Бельченкова Марина Павловна
Консультация «Труд детей в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся: - со свойствами и качествами, состояниями объектов природы; - усваивают способы установки этих свойств. Я учу детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, Труд в природе способствует развитию у детей : наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда. В процессе труда формируются : практические навыки ухода за растениями; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Организация разнообразного по содержанию труда :
а) уход за растениями; б) выращивание растений в уголке природы, в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). В процессе труда формирую практические навыки и умения в единстве со знаниями. Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. Слежу за правильной позой детей в труде. С этой целью чередую один вид работы с другим. В работе используем настоящий безопасный инвентарь, соответствующий росту и силам ребенка. Труд детей в природе организовываю в следующих формах: Индивидуальные поручения - весь процесс труда ребенок выполняет сам. Коллективный труд в природе - дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться и т. д. Дежурства - предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Воспитанники старшего дошкольного возраста под моим руководством продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей формирую соответствующие трудовые навыки и умения, учу их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений. Воспитанники подготовительной группы осуществляют уход самостоятельно. Я лишь контролирую их действия, оказываю помощь при затруднении. Овладение трудовой деятельностью в старших и подготовительных к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте формирую умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой. В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, провожу занятие, на котором знакомлю детей с обязанностями дежурных. Одновременно дежурят 2- 4 человека. Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке отмечаем и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения). Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. При организации коллективного труда помогаю детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, оказываю им помощь, даю советы, указания. Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. самообслуживание трудовой воспитание дежурство. В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: проверяя выполнение задания, задаю отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя. Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что я обсуждаю с детьми процесс работы. Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь инвентарь