нить по цвету.
«Снежинки кружатся, летят!» 4-я неделя Развивать пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа, в центре или по середине, мелкую моторику и координацию рук. Продолжать учить подбирать нить по цвету.
Январь
«Зимняя одежда для куклы Кати» 2-я неделя
3-янеделя
4-я неделя Продолжить закреплять навык выполнения шва «вперёд иголка», навык вдевания нити в иглу и завязывания узелка. Развивать мелкую моторику, способность украшать шапочку аппликацией, используя шов «петельный».
Февраль
«Волшебный мешочек» - подарок папе. 1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя Закреплять навык выполнения швов «вперёд иголка», «петельный».
«Салфетка» – подарок маме. 4-я неделя
1-я неделя
(март) Закреплять навык выполнения шва «вперёд иголка», вдевать нить в иглу, завязывать узелок. Развивать мелкую моторику рук.
Март
«Салфетка» – подарок маме. 1-я неделя Продолжить учить делать бахрому путём выдёргивания нитей. Развивать мелкую моторику рук.
«Я - модельер!» 2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя Продолжить учить пользоваться иглой, знакомыми швами. Украшать аппликацией элементы одежды для кукол. Развивать мелкую моторику рук.
Апрель
«Звездные дорожки» 1-я неделя
2-я неделя Формировать умение детей вышивать швом «тамбурный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
«Радужная арка» 3-я неделя
4-я неделя Продолжать формировать умение детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
Май
«Мой мир!»
Вышивание по замыслу. 1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя Совершенствовать умения в выполнении швов: «вперёд иголка», «петельный», «тамбурный».
Мониторинг.
Выставка детских работ. 4-я неделя Показать результаты работы: чему научились, как владеют иглой, умеют подбирать нить по цвету. Испытать чувство гордости за проделанную работу.
Перспективный план работы с родителями.
Время проведения Форма организации, тема Цель
Сентябрь Родительское собрание
Тема: «Волшебный след иголочки». Познакомить родителей с целями и задачами проекта по декоративно –прикладному творчеству, объяснить почему необходимо заниматься с детьми декоративно - прикладным творчеством.
Октябрь Анкетирование
«Декоративно –прикладное искусство в жизни вашей семьи». Выявить уровень заинтересованности родителей в развитии умения ребенка вышивать.
Ноябрь Мастер – класс
«Очумелые ручки».
Научить родителей изготавливать тренажерный материал для формирования навыков вышивания.
Декабрь Конкурс Новогодней игрушки. Привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю игрушку из ниток.
Январь Консультация
«Будем учиться шить!»
(виды швов) Познакомить родителей с наиболее доступными для овладения детьми видами швов.
Февраль Подарок папе Помочь детям дома закончить начатую работу в детском саду по изготовлению подарка.
Март Подарок маме Помочь детям дома закончить начатую работу в детском саду по изготовлению подарка.
Апрель Консультация
«Роль обучения вышиванию в развитии старших дошкольников»
Рассказать родителям о пользе умения владеть ниткой и иглой в процессе обучения вышиванию.
Май Выставка детских работ.
«Ниточка цветная-картина расписная». Показать результат реализации проекта.
Техническое оснащение для реализации проекта :
1. Картон.
2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
4. Игольницы
5. Ножницы с тупым концом (на каждого ребенка).
6. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
7. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
8. Нитки мулине.
9. Карандаши простые (на каждого ребенка).
10. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
11. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.
12. Ноутбук
13. Телевизор
Вывод
Умение вышивать требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо, влево, вверх, вниз, лицевая, изнаночная сторона. На этапе реализации проекта, мною была проведена диагностика по выявлению умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок и т. д. Так же важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами (см. Приложение). При выполнении поставленных задач, каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. Гибкая форма организации детского труда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
Работая над проектом, наблюдала положительное взаимоотношение между детьми. Дети помогали друг другу, объясняя или показывая ту или иную операцию. Это говорит о заинтересованности детей в данном виде деятельности.
Обучение вышиванию показало эффективность этого труда, кисти и пальцы рук детей стали более ловкими и точными. Дети научились не бояться иглы, а аккуратно ею пользоваться. По окончанию реализации проекта был проведен мониторинг освоения материала (Приложение 9).
Вышивание - полезное и увлекательное занятие, которое вызывает массу положительных эмоций у детей.
Готовые вышивки мы оформляем в соответствии с темой и помещаем на выставки, дарим на праздники.