Анастасия Кузнецова
Творческий проект «С театром растём, познаём, развиваемся»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя.
А в игре он познает мир!
О. П. Радынова
Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни. Малыши часто боятся Волка, Медведя и других персонажей в исполнении взрослых, но с удовольствием играют игрушками, куклами, изображающими их маленький размер. Куклы могут все или почти все. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение.
Публикация «Творческий проект „С театром растём, познаём, развиваемся“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
С первых дней жизни ребенок стремится к общению с близкими людьми. Чтобы общение стало интересным, познавательным и развивающим, педагогами – практиками предлагается кукольный театр. Театр развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.
Я, как и любой воспитатель, не могу обойтись без театрализованной деятельности в работе с детьми. Однажды, во время утреннего приёма детей я использовала элементы игры-драматизации, моей помощницей была перчаточная кукла – Лисичка. И тут я заметила, что у некоторых детей пропадает интерес к данному персонажу и к часто используемым куклам. Перед нами возникла проблема в необходимости пополнения центра театрализованной деятельности новыми видами театра, с целью развития интереса детей к нему. Решением этой проблемы стала реализация проекта: «С театром растём, познаём, развиваемся».
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: кратко - срочный.
Участники проекта: дети раннего возраста третьего года жизни, воспитатель, родители.
Цель проекта: формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театральной деятельности.
Задачи:
1. Пробудить интерес детей и родителей к театру.
2. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства.
3. Заинтересовать и вовлечь родителей в процесс изготовления разных видов театра.
4. Повысить педагогическую грамотность родителей по организации театрализованной деятельности дома с детьми.
Проблемы, на решение которых направлен проект: необходимость развития внешнего интереса детей и родителей к театру и театральной деятельности.
Распределение ролей между участниками проекта:
Воспитатель – вместе с детьми осуществляет выбор направления работы проекта, осуществляет реализацию проекта во всех видах деятельности, активно использует в совместной деятельности с детьми разные виды театра, пополняет развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду, привлекает родителей в процесс изготовления разных видов театра, атрибутов и декораций.
Ребёнок – активно участвует во всех видах деятельности.
Родители – проявляют интерес к организации совместной театральной деятельности с детьми, оказывают помощь в оснащении группового центра театральной деятельности.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный:
- обоснование значимости и необходимости создания условий для организации театральной деятельности, с целью всестороннего развития детей;
- ознакомление с различными видами театра.
Основной:
- изготовление совместно с родителями различных видов кукольных театров;
- совместное изготовление различных атрибутов и декораций для организации театральной деятельности, ширм для показа кукольных спектаклей и обыгрывания игровых ситуаций;
- обыгрывание потешек, мини-сценок, сказок и т. д. в совместной работе с детьми.
- консультирование родителей по теме проекта.
Заключительный этап:
- инсценирование сказки «Курочка Ряба» совместно с детьми дошкольного возраста седьмого года жизни
Методы и приёмы обучения:
- игры-драматизации;
- чтение художественной литературы;
- игровые ситуации;
- игра-имитация;
- обращение к детям от лица какого-либо персонажа.
Этот проект значим для всех его участников:
Ребёнок: развитие его индивидуальности, формирование устойчивого интереса к литературе и театру.
Педагог: продолжение освоения метода проектирования – метода организации насыщенной детской деятельности и активного взаимодействия с родителями, который даёт возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
Родители: расширение возможностей взаимодействия со своим ребенком, применяя полученные знания.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие у малышей интереса к театральной деятельности.
2. Пополнение развивающей предметно – пространственной среды.
3. Повышение компетентности родителей в вопросах организации театрализованной деятельности с детьми.
В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе раннего развития театральной зоны или уголка сказки.
Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для малышей это настоящее чудо! Театр-один из самых доступных видов искусства для детей, способный раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка.
Театрализация является наиболее эффективным инструментом в таком сложном и важном деле, как воспитание детей, так как в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является развивающая предметно-пространственная среда. Наша задача – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. К этому мы и стремились, создавая центр театрализованной деятельности. Совместно с родителями были приобретены и изготовлены:
- различные виды кукольных театров: «Би-ба-бо», плоскостные театры (на палочках, на киндерах, пальчиковые театры (на пружинке, театр «слюнявчиков», театральные маски, театр на кружках;
- настольная и напольная ширмы для показа кукольных спектаклей, обыгрывания игровых ситуаций;
- костюмы различных персонажей сказок;
- детские музыкальные инструменты, музыкальный центр;
- декорации;
- картотеки игровых ситуаций и дидактических игр.
Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, тем самым, удовлетворяется потребность каждого ребенка в речевой и творческой активности средствами театрально-игровой деятельности.
Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. В процессе реализации данного проекта осуществили показ инсценировок для детей и вместе с детьми: потешки «Сидит белка на тележке»; сказок: «Репка», «Колобок». Разучили игры-имитации: «Зайка беленький сидит», «Лиса и заяц», «Зайка серый умывается»; русскую народную игру: «Прыг да скок».
Итоговым мероприятием стало открытое театрализованное представление совместно с детьми дошкольного возраста седьмого года жизни по сюжету сказки «Курочка Ряба».
Для родителей были проведены консультации: «Роль театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста», «Театрализованные игры для детей раннего возраста», «Организация театрализованной деятельности дома», которые раскрыли всю необходимость и значимость организации с детьми данной деятельности не только в детском саду, но и дома.
Анализируя результаты пришла к выводу, что в процессе реализации проекта были созданы благоприятные условия, способствующие развитию интереса к театру как детей, так и их родителей.
Работа над проектом показала универсальность театрализованной игры, которая позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми. Она способствует развитию памяти, речи, мышления, воображения детей; учит их доброте, чуткости, честности, смелости; формирует понятия добра и зла. Ведь, как говорил В. А. Сухомлинский: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».
Список использованной литературы
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие, М, - 2006. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие, М, - 2006.
3. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург. 2002.
4. Генов, Г. В. Театр для малышей. - М. : Просвещение, 2011. - 154 с.
5. Додокина Н. Д., Евдокимова Е. С. Семейный театр. Мозаика – Синтез, 2008 год
6. Камаева, Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 5-7.
7. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду (методическое пособие, Ниж. Новгород, - 2008.
9. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников. - М. : Владос, 2001.
10. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду и дома. - М. : Мозаика – Синтез, 2008 г.
Интернет - ресурсы:
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/07/teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-po-fgos.
2. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/tieatralizovannaia-dieiatiel-nost-v-dou.
3. https://infourok.ru/teatralizovannaya-deyatelnost-v-dou-1140984.html.
4. http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput106.htm.