Елена Плетнёва
Трудности адаптации, пути преодоления с помощью рисования. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Эта консультация поможет родителям преодолеть страх и тревогу за своего ребёнка в период привыкания ребёнка в детском дошкольном учреждении.
Цель: помощь родителям в адаптации детей к детскому саду.
Задачи: снизить тревожность родителей по поводу поступления ребенка в детский сад, подсказать, как можно облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
Публикация «Трудности адаптации, пути преодоления с помощью рисования, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Наверно, редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента когда их ребенок должен пойти в детский сад, не испытывал тревоги:
- Как примут малыша в детский коллектив?
- Какие отношения у него сложатся с воспитателем?
- Не будет ли он часто болеть?
Но больше всего волнений связано с тем, насколько ребенок быстро привыкнет, адаптируется в новой обстановке.
Установлено, что в возрасте 1,5- 2 лет ребенок менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним, чем 3-х летний малыш, адаптация его к детскому учреждению происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда в течение полугода) и дальнейшее развитие малыша. Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры окружающей его среды.
Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкую адаптацию, при которой проявляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребенка.
Игровые действия, предметы, с которыми малыш взаимодействует (если у него сформировано деловое или практическое общение) заставляют забыть ребенка о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно, ребенок, скорее предпочитает игру с близким человеком, чем с незнакомцем, но если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим, хоть путь не всегда прост, ведь часто причиной конфликтного поведения детей является противоречие между сильно затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевания длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самым нежелательным проявлением течением (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнением (отиты, бронхиты, пневмония, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь, своей вещью или игрушкой, принесенной из дома, часто стараются спрятаться, уйти куда- нибудь, сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя. У таких детей наблюдается в первые дни пребывания в детском саду бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского сада сменяется часто вялым, безразличным состоянием. Эти дети нуждаются в консультации психоневролога.
Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей детского сада является облегчение трудностей адаптационного периода, возможных при соответствующей подготовке ребенка к поступлению в детское учреждение с учетом его индивидуальных особенностей.
От чего же зависит тяжесть адаптационного периода :
- от состояния здоровья и уровня развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности;
- от возраста ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменения условий жизни дети в возрасте от 10-11 месяцев до 1,5 лет;
- биологические и социальные факторы. Это токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах – биологические факторы. А неблагоприятные факторы социального плана не дают родителям возможности правильно организовать режим и воспитание ребенка;
- уровень тренированности адаптационных возможностей играет немаловажную роль в длительности и тяжести адаптационного периода детей.
В раннем возрасте у малышей существуют 2 вида общения – эмоциональное и практическое. Эмоциональное общение имеет интимную, личностную основу и связано с привычками к определенному человеку. Эмоциональные отношения строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.
Дети, которым присущ этот вид общения, сторонятся чужих людей, расставания с матерью принимают болезненно с отчаянием, они отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, теряют аппетит и сон.
По сравнению с эмоциональным общением, практическое взаимодействие не связано с привычкой к определенному человеку.
Игровые действия, предметы, с которыми малыш взаимодействует (если у него сформировано деловое или практическое общение) заставляют забыть ребенка о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно, ребенок, скорее предпочитает игру с близким человеком, чем с незнакомцем, но если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим, хоть путь не всегда прост, ведь часто причиной конфликтного поведения детей является противоречие между сильно затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослыми. У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация происходит сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него чего- нибудь не получается, малыш обращается за помощью ко взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытаясь их повторить.
Воспитатели, прежде всего, должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общению. Это не значит, что нужно прекратить личностное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения, основой его дальнейшего развития.
Задача взрослых (родителей и педагогов) – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности. Задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания.
С ребенком 2-го и 3-го года жизни можно разыграть увлекательные сюжеты игры в дочки – матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное стихотворение можно превратить в игру – драматизацию. Вначале инициатива будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к вашей игре.
Вот тут – то вы должны помочь ребенку выбрать нужные игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.
Не забывайте поощрять любые успехи малыша - и когда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10 – 15 минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и, в конце концов, он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит гипертрофированное стремление сидеть у вас на коленях или повсюду бегать за вами.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Приучение к порядку лучше осуществлять тоже в игровой форме. Ваша фантазия, знание особенностей малыша, профессионализм помогут подобрать верный способ взаимодействия с ребенком.
Для улучшения межличностных отношений можно использовать следующие методические приемы; - свободное рисование (каждый рисует то что хочет) - разговорное рисование (работа в парах, у каждой пары один лист бумаги, они общаются с помощью образов, линий, красок); - дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу, и каждый что-то дорисовывает); -совместное рисование (несколько человек рисует на одном листе бумаги); -рисование в паре («Рукавички», направленное на умение сотрудничать. Важен не только процесс рисования, но и обсуждение удачных технологий взаимодействия, обращение к личному опыту, анализ эмоций и коммуникативных умений детей.
Для диагностики и коррекции внутригрупповых отношений между детьми. Лист ватмана делится пополам. Детям предлагается «поселиться» на одной или другой половине листа: в «деревне, среди других домов» либо в «глухом лесу». Каждый ребенок рисует собственный домик и подписывает свое имя. После того как все домики «построены», каждый участник проводит от своего домика две тропинки к домикам тех детей, к кому он хотел бы ходить в гости. Здесь важно активное участие ведущих, помогающих детям находить продуктивные способы взаимодействия.
Для коррекции негативных отношений и разрешения актуализирующихся конфликтов. Различные индивидуальные варианты продолжения рисунка: построить или разобрать забор вокруг своего дома, с согласия «хозяина» украсить его двор клумбой с цветами. В качестве продолжения работы можно предложить детям на чистом листе ватмана «заселить многоквартирный дом», нарисовать общий дом, распределить между собой квартиры, украсить свое (и/или чужое) окно, разбить сад вокруг дома, обустроить двор и т. д.