Инна Зайцева
Трогаю — ощущаю. Вижу — представляю
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие восприятия у детей с ЗПР.
Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с задержкой психического развития не выше, чем среди нормально развивающихся детей. Ребенка в очках в специальном саду для детей этой категории увидишь не чаще, чем среди нормально развивающихся сверстников'. Это означает, что первичных сенсорных недостатков у детей рассматриваемой категории нет. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия. Еще А. Штраус и Л. Летинен (1947) в своей работе о детях с минимальными повреждениями мозга писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Поэтому уделять внимание именно восприятию через множество его форм и приходится, работая с детьми ЗПР. Я использую тактильное восприятие.
Темочки:
Основной задачей педагогов детского сада в подготовке детей к школе является привитие им коммуникативных качеств – пересказ, составление описательных рассказов, рассказов из личного опыта. А деткам, находящимся в коррекционных группах – это даётся непросто.
Работая в группе с общим развитием я познакомилась с программой «Предшкола нового поколения» в которую включё н раздел: «художественно – эстетического воспитания». Где дети учатся воспринимать, описывать предметы природы через исследовательскую деятельность.
Начав работать с детьми с ЗПР, я решила применить исследовательскую деятельность в описательных рассказах, по средствам бумаги и ткани.
Для составления рассказа по теме «Весна», я использовала следующий приём.
Рассмотрев картину, предложила детям тканевую основу зелёного цвета, попросила детей потрогать, и описать, что они чувствуют. Дети воочию убеждаются, и дают довольно таки разнообразные ответы: «Трава мягкая, шёлковая, нежная и т. д.». Я обращаю внимания детей, что не только трава, но и листва на деревьях весной тоже такая же нежная и т. д.
Затем предлагаю детям взять жёлтый круг, который они будут ассоциировать с весенним солнышком, так как бумага имеет свойство нагреваться, я прошу детей потрогать, какое тёплое весеннее солнышко, дети держат в руках бумагу и действительно ощущают от неё тепло, а вот фольга символизирует ещё холодную реку. Таким образом, у детей уже сформировалось представления о бедующем рассказе, они уже без труда могут сказать, что весной появляется нежная, шелковистая, мягкая травка, светло зелёные листочки на деревьях, а так же они обязательно скажут о том, что светит яркое, тёплое солнышко. Затем дополняем полянку первоцветами и насекомыми.
Таким образом, на мой взгляд, интересно для детей и без особого труда для себя я подвожу ребёнка к описательному образу весны.
Тактильное восприятие помогает не только представлять, но ощущать предметы, что позволяет им дать описательную характеристику предмету или качеству той же природы.
Составляя описательный рассказ о зиме, я использовала бумагу, соответственно синего цвета. Снежинки из наждачной бумаги, кусочки ваты для сугробов, фольга для льдинок. Всё это помогает ощутить и почувствовать ребёнку. Что зимой - колючий снег, пушистые сугробы, скользкий, блестящий лёд. Предметы заменители цветные камешки помогут ребёнку запомнить цвет одежды, а также помогут определить место расположения объекта.
Используя тактильное восприятие в своей работе, я поняла, что детям намного легче составить описательный рассказ, дать характеристику какому – либо предмету, если он ощутит его часть свойств на собственном опыте.