Татьяна Макарова
Тренинг для родителей «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 г. Тары»
Тарского муниципального района Омской области
Тренинг для родителей «Моя семья»
Макарова Татьяна Николаевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
г. Тара – 2017 г.
Цель:
-установление позитивного взаимодействия, осознание ролевых функций -членов семьи, мотивация родителей на социально значимые семейные ценности.
Задачи:
-определить понятие семьи, ее функции, нравственные основы;
Публикация «Тренинг для родителей „Моя семья“» размещена в разделах
-определить сложившиеся отношения между членами семьи;
-формулировать нравственные основы семьи;
-моделировать наиболее комфортные отношения для своей семьи;
Материалы: мяч, бумажные сердечки, листы бумаги А4, цветные карандаши,
фломастеры, магнитофон, музыкальные записи, солнышко, лучики, большое сердце из ватмана с наклеенными сердечками, свечи.
Ход тренинга
Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы поговорим о ваших семьях, значении родителей в жизни детей. Начнем наш тренинг со знакомства.
1) Тренинг “ЗНАКОМСТВО”
Воспитатель. Так как мы все мамы, а когда-то мы были детьми. Поэтому ребенок в нас живет всегда, а взрослыми мы становимся постепенно. Сегодня мы попробуем вернуться к нашему состоянию ребенка и немножко поиграем. А сейчас давайте познакомимся поближе, потому что зрительно мы друг друга знаем, но не знаем, может быть по имени, поэтому напишите на сердечке свое имя, т. е. как бы вы хотели, чтобы вас сегодня называли. Также подумай те, как вы можете представить себя одним словом, причем оно должно начинаться с первой буквы вашего имени / например: Ваня – внимательный, Сергей – серьезный и т. д.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга.
2) Упражнение “Ток”.
Беремся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки – это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия. А теперь передавая мяч, друг другу, расскажите о своей семье.
Кто может сказать, что такое семья? Правильно, вы все молодцы! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди.
Вступительное слово.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. Семейная жизнь требует от человека разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни.
Начиная с родительской семьи все они передаются из поколения поколение. Какие знания вы передаете в своей семье?
Все мы рождаемся, растём, развиваемся в семье. Нам необходимо, чтобы рядом были близкие, любимые люди. Именно для детей семья является источником развития, познания, формирования и понимания. Семья делает их счастливыми. Не всегда мы осознаём это.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.
Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
3) Упражнение «СЕМЬ Я»
Впишите в сердечки имена членов вашей семьи. Стрелочками укажите отношения между ними: прямой — хорошие отношения, волнистой линией — эмоционально-неуравновешенные, пунктиром — слабые, жирной линией — авторитарные. При выделении отношений можно добавить свои опознавательные знаки с учетом индивидуальных особенностей вашей семьи Обменяйтесь мнениями по поводу восприятия в семье сложившихся отношений между ее членами.
4) Упражнение "В детстве я мечтала… "
Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»
Это упражнение способствует погружению родителей в детское эго-состояние.
Мы, взрослые, порой забываем, что наш ребенок – это не наша копия, у них тоже есть чувства, увлечения, которые мы порой не принимаем во внимание.
5) Упражнение “Мои качества и качества моего ребенка”
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Вам нужно будет написать свое одно положительное качество, то, что вы в себе любите, цените и это достижение. Далее во втором столбце напишите то качество, которое вы не любите, не цените и хотели бы от него избавиться. В третей колонке попробуйте указать достоинства вашего отрицательного качества /что мы от него имеем, потому что ничего в жизни не бывает просто так.
И вторым пунктом будут:
- Хорошее качество вашего ребенка, самое ценное качество, которое вы на сегодняшний момент цените в своем ребенке.
- Плохое качество, которое вам не нравиться, с которым вы миритесь или не миритесь, вы хотите чтобы ребенок от него избавился.
- напишите “+” этого отрицательного качества ребенка.
Давайте теперь попробуем работать следующим образом:
- сейчас мы берем вот это качество, которое мы не ценим в ребенке, от которого хотим избавится и выносим его на аудиторию;
- называя это качество, мы просим своего соседа назвать положительные свойства этого качества;
- вы недовольны чем-то, каким-то качеством вашего ребенка, попробуйте назвать его вашей соседке /например, мой ребенок имеет плохое качество, мой ребенок не должен быть таким…/;
- если кто-то хочет добавить что-то свое, пожалуйста, можно дополнять.
Итог. В каждом отрицательном качестве положительные стороны. Есть такие качества в человеке, которые мы называем вредными привычками. Эти привычки дети копируют с родителей (не любит читать, не любит слушать, когда ему читают, разбрасывает вещи, грубят взрослым, дерутся, обзываются и т. д.). И нам, родителям, нужно в первую очередь, пересмотреть свои привычки и свое отношение к ребенку и быть образцом всего хорошего для своего ребенка.
6) Упражнение “Лучики”
Воспитатель.
Я раздаю вам лучики. На них напишите одно качество, которое вы бы хотели видеть в своем ребенке.
Посмотрите на наше “Солнышко”. Солнышко – это наш ребенок. А чего не хватает нашему солнышку?
Давайте прикрепим к солнышку лучики и посмотрим каким стал наш ребенок.
Мы хотим, чтобы наш ребенок был … (перечисляет качества с солнышка). Что нам нужно сделать для этого?
Дискуссия “Успешность семейного воспитания”
Чтобы правильно выстраивать общение с собственным ребенком я предлагаю вам ознакомиться с важными условиями успешности семейного воспитания
1. Единство требований всех членов семьи
2. Наличие разумного авторитета родителей
3. Разумность родительской любви
4. Традиции в семье
5. Правильное использование наказания и поощрения
6. Наличие благоприятного психологического климата в семье
7) Упражнение «Нравственные основы семьи»
Педагог называет нравственные принципы, по которому живет семья : «Взаимное уважение в семье», «Забота о воспитании детей», «Один за всех, все за одного». Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи. Беседа по кругу.
8) Упражнение “Свеча”
Воспитатель.
У меня в руках горящая свеча. Она символизирует семейный очаг. Я попрошу вас взять по маленькой свечке и встать в круг. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть, опирайтесь на сильные стороны своего ребенка
Рефлексия
Воспитатель.
Чтобы вы хотели пожелать родителям, чтобы их ребенок гармонично развивался в семье и комфортно чувствовал себя в окружающем его мире
На этом большем сердце расположенные сердечки, которые вырезали и наклеивали ваши дети. Давайте по краям большого сердца поставим наши свечки и будем всегда помнить, что наши дети нуждаются в нашей заботе, тепле и любви.
А сейчас попрошу вас ответить на вопросы:
1) Что было значимого для вас сегодня?
2) Какие ощущения остались?
3) Что вам дал тренинг?
Приклейте пожалуйста ваши маленькие сердечки на сердца детей.
А я хочу вам пожелать:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
На этом наша встреча подошла к концу. Я очень рада, что вы нашли время и пришли к нам. Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 г. Тары»
Тарского муниципального района Омской области
Тренинг для родителей «Моя семья»
Макарова Татьяна Николаевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
г. Тара – 2017 г.
Цель:
-установление позитивного взаимодействия, осознание ролевых функций -членов семьи, мотивация родителей на социально значимые семейные ценности.
Задачи:
-определить понятие семьи, ее функции, нравственные основы;
-определить сложившиеся отношения между членами семьи;
-формулировать нравственные основы семьи;
-моделировать наиболее комфортные отношения для своей семьи;
Материалы: мяч, бумажные сердечки, листы бумаги А4, цветные карандаши,
фломастеры, магнитофон, музыкальные записи, солнышко, лучики, большое сердце из ватмана с наклеенными сердечками, свечи.
Ход тренинга
Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы поговорим о ваших семьях, значении родителей в жизни детей. Начнем наш тренинг со знакомства.
1) Тренинг “ЗНАКОМСТВО”
Воспитатель. Так как мы все мамы, а когда-то мы были детьми. Поэтому ребенок в нас живет всегда, а взрослыми мы становимся постепенно. Сегодня мы попробуем вернуться к нашему состоянию ребенка и немножко поиграем. А сейчас давайте познакомимся поближе, потому что зрительно мы друг друга знаем, но не знаем, может быть по имени, поэтому напишите на сердечке свое имя, т. е. как бы вы хотели, чтобы вас сегодня называли. Также подумай те, как вы можете представить себя одним словом, причем оно должно начинаться с первой буквы вашего имени / например: Ваня – внимательный, Сергей – серьезный и т. д.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга.
2) Упражнение “Ток”.
Беремся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки – это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия. А теперь передавая мяч, друг другу, расскажите о своей семье.
Кто может сказать, что такое семья? Правильно, вы все молодцы! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди.
Вступительное слово.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. Семейная жизнь требует от человека разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни.
Начиная с родительской семьи все они передаются из поколения поколение. Какие знания вы передаете в своей семье?
Все мы рождаемся, растём, развиваемся в семье. Нам необходимо, чтобы рядом были близкие, любимые люди. Именно для детей семья является источником развития, познания, формирования и понимания. Семья делает их счастливыми. Не всегда мы осознаём это.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.
Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
3) Упражнение «СЕМЬ Я»
Впишите в сердечки имена членов вашей семьи. Стрелочками укажите отношения между ними: прямой — хорошие отношения, волнистой линией — эмоционально-неуравновешенные, пунктиром — слабые, жирной линией — авторитарные. При выделении отношений можно добавить свои опознавательные знаки с учетом индивидуальных особенностей вашей семьи Обменяйтесь мнениями по поводу восприятия в семье сложившихся отношений между ее членами.
4) Упражнение "В детстве я мечтала… "
Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»
Это упражнение способствует погружению родителей в детское эго-состояние.
Мы, взрослые, порой забываем, что наш ребенок – это не наша копия, у них тоже есть чувства, увлечения, которые мы порой не принимаем во внимание.
5) Упражнение “Мои качества и качества моего ребенка”
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Вам нужно будет написать свое одно положительное качество, то, что вы в себе любите, цените и это достижение. Далее во втором столбце напишите то качество, которое вы не любите, не цените и хотели бы от него избавиться. В третей колонке попробуйте указать достоинства вашего отрицательного качества /что мы от него имеем, потому что ничего в жизни не бывает просто так.
И вторым пунктом будут:
- Хорошее качество вашего ребенка, самое ценное качество, которое вы на сегодняшний момент цените в своем ребенке.
- Плохое качество, которое вам не нравиться, с которым вы миритесь или не миритесь, вы хотите чтобы ребенок от него избавился.
- напишите “+” этого отрицательного качества ребенка.
Давайте теперь попробуем работать следующим образом:
- сейчас мы берем вот это качество, которое мы не ценим в ребенке, от которого хотим избавится и выносим его на аудиторию;
- называя это качество, мы просим своего соседа назвать положительные свойства этого качества;
- вы недовольны чем-то, каким-то качеством вашего ребенка, попробуйте назвать его вашей соседке /например, мой ребенок имеет плохое качество, мой ребенок не должен быть таким…/;
- если кто-то хочет добавить что-то свое, пожалуйста, можно дополнять.
Итог. В каждом отрицательном качестве положительные стороны. Есть такие качества в человеке, которые мы называем вредными привычками. Эти привычки дети копируют с родителей (не любит читать, не любит слушать, когда ему читают, разбрасывает вещи, грубят взрослым, дерутся, обзываются и т. д.). И нам, родителям, нужно в первую очередь, пересмотреть свои привычки и свое отношение к ребенку и быть образцом всего хорошего для своего ребенка.
6) Упражнение “Лучики”
Воспитатель.
Я раздаю вам лучики. На них напишите одно качество, которое вы бы хотели видеть в своем ребенке.
Посмотрите на наше “Солнышко”. Солнышко – это наш ребенок. А чего не хватает нашему солнышку?
Давайте прикрепим к солнышку лучики и посмотрим каким стал наш ребенок.
Мы хотим, чтобы наш ребенок был … (перечисляет качества с солнышка). Что нам нужно сделать для этого?
Дискуссия “Успешность семейного воспитания”
Чтобы правильно выстраивать общение с собственным ребенком я предлагаю вам ознакомиться с важными условиями успешности семейного воспитания
1. Единство требований всех членов семьи
2. Наличие разумного авторитета родителей
3. Разумность родительской любви
4. Традиции в семье
5. Правильное использование наказания и поощрения
6. Наличие благоприятного психологического климата в семье
7) Упражнение «Нравственные основы семьи»
Педагог называет нравственные принципы, по которому живет семья : «Взаимное уважение в семье», «Забота о воспитании детей», «Один за всех, все за одного». Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи. Беседа по кругу.
8) Упражнение “Свеча”
Воспитатель.
У меня в руках горящая свеча. Она символизирует семейный очаг. Я попрошу вас взять по маленькой свечке и встать в круг. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть, опирайтесь на сильные стороны своего ребенка
Рефлексия
Воспитатель.
Чтобы вы хотели пожелать родителям, чтобы их ребенок гармонично развивался в семье и комфортно чувствовал себя в окружающем его мире
На этом большем сердце расположенные сердечки, которые вырезали и наклеивали ваши дети. Давайте по краям большого сердца поставим наши свечки и будем всегда помнить, что наши дети нуждаются в нашей заботе, тепле и любви.
А сейчас попрошу вас ответить на вопросы:
1) Что было значимого для вас сегодня?
2) Какие ощущения остались?
3) Что вам дал тренинг?
Приклейте пожалуйста ваши маленькие сердечки на сердца детей.
А я хочу вам пожелать:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
На этом наша встреча подошла к концу. Я очень рада, что вы нашли время и пришли к нам.