Марина Фетисова
Туристический маршрут «Возвращение к истокам» для старшего дошкольного возраст
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Наукоград»
Культурный туризм по маршруту
Педагог: Фетисова Марина Владимировна.
Наименование маршрута : «Возвращение к истокам»
Адрес маршрута : ул. 50 лет ВЛКСМ дом 10 «Чусовской краеведческий музей»
Направление: Культурный туризм.
Публикация «Туристический маршрут „Возвращение к истокам“ для старшего дошкольного возраст» размещена в разделах
Возрастная группа : Старший дошкольный возраст
Вид маршруту : Пешеходный
Примерное время проведения : 60 минут
Цель: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с народными традициями.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей (русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;
-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм, русских народных игр и праздников).
- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.
Развивающие:
- Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
-Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.
Рефлексия маршрута : использование флажков 3 цветов:
Красный – все понравилось, было много полезной информации, во время мероприятия не покидало хорошее настроение
Желтый – понравилось, но не было никакой полезной информации, настроение спокойное, ровное.
Синий - означает, что вы испытываете, чувство полной неудовлетворённости мероприятием.
Рекомендуемый материал при посещении маршрута :
Фотоаппарат
Флажки
Листы с заданиями.
Актуальность.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Ведущей идеей маршрута является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества:
Предварительная работа :
Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми Взаимодействие с родителями, другими специалистами ДОУ
Просмотр электронной презентации:
• «Как зарождалась Русь»,
• «История русского платка»,
• «Городецкая роспись,
• «Дымковская игрушка»;
Просмотр мультфильмов
о русских традициях для детей. Просмотр родителями с детьми мультфильмов
(на выбор)
"Снегурочка" (1952г.) сказка.
"Ивашка и Баба-Яга". СССР: Союзмультфильм (1938).
"Дудочка и кувшинчик" Союзмультфильм
"Молодильные яблоки" Союзмультфильм.
«Три мешка храбрости» Союзмультфильм.
Чтение с детьми произведений о русских:
• знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
• чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди»; «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»,
• чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»; «Материнская любовь»; «Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов».
• чтение Сказы народов Пермского края (сборник)
сост. И. Ю. Маматов, А. В. Черных © ООО «Маматов», 2015
• Беседы и рассказы о русском народе.
Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)
Русская народная игрушка.
Б. Житков «Что я видел».
С Маршак «Мяч»
А. Барто «Веревочка», «Игрушки»
В. Катаев «Цветик – семицвети»
Е. Серова «Нехорошая история».
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Ю. Круторогов «дождь из семян».
Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшениц», «Рожь»).
М. Глинская «Хлеб»
Наша Родина Россия. Москва – столица России.
А. Прокофьев «Родина».
З. Александрова «Родина».
М. Ю. Лермонтов «Родина»
С. Баруздин «За Родину».
Учим с детьми стихи о Родине русского народа.
• Аппликация
• «Матрешка»,
• «Петрушка на елке»,
• Лепка
• «Дымковские игрушки- Олешко»
Родителями выполняется совместная работа Изготовлению лепбука «Матрешка».
• Рисование на темы:
• «Городецкая роспись разделочной доски»;
• «Роспись Гжельской посуды, мебели»;
• «Роспись дымковских игрушек».
Родителями выполняется совместная работа с детьми по художественному искусству «Русский народный костюм» (рисунки, аппликации, раскраски).
Подвижные игры:
• «Сиди, сиди Яша»,
• «Шатер»,
• «Гуси - лебеди»,
• «Горелки»,
• «Пятнашки»
Игры-драматизации по русским народным сказкам
• «Теремок»,
• «Колобок».
Дидактические игры:
• «Чей костюм»,
• «Укрась кокошник»,
• «Составь узор»,
• «Угадай роспись».
Деревянные игрушки:
• Матрешки,
• Лошадка-качалка Поиск вместе с родителями материал для музея:
"Русский народ - история, культура, традиции и обычаи».
Изготовление деревянных игрушек.
Дидактические игры для детей.
Известные песни (советских лет)
Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров:
• Былины,
• Хороводные,
• Плясовые,
• Частушки,
• Игровые,
• Песни о природе и родном крае.
Изготовление национальной русской одежды для девочек и мальчиков.
Мастер – класс «Крупеничка» - изготовление оберега, (русский обычай) для достатка, богатства в доме.
Кулинарный мастер-класс по изготовлению блинов к празднику «Масленица».
Музыкальные русские народные праздники, «Рождественские колядки»
«Масленица».
-декоративно-прикладное творчество (вязаные салфетки, пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы, мини-изба с деревянной мебелью, глиняной посудой, вязаными дорожками и т. д.).
-литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме.
-деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка)
Создание альбома «Русский народ – история, культура, традиции и обычаи».
Презентация на тематическом родительском собрании «Как зарождалась Русь»
Образовательные результаты маршрута :
Дети старшего дошкольного возраста :
- имеют первичные представления о народных праздниках (Масленица, Рождество) о народных играх, обрядах.
- умеют изготавливать кукол-масленичек (кукол - оберегов)
- знают заклички, пословицы, стихи, песни, хороводы
- играют в русские народные игры
Рекомендации при прохождении маршрута, безопасность:
1. Инструкция для воспитанников до начала экскурсии.
1.1. Внимательно выслушать воспитателя
1.2. Вспомнить правила поведения в строю
1.3. Взять сигнальные ориентиры для направляющего и замыкающего колонну
1.4. Построиться в колонну по двое
2. Во время следования
2.1. Идти колонной по двое, держась за руки
2.2. Первому и последнему ребенку идти с сигнальными ориентирами
2.3. Колонной не растягиваться, не обгонять впереди идущую пару
2.4. Во время движения не отвлекаться, громко не разговаривать руками не размахивать
2.5. Держать дистанцию между парами, из колонны не выходить
2.6. Идти по тротуару, соблюдая Правила дорожного движения, с посторонними лицами не разговаривать, по всем вопросам обращться к сопровождающему
2.7. Если тротуара нет, идти по обочине дороге навстречу идущему транспорту
2.8. Во время движения не поднимать с земли и не толкать предметы, лежащие на пути следования, а обходить их
3. Во время проведения экскурсий.
3.1. При входе в общественное здание не шуметь, не разговаривать
3.2. Колонной пройти в гардероб раздеться
3.3. Не уходить от сопровождающего
3.4. Во время экскурсии встать так, чтобы воспитатель видел всех детей
3.5. Не перебивать взрослого во время беседы
3.6. Интересующие вопросы задать после беседы
3.7. При одевании в гардеробе не толкаться, соблюдать очередность
3.8. Постараться колонной по двое, в парах держаться за руки