Наталья Харив
Творческий отчёт «Развитие проектной деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое лучшее открытие – то,
которое ребёнок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок не рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Публикация «Творческий отчёт „Развитие проектной деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Старшая группа
- Темочки
Как доказал Н. Н. Подьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьёзным психологическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способность обучаться в дальнейшем. Родители и педагоги, не осознавши значимости данной стадии становления личности ребёнка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают.
Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики.
В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребёнок всё может делать самостоятельно. Вводя соответсвующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребёнок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент :
• физически: учиться управлять своим телом и отдельными органами;
• природоведческий: знакомятся с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно–следственными связями, действующими в мире;
• социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия друг с другом;
• познавательный: тренирует познавательные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
• личностный: узнаёт свои личные способности;
• волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
• поведенческий: моделирует своё поведение в различных жизненных ситуациях.
Главная задача, связанная с поддержкой творческого потенциала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку. Поэтому перед педагогом встаёт задача поиска такой формы активности, которая поддерживала бы детскую инициативу и реализовала бы её в социально значимых формах. Такой формой детской активности является проектная деятельность.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка – дошкольника.
В ходе совместной деятельности дошкольники приобретают социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь родителей и ребёнка наполняется богатым содержанием.
Задачами по развитию детей являются :
• поддержка и развитие самостоятельной познавательной деятельности детей;
• развитие познавательной сферы, расширение кругозора;
• развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка;
• развитие умения наблюдать, слушать;
• развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи;
• развитие умения увидеть проблему комплексно с разных сторон;
• обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
Также нельзя не отметить этапы проектного метода :
Первый этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом и его продолжительностью (краткосрочные, долгосрочные, мною были разработаны и реализованы в педагогической практике следующие проекты :
Нормативный – «Я – личность» (формирование основ моральных качеств человека).
Информационно - познавательный – «Я познаю мир», «Человеку друг огонь, только зря его не тронь», «Один дома» (безопасность).
Исследовательский – «Что? Где? Почему?» (ср. гр., ст. гр. – неживая природа).
Информационно - познавательный – «Поначалу в жизни нашей было всё не так…»
Исследовательский – «Поможем Незнайке», «Волшебная бумага», «Волшебная водица»
Исследовательский – «Мой ластоногий друг».
Детский проект «Мой ластоногий друг» был представлен на муниципальном конкурсе детских исследовательских проектов «Природа моего края». Извольская Милена(6лет) награждена сертификатом участника конкурса детских исследовательских проектов «Природа моего края».
Работа над каждым тематическим проектом предполагает отражение темы в предметно-развивающей среде для организации разных видов совместной и самостоятельной деятельности детей. Среда является фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивает у дошкольников любознательность, познавательную активность.
В центре изодеятельности расположен разнообразный материал для продуктивной деятельности (краски, цветные карандаши, пластилин, раскраски, трафареты, раскраски) для творческой самореализации.
Игровой уголок оснащён атрибутами для сюжетно-ролевых игр, дидактическими и настольно-печатными играми.
Также оборудован центр исследовательской деятельности, в котором имеются: пластмассовые стаканчики, тарелочки, ложечки, воронки, полиэтиленовые мешочки, шарики, весы, песочные часы, лупы, два микроскопа для того чтобы у детей имелась возможность проводить опыты с водой и почвой.
Для каждого вида проекта подбираю картотеку опытов и экспериментов, игр, подбираю аудио и видео - материалы.
В своей работе широко применяю информационно - коммуникативные технологии. Разместила электронное портфолио (https://www.maam.ru/users/Lisa2008), где делюсь опытом, размещаю свои методические разработки, являюсь участницей всероссийского сетевого издания «Дошкольник. РФ» на сайте https://дошкольник. рф/profile/userprofile/82793.html . Я имею свой персональный сайт https://hariv-n.umi.ru/, на котором размещаю информацию для родителей и педагогов. Разрабатываю тематические слайдовые презентации для детей, коллег и родителей, консультации - буклеты для родителей.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Посредством этого привлечения родители:
устанавливают дружеские связи с детьми, педагогами;
узнают сильные и слабые стороны ребёнка, готовы к помощи и поддержке;
ощущают личную сопричастность к образованию своего ребёнка;
имеют более высокую оценку достижений своих детей и гордость за них.
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта.
В работе с родителями использую групповые формы: мастер- классы, анкетирование, конкурсы; индивидуальные – индивидуальное консультирование. Родителям было предложено создать мини-лабораторию дома. Некоторых родителей увлекла эта идея. Они с удовольствием проводят с детьми опыты в домашних условиях. После чего дети приходят в сад и с увлечением рассказывают, какие опыты они проводили дома с родителями.
Родители помогают в оснащении исследовательской лаборатории в детском саду.