гугкаева лали
Тренинг для родителей «У ребенка кризис 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей.
«У ребенка кризис 3 лет»
Цели и задачи тренинга : выработать правила общения с детьми 3 лет;
-повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития;
-сформулировать у них психологическую готовность общаться с ребенком,учитывая особенности кризисного периода.
Задачи: сформулировать у родителей ответственную позицию в вопросах воспитания и развития ребенка 3 лет;
Публикация «Тренинг для родителей „У ребенка кризис 3 лет“» размещена в разделах
-сформулировать основные симптомы кризиса 3 лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период;
-развивать способность понимать эмоциональное состояние,сопереживать ему, улучшить рефлексию во взаимоотношении с ним ;
-снять эмоциональное напряжение ;
- обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период кризиса.
Материал и оборудование:
-декоративное оформление помещение,которое создаст творческую атмосферу
-клубок ниток.
-листы с изображением двух ладоней (для каждого участника)
-задания для квеста : 2 кроссворда.
- спокойная музыка.
- памятка для родителей (по количеству участников).
Ход тренинга :
Звучит спокойная музыка. Столы расставлены по кругу. На них лежат веточки икебаны,листы бумаги.
Психолог: Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе! Сегодня мы поговорим о том, как развивается ребенок в 3 года. На этом возрастном этапе он начинает осознавать себя как личность,его эмоциональные переживания становятся глубже,расширяется сфера деятельности,интенсивнее идет психофизическое развитие. Становление детской личности связано с эмоциональной сферой, сферой интересов и мотивами поведения. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно в семье ребенок учится радоваться,огорчаться,удивлять. любить. Характер общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие. Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы,давайте поприветствуем друг друга.
Участники передают клубок ниток и называют свое имя.
Цель: создать положительный настрой и творческую атмосферу.
Игра: «Никто не знает,что я …»
Психолог берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому. Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение : «Никто не знает,что я…» Так участник рассказывает о своих интересах «. Например :» очень люблю готовить», собираю коллекцию …»
Психолог: А теперь поговорим о наших детях,их качествах.
Упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок!»
Психолог дает каждому участнику лист и предлагает нарисовать ладонь. Задача родителей на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество,которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка. Родители представляют свои описания.
Психолог :Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества,которые вам не по душе,при правильных действиях,которыми вы овладеете,скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут. Тему нашей встречи,чтобы не раскрывать интриги, я бы назвала так: «Что с моим ребенком?» Тем важная, и насущная. Я решила вас собрать,чтобы понять почему в определенный момент жизни у вашего ребенка поведение, настроение,отношение к вам меняется в худшую сторону и что в этом случае надо делать. Давайте посмотрим небольшой видеоролик.
У частники тренинга смотрят видеоролик» День за днем мы растем «о том, как дети играли,занимались и вели себя в разные режимные моменты в ДОУ.
Воспитатель: Вы увидели, какими стали ваши дети. Они быстро развиваются,многому научились. Но нервная система дошкольника 3 лет неустойчива. Настроение меняется в зависимости от ситуации. Наблюдаете ли вы сейчас изменения в эмоциональном состоянии своих детей и их поведении?
Задание «Особенности поведения»
Воспитатель раздает карточки с утверждениями. Задача родителей – отметить те утверждения, которые соответствуют поведению их детей.
На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется,что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот,поступает назло,бросает игрушки грубит. Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает,сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется,хнычет,простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него.
Это кризис.
Психолог: Предлагаю вам принять участие в «Квест – игре»
«Поиск симптомов кризиса 3 лет»
1-й симптом – негативизм.
Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.
По горизонтали;
1. Атмосфера. ( ответ : Небо).
2. Деревенские пашни. (поле)
3. Городская птица (голубь)
4. Цветок (роза)
5. Бывает слоеный (торт)
6. Любимая детская забава (игра)
7. Блюдо из риса (плов)
8. Маленькая лошадка (пони)
9. Холодное время года (зима)
10. Средство переправы на другой берег (паром).
Правильный ответ :Негативизм.
Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например,ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят : «Иди катайся» Он отвечает :» Не пойду». Дело в том, что в голосе
Он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней,по их мнению, опеки, но специально делают то,что им запрещено.
2- ой симптом –Своеволие.
Психолог предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово,которое получилось из букв по вертикали.
1. Предмет мебели (стол)
2. Предмет гордости рыбака (улов)
3. Этого нет в юрте (окно)
4. Мужской шарф (кашне)
5. Часть поезда (вагон)
6. Крупа для цыплят (пшено)
7. Жаркое время года (лето)
8. Цветная пудра для глаз (тени)
9. Вечнозеленое дерево (елка)
Правильный ответ : Своеволие.
Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет,борется за свою самостоятельность.
Воспитатель: Игра «Закончи мысль»
Воспитатель предлагает родителям закончить предложение : «Капризы ребенка вызывают у меня …», «Упрямство побуждает меня…»Затем просит объяснить,почему они закончили предложение именно так, и обсуждают с родителями несколько их высказываний.
Психолог: Упражнение «Хвасталки»
Каждый участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку.
На каждую реплику члены группы отвечают :» Мы рады за тебя!»
Надеемся,что проведенный тренинг и рекомендации будут для
Вас полезными и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме
того, мы подготовили для вас памятки.
Родители получают памятки с советами педагога – психолога.
В конце тренинга родители становятся в круг, передавая клубок ниток, и говорят друг другу пожелания.