Михаил Иванов
Туристско-краеведческая работа в секциях единоборств
▼ Скачать + Заказать документы
Отличительной особенностью современной системы образования является расширение спектра образовательных услуг и появления целого ряда новых направлений. Одним из них стало преподавание традиционных боевых искусств (ТБИ) в образовательных учреждениях. Особое значение при этом приобретает нравственная подготовка учащихся.
В основе всех ТБИ лежит «воинская мораль» (У Дэ – кит. ) призванная формировать моральные качества и специфический образ мышления, при котором происходит снижение агрессивности и основной целью занятий становится укрепление духа и тела. Однако, в современных условиях, требования «воинской морали» ТБИ зачастую представляются обучающимся некой восточной экзотикой, оторванной от реальной жизни.
Публикация «Туристско-краеведческая работа в секциях единоборств» размещена в разделах
В этих условиях особое значение приобретает воспитательная работа методами патриотического и экологического воспитания. Программа, разработанная в Центре детского творчества «Созвездие» Западного округа г. Москвы, предусматривает комплексное преподавание ТБИ и туристско-краеведческую работу, что позволяет формировать в учащихся патриотические чувства и нравственные качества, способствовать их самоопределению и самореализации, развивать социальную активность, вырабатывать сознательную дисциплину, умение преодолевать трудности в коллективной работе, прививать навыки рационального поведения и социального взаимодействия.
Решая задачи обеспечения разносторонней физической подготовки учащихся, воспитания их морально-волевых качеств и патриотизма, обучения практическим навыкам самообороны, программа способствует адаптации наших воспитанников к непростым условиям современного общества, что придает занятиям личностно-значимый смысл и делает программу актуальной для системы современного образования
Воспитательное значение туризма и краеведения связано с тем, что соприкосновение с конкретными фактами истории, общение с участниками и свидетелями интересных событий, участие в выявлении и изучении памятников истории и культуры, объектов природы воспитывает в детях и подростках чувство любви к родным местам, гордости своими земляками, их традициями и ратными подвигами, что является основой формирования патриотических чувств и нравственных качеств человека, что, в свою очередь, является основой его самоопределения и самореализации, социальной активности, отношения к правам и обязанностям в обществе.
Второй важной особенностью туризма является возможность дополнить тренировки по боевым искусствам тренировками в выносливости и оздоровительным воздействием. Принятые в туризме большие, но равномерно распределенные во времени физические нагрузки способствуют укреплению здоровья, а жизнь на природе позволяет приобрести полезные навыки и умения. В туристическом походе вырабатывается сознательная дисциплина и настойчивость, умение преодолевать трудности в коллективной работе. Туризм, как ничто другое, удовлетворяет стремление к новизне, поискам, романтике.
Немаловажным является и то, что участие в туристических походах позволяют сформировать первичные навыки выживания в природной среде, а также способствовать развитию аналитического мышления и рационального поведения в незнакомых ситуациях природного характера, социального взаимодействия в необычных условиях.
Основными способами туристско-краеведческой работы являются:
1. «Тропа»;
2. Многодневные походы-семинары;
3. Краеведческие экспедиции;
4. Летние учебно-тренировочные лагеря;
5. Специальные тренировки по технике туризма.
«Тропа» представляет собой комплексное мероприятие, включающее в себя:
- туристический поход общей протяженностью 8 – 17 км (поход выходного дня);
- тематический семинар по какой-либо боевой или оздоровительной системе, продолжительностью 2 – 3 часа;
- осмотр какого-либо историко-культурного или природного объекта с краткой лекцией.
В некоторых случаях, «тропа» представляет собой тренировку на природе без похода выходного дня.
Основными задачами «тропы» являются: оздоровительное воздействие; получение углубленных знаний по одной из боевых или оздоровительных систем; знакомство с историей, культурой и природой родного края; патриотическое воспитание; экологическое воспитание; получение начальных навыков выживания в условиях природной среды.
«Тропа» проводится в выходные дни в период апрель – июнь и сентябрь – октябрь. Основной район походов – Подмосковье.
Многодневные (от 2 – 3 дней до недели) походы-семинары проводятся для наиболее подготовленных учеников и преследуют те же задачи. Режим проведения похода должен позволять сочетать прохождение намеченного маршрута, регулярное проведение тренировок, осмотры исторических, культурных и природных памятников. Походы проводятся во время школьных каникул.
Краеведческие экспедиции проводятся под руководством Союза краеведов России, РФО РАН и других организаций в рамках программы Туристско-краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество».
Основными задачами экспедиций являются:
- изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня;
- выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры, объектах природы;
- изучение исторического прошлого по вещественным источникам, мониторинг археологического наследия;
- изучение и охрана природного наследия;
- воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды, ее охрана и восстановление;
- исследования в области геологии, спелеологии и спелеостологии;
- изучение культурного наследия;
- изучение материальной и духовной культуры народов, их быта, занятий и этнических процессов;
- изучение военной истории.
Важной составной частью работы является регулярное проведение летних учебно-тренировочных лагерей, что позволяет:
- провести активные и углубленные тренировки в боевых искусствах;
- собрать в естественных условиях группу учеников, объединенных общими интересами и общим делом, создать условия для неформального общения педагогов и учеников;
- проводить учебные и тренировочные занятия на местности;
- собрать большой педагогический коллектив для проведения разноплановых занятий;
- дать детям и подросткам пожить самостоятельно, без опеки родителей, развить чувство коллективизма, навыки самообслуживания в быту;
- привить любовь к природе, воспитать чувство любви к своей Родине;
- получить и закрепить навыки выживания в природной среде;
- интересно отдохнуть, оздоровить и закалить организм.
Район проведения лагеря выбирается в зависимости от природных условий, досягаемости, наличия материальной базы и т. д. Срок проведения лагеря 7 – 14 дней.
Летние учебно-тренировочные лагеря могут проводиться совместно и при поддержке (организационной, материальной и педагогической) с различными организациями, занимающимися развитием боевых искусств, туризма и краеведения.
Специальные тренировки по технике туризма проводятся для повышения спортивного мастерства и развития морально-волевых качеств обучающихся. Тренировки проводятся в ближнем Подмосковье в выходные дни и дни школьных каникул в виде однодневных выходов.
Одним из основных достоинств предложенного метода обучения является его комплексность. Тренировки по боевым искусствам и технике туризма, оздоровление и закаливание, краеведческая работа, патриотическое и нравственное воспитание, экологическое обучение, получение навыков выживания происходят параллельно, дополняя и обогащая друг друга.