татьяна замятина
Творческий отчёт о работе кружка «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребёнка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Работая в коррекционной группе с детьми с ОВЗ, мы на опыте убедились в том, что у многих детей низкий уровень развития мелкой моторики. Поэтому мы решили обратить особое внимание на развитие мелкой моторики детей и продолжили внедрять разработанную нами программу "Умные пальчики", основной целью, которой является создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей к овладению письмом.
Публикация «Творческий отчёт о работе кружка „Умелые ручки“» размещена в разделах
Для реализации этой цели мы определили следующие задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- логического внимания;
- зрительного и слухового восприятия;
- памяти, речи детей.
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентировку на листе;
- ориентировку в пространстве на примере собственного тела
4. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным конструкциям.
Работу по развитию мелкой моторики мы проводили в несколько этапов.
• изучение психолого-педагогических основ развития у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук, изучение существующего опыта (методики, технологии и т. п.)
• проведение диагностики мелкой моторики, обработка первичных данных, определение уровня развития мелкой моторики рук каждого ребёнка на момент обследования, анализ диагностики.
• разработка и проведение практических мероприятий.
• анализ проведённой работы – методической, диагностической и практической
Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носили игровой характер, тематические игровые комплексы (10-15 минут, проводились с детьми в течение дня (утром, перед завтраком, в процессе непосредственной образовательной деятельности, в вечернее время) и состояли из следующих видов деятельности:
- упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;
- игры с различным материалом: перебирание и сортировка круп, нанизывание бус, пуговиц на леску, сухой бассейн (горох, фасоль, выкладывание контуров предметов из злаков, ниток, игры с прищепками, камешками, ракушками, шнуровки, игры с мозаикой, собирание пазлов, разрезных картинок, конструирование из LEGO, построение фигурок из палочек, спичек;
- застёгивание пуговиц, крючков, молний, замочков (игры – планшеты) ;
- художественное творчество (аппликация, рисование, лепка) в том числе нетрадиционные формы;
- использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на листе.
Для достижения желаемого результата работу по развитию мелкой моторики желательно проводить:
1) как часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности,
2) во время совместной деятельности воспитателя с детьми.
3) в свободной самостоятельной деятельности.
По нашим наблюдениям успешность работы по развитию мелкой моторики зависела от систематичности и регулярности. Старались не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму.
• Формирование у родителей мотивации к работе с детьми - индивидуальные беседы с целью налаживания контактов, выявить степень понимания ребёнка взрослым, сообщение о диагностических данных.
• Участие родителей в практикумах, мастер-классах, где они знакомятся с методами и приёмами работы.
В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаем, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов.
В старшей группе от начала к концу года снизилось число детей с низким уровнем развития мелкой моторики (от 80% до 18%, увеличилось число детей со средним уровнем (от 20% до 63%) и 18% детей поднялись на уровень выше среднего.)
Планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:
• совершенствованию мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой;
• совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела) ;
• совершенствованию активной речи, словарного запаса;
• совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
• совершенствованию навыков учебной деятельности.
У детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность, активизировались мыслительные, психические процессы. Дети стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились работать в коллективе, общаться.
Работа в этом направлении будет продолжаться и совершенствоваться.
Мы планируем продолжать работу по обогащению предметно-развивающей среды играми на развитие моторных и графических навыков у детей; дополнить содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через искусство «оригами»; разнообразить формы и методы работы с родителями, для того, чтобы из пассивных зрителей превратить их в ещё более активных участников обучающего процесса.