Регина Янова
Творческий краткосрочный проект в детском саду «Загадочный мир папье-маше» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность реализации проекта :
Любимая тема детей-творчество! Каждый раз интересно, увлекательно, любопытно и любознательно. Каждый раз, каждый ищет и находит для себя новые возможности,сюжеты,идеи для реализации новым техникам декоративно-прикладного искусства, используя обычные подручные материалы- это и есть,основная задача воспитателя. Увлечь ребят в этот необычный поиск очень легко! Сегодня мы снова работаем с бумагой и клеем. Но! не сделаем аппликации, не рисуем бумагой, не делаем объемные поделки, а делаем поделку в новой для нас технике "Папье-маше".
Новой только для ребят, так как это уже давно всем известная технология декоративно-прикладного творчества. Вот и мы решили ее освоить.
Автор проекта: Янова Р. Г. - воспитатель
Тип проекта: творческий, познавательный, краткосрочный.
Вид проекта: групповой
Ожидаемые результаты:
- дети знают название и методику выполнения изделий в технике «Папье-маше»;
- дети умеют изготавливать поделки в технике «Папье-маше».
Место проведения: МБДОУ Д/с д. Мансурово, Учалинский р-н, РБ.
Сроки проведения: 05.02-07.02
Участники проекта: дети, воспитатель.
Возраст детей: 4-7 лет.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Бумага, Яичные лотки, клей ПВА, вода, кисточки, игрушечная посуда, готовый материал, ноутбук.
Цель: познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного творчества техникой «Папье-маше», изучить технологию изготовления и выполнить поделку в данной технике.
Задачи:
- познакомить детей с новым для них видом декоративно-прикладного творчества «Папье-маше»;
- научить выполнять поделки в данной технике;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- продолжать развивать интерес детей к декоративно-прикладному творчеству;
- помочь детям реализовать задуманный образ в поделке в технике «Папье-маше».
Содержание проекта
1 этап. Подготовительный.
1. Знакомство детей с темой проекта.
2. Сбор и анализ литературы по теме проекта.
3. Подготовка материалов для реализации проекта, изготовление наглядных пособий.
4. Определение цели исходя из интересов детей.
2 этап. Основной.
1. Знакомство детей с историей техники «Папье-маше».
2. Рассматривание поделок, выполненных в данной технике.
3. Выбор будущей поделки. Подбор основы для её выполнения.
4. Подготовка материалов для изготовления поделок.
5. Изготовление основы поделки.
6. Окрашивание (обклеивание кусочками цветной бумаги) готовой формы.
3 этап. Заключительный.
1. Организация выставки детских работ «Загадочный мир «Папье-маше».
2. Просмотр фото-ппрезентации «Наши работы – наши достижения».
3. Отправка работ на конкурс «Мастер на все руки».
4. Подведение итогов проекта.
Циклограмма деятельности детей в рамках реализации проекта.
1. Подготовка рабочего места.
Каждый ребёнок подготавливает на рабочий стол:
Для изготовления заготовки: баночку для клея, кисть, салфетку, корзиночку для обрывков бумаги, цветную бумагу, заготовку, подставку под неё при необходимости;
Для покраски готовой формы: гуашь или акриловые краски, кисть, стакан для воды, салфетку, готовую форму и подставку под неё.
2. Выполнение поделки: нанесение на заготовку- одного, двух слоёв в зависимости от размера будущей поделки.
3. Пальчиковая гимнастика. (Приложение 3)
4. Выполнение поделки: нанесение одного двух слоёв в зависимости от размера поделки.
5. Уборка рабочего места. (Заготовка остаётся сохнуть до следующего этапа работы).
Особенности работы в технике «Папье-маше» Кратко об изготовлении поделок в данной технологии: - в своей работе мы с ребятами будем использовать второй вариант изготовления поделки в технике «Папье-маше». Приложение 2; - для работы будем использовать яичные лотки,пропитанную в горячей воде, клей ПВА, кисть №8, баночку для клея; - готовую форму окрашиваем гуашью с помощью кисти или украшаем кусочками цветной бумаги. Так же понадобится баночка с водой и салфетка; -
из клеток от яиц, нужно заранее подготовить клейкую бумажную массу. Вначале яичные лотки рвать на мелкие части и укладывать в глубокую емкость. После этого бумагу залить кипятком и оставить все в таком виде на сутки. За это время материал размякнет и станет податливым. После того, как масса простояла сутки, сжимаем лишнюю влагу и мешаем с клеем ПВА, далее приступаем клеить массу на основу. Перед тем как приступать к работе, нужно найти каркас, который станет основой украшения. Ее выбор зависит от особенностей будущей фигуры. Клейкая масса фиксируется на поверхности основы. После того, как она немного просохнет, нужно подправить мелкие недостатки и сделать поверхность будущей фигурки более ровной. Далее можно окрасить гуашью,а мы решили обклеить мелкими кусочками цветной бумаги.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Приложение 1
История возникновения Техники «Папье-маше» Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше были обнаружены при раскопках в Китае, это были древнекитайские доспехи и шлемы. Для придания им жёсткости применяли многослойное покрытие лаком. Эти предметы относятся к династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.). В те времена доспехи из папье-маше были самым технологичным защитным оснащением, оно выдерживало попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью, бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою. Из Китая интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию, где в этой технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно эта техника распространилась по всему миру и наибольшей популярностью пользовалась в европейских странах. С середины XVII века Франция начала собственное производство изделий в технике папье-маше; изначально это было изготовление кукол, которые пользовались большой популярностью. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую популярность папье-маше получила в 1800 годах. В Россию эту технику принёс Пётр I.
Приложение 2
Технология выполнения поделок в технике «Папье-маше» Существуют три технологии изготовления изделий из папье-маше. По первой технологии изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится до 100 слоёв бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер. Формы — гипсовые, хотя часто используются воздушные шарики для основы сферической поделки. Иногда среди слоёв бумаги добавляют слои ткани/марли, чтобы изделие стало более крепким на разрыв (то есть армируют). По второй технологии изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в тёплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. «Тесто» выливают в приготовленную форму или наносят слоем на её поверхности и выдерживают до полного высыхания. Разновидностью второй технологии является формирование изделия из быстро высыхающей жидкой бумажной массы с помощью специального 3D-принтера. По третьей технологии изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твёрдого плотного картона. Полученное изделие грунтуется и раскрашивается.
Приложение 3
Пальчиковая гимнастика Пальчики Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) Посуда (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга) Раз, два, три, четыре, (Одна ладонь скользит по другой по кругу) Мы посуду перемыли: (Загибать пальчики по одному, начиная с большого) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. (Одна ладонь скользит по другой.) Мы посуду перемыли, (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.) Так мы маме помогали. Дружба (Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.) Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения.) Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.) Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. Котик (Имитировать движения лап котика) Котик лапкой умывается Видно, в гости собирается Вымыл носик. Вымыл ротик. Вымыл ухо. Вытер сухо. Фруктовая ладошка Этот пальчик - апельсин, (Поочередно разгибают пальчики из кулачка) Он, конечно, не один. (начиная с большого). Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас, Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя). Овощи У мальчика Максимки Овощи в корзинке: (Дети делают ладошки «корзинкой»). Вот пузатый кабачок (Сгибают пальчики, начиная с большого). Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наш Максимка - молодец! (Показывают большой палец). Детки (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать - Крепкие, дружные, Все такие нужные. (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) Тише, тише, тише, Не шумите! Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать. (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
Приложение 4
Стихи для презентации детских работ Что растет на нашей грядке? В. Коркин Что растет на нашей грядке Огурцы, горошек сладкий. Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат, Наша грядка — просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, Запомнил обязательно. Отвечай-ка по порядку. Что растет на нашей грядке? Прекрасен наш осенний сад. Рашид У. Прекрасен наш осенний сад. В нем слива есть и виноград. На ветках, как игрушки, И яблоки, и груши. А к ночи веет холодок, И желтый лист шуршит у ног. Плоды мы утром соберем И всех соседей созовем. И солнышку помашем, "Спасибо, осень!" – скажем. Чашка с блюдцем Любовь Алейникова Чашка с блюдцем Чашка с Блюдцем за столом, Много хохотали, А разлили чай с медком, Очень испугались! Папа-Шкаф услышал звон, Смотрит на них хмуро, «Ставлю вас не за стекло, А на полку! В угол!» Тарелка Слуцкая Л. Мне тарелку очень жалко, Ведь тарелка голодалка, Вовсе кушать неумелка, Ничегосовсемнеумелка! Каждый день она по новой То на кухне, то в столовой. На столе тарелок строй, Все наполнены едой. Накрошу еду я мелко: «Кушай, милая тарелка!» Румяный Колобок Ледкова Светлана Я румяный Колобок, Вот с окошка наутек, Я по лесу побегу И лису перехитрю. Песню ей спою про то, Как не съел меня никто. И она меня не съест! Пусть идет голодной в лес! Круглый кот Владимир Степанов Жил на свете круглый кот, Круглым был он круглый год: Кругло ел и кругло пил, Кругло «мяу» говорил Круглой лапой круглый кот Умывал свой круглый рот. Сядет он перед крыльцом — Круглый сам и хвост кольцом. Почему он круглым был? Потому что спать любил. Днём и ночью круглый кот Никаких не знал забот. Тыква золотая Груданов Е. Там, на солнышке сверкая, Дремлет тыква золотая. И растёт, растёт, растёт, Заполняя огород! Если солнце припечёт, Если дождичек польёт, То одной огромной тыквы Хватит нам на целый год! Будем жарить, печь, томить, Будем кашу с ней варить!
Приложение 4 Образцы поделок для рассматривания в технике "Папье-маше"