Елена Шевченко
Тренинг «Тропинка материнской любви»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга:способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.
Задачи:
- показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их;
- Создать атмосферу взаимного доверия между родителями и педагогами;
- показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
Участники: родители, дети старшей группы, воспитатель.
Публикация «Тренинг „Тропинка материнской любви“» размещена в разделах
Оборудование: магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры).
Время: 1 час
Место проведения: кабинет психолога
Ход тренинга:
Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу.
Психолог
Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли к нам. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья.
Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
Психолог
Перед тем как начать нашу встречу давайте с вами познакомимся. Соберем прекрасный букет из наших имен, а для этого каждый из вас по очереди назовет свое имя и цветок, начинающийся на первую букву вашего имени, начнем с меня (например, Оксана - одуванчик).
Игра на знакомство «Имя – цветок»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Мамы садятся на стулья, которые стоят в кругу и по очереди представляют своё имя и называют цветок, начинающийся на первую букву имени.
Психолог:
Какой прекрасный букет мы с вами собрали, и я рада знакомству с вами.
Сегодня наша встреча посвящена Дню матери, праздника в честь всех мам. Праздник этот проходит без шума, так же незаметно, как мама выполняет свое высокое предназначение- продолжает жизнь.
Есть в природе знак святой и вещий,
ярко обозначенный в веках:
самая прекрасная из женщин
– женщина с ребенком на руках.
Каждая женщина мечтает ощутить и познать таинство материнства. Материнство - это один из важнейших путей в жизниженщины. И на этом пути женщине предстоит исполнить Великую Миссию Материнства: выносить, родить, вскормить и воспитать достойногочеловека, чтобы с гордостью сказать: «Я человеку подарила мир, а миру человека».
Задача и желание каждой матери воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? Возможно, после сегодняшнего тренинга вы сможете ответить на эти вопросы.
Психолог
Трудно переоценить влияние матери на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых говорится о материнской любви. Продолжите пословицу.
Мозговой штурм «Продолжи пословицу»
1. При солнышке тепло, (при матери добро).
2. Птица рада солнышку, (а младенец матери)
3. Нет такого дружка, (как родная матушка).
4. У ребенка заболит пальчик, (а у мамы сердце)
5. Материнская ласка (конца не знает).
6. Материнский гнев, что весенний снег. (И много его выпадает, да скоро растает)
7. Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», (растет ребенок, как сорняк).
8. Умел дитя родить, (умей и научить).
9. Яблоко от яблони (далеко не падает).
Психолог
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Упражнение «Письмо»
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда – «ДЕТИ»:
«Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей»
2 команда – «РОДИТЕЛИ»:
«А вам предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей»
Обсуждение.
Психолог
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова.
Рефлексия.
• Что вы чувствуете сейчас?
• Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
• Захотелось что-нибудь сделать?
• Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?
Психолог:
«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.
С помощью карточек разделить родителей на две группы: «дети» и «родители»
(1 родитель садится на стул в центре круга, другим даются карточки с текстом)
1. Сегодня так не спокойно, кругом так много разных дорог, соблазнов, которые заведут тебя, неизвестно куда. Посиди-ка ты лучше дома, а я поищу подходящую для тебя компанию. (родитель завязывает «своему ребенку» ноги)
2. Ты конечно, молодец, и скоро научишься своими руками делать все хорошо. Но сейчас у меня нет времени ждать, пока ты все испортишь, и мне придется все переделывать. Ты посиди, а я все сделаю сама. (родитель связывает «своему ребенку» руки)
- 3. Меня не будет некоторое время, а компьютер и телевизор, и все что они показывают, не внушают мне доверия. Я лучше включу тебе аудиодиск с полезной для тебя информацией. (родитель завязывает «своему ребенку» глаза и уши платком)
Как вы себя чувствуете в роли ребенка?
Предполагаемый ответ «ребенка».
Желание сбросить все немедленно и убежать навсегда, так как мне очень неуютно в таком виде.
Психолог:
Именно так ощущают себя наши дети, когда мы своим вечным недовольством, а главное, своим желанием сделать, как лучше порой вредим своему ребёнку. И очень важно направлять, а не указывать!
Психолог:
На материнских плечах лежит огромное количество обязанностей, скажите, вы устаете от них?
Ответы родителей
Да, порой валишься с ног, сильно устаешь на работе.
Психолог: Как вы думаете, легко ли пройти по этой ленточке, которая лежит на полу?
Ответы родителей:
Да легко.
Психолог:
Сейчас я попрошу выйти ко мне маму (имя мамы). Перед вами лежит лента, пройдите по ней. (мама проходит по ленте)
Психолог:
А теперь я буду вам в руки давать материнские обязанности.
Упражнение «Охапка обязанностей»
Психолог дает в руки маме большие коробки, на которых написано: уборка, стирка, готовка, глажка, посуда, игры с ребенком, занятия с ребенком.
Психолог:
А теперь как думаете, сможете ли вы пройти по ленте?
Ответ родителей:
Нет, это сложно, потому что из-за коробок мне не видно ленту.
Психолог забирает коробки, мама присаживается на своё место.
Психолог:
Дорогие мамы, вам нужно уметь отдыхать и расслабляться, чтобы охапка обязанностей не мешала хорошему настроению, и не скапливалось чувство усталости. Для этого мы с вами выполним релаксационное упражнение «Цветок».
Релаксационное упражнение «Цветок»
Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что вы прекрасный цветок, который растет на чудесной поляне. Почувствуйте, как вас согревают лучи солнца, вам тепло, спокойно, хорошо. Над вами необычайно красивое голубое небо с пушистыми белыми облаками. Вас обдувает легкий ветерок, вы чувствуете аромат других цветов, которые растут на поляне. Вы наполняетесь радостью и добром. Вы дышите легко, спокойно, глубоко. Вы дышите легко, спокойно, глубоко. Открываем глаза. Посмотрите по сторонам и улыбнитесь друг другу.
Психолог:
Что вы чувствуете после этого упражнения?
Ответы родителей.
Расслабление, ушла усталость, появилась легкость.
Психолог:
Когда вы выполняли релаксационное упражнение, каждый представлял себя каким-то цветком, нарисуйте его.
[ b]Родители присаживаются за столы и рисуют цветы.
[/b]
Психолог:
Теперь вырежьте ваши цветы.
Родители вырезают цветы.
Психолог:
Представьте, что доска — это поляна, но она пока пуста и на ней ничего не растет, давайте украсим её вашими цветами.
Родители закрепляют цветы на доске.
Психолог
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, стесняются приласкать ребенка просто так. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Психолог
И в завершении нашей встречи я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
Хочется сказать слова благодарности всем мамам, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Пусть каждой маме дети чаще говорят теплые слова!
Путь по тропинке любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути! До новых встреч!