Русакова Ирина
Традиционная культура как оптимальная среда детства
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционная культура как оптимальная среда детства
И. В. Русакова, старший воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребенка –
детский сад № 10 «Радуга» г. Новоалтайска
Традиционная культура – оптимальная среда детства
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть!
Стали в круг и посчитали,
Мы водилку выбирали!
Публикация «Традиционная культура как оптимальная среда детства» размещена в разделах
Игра всегда составляла неотъемлемую, значимую часть не только в жизни ребенка, но и взрослого человека, сопровождала его на протяжении всей его жизни. Слово «играть» можно определить как деятельность детей, содержащее в себе определенные правила и служащее для досуга, развлечения.
С древних пор игра всегда была важной частью жизни человека. У славян существовала целая система, которая состояла не только из упражнений, но и игр для того, чтобы подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни. Многие русские народные игры содержат элементы языческих обрядов, ритуалов: достаточно вспомнить скороговорки, считалки, заклички. В них присутствует юмор, шутки, задор. До сегодняшнего дня они сохраняют всю свою прелесть: художественную, самобытную, а также несут в себе эстетическое значение.
Педагогический коллектив МБДОУ ЦРР-детского сада № 10 «Радуга» уделяет немаловажное значение этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста на традициях и культуре русского народа, поэтому русская народная игра сопровождает малыша с момента поступления в дошкольное учреждение и до выпуска его из детского сада. Русская народная игра, как и игра в целом, способствует укреплению контактов между детьми и тем самым участвует в процессе социализации приятным для дошкольников способом. Общаясь со сверстниками, дошкольники могут выстраивать взаимоотношения игровыми способами, это и разрешение конфликтов, и организация дружеских досугов. Для того, чтобы погасить ссору, широко используется мирилка «Мирись, мирись и больше не дерись….», для того, чтобы выяснить, кто же самый находчивый, проворный, решительный, ребята постарше используют игры «Воевода», «Ворон», «Лапта». Народные детские игры очень многообразны: это игры, где используются игрушки (с куклой в «дочки-матери»); игры с движением; игры с хороводами и песнями («Золотые ворота», «Дрема», «Яблонька» и многие другие); с завязанными глазами («Жмурки»); с мячом и веревочкой; игры девические («Колечко», «Горелки», «Обруч»); игры мужские («Чехарда», «Кости, или зерна», «Шашки», «Шахматы», «Борьба», игры обоего пола («Столбики», «Кошки-мышки», «Коршун»). Народные игры, применяемые педагогами в своей работе, характеризуются выразительностью и доступностью для дошкольников. Народная игра расширят кругозор малыша, заставляет активно работать мысли, уточняет представления об окружающем мире, совершенствует все психические процессы. Все свои жизненные впечатления и переживания наши малыши отражают в игре, которая перевоплощается в конкретный образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору»).
Ребенок увлекается и воспитывается игровой ситуацией, а диалоги, которые присутствуют в некоторых играх, побуждают ребенка к умственной деятельности, требуя умения подчеркнуть этот образ. В играх где нет сюжета и где ведущее место занимает выполнение конкретных игровых заданий, познавательного материала не меньше, который обогащает, расширяет, развивает мышление и самостоятельность действий ребенка. Так, например, игры «Палочка-выручалочка», «Пятнашки» требуют проявления быстроты и правильности реакции, поскольку это выполнение действий приведет к нужному результату. В правилах игры заложено огромное воспитательное значение, определяющее весь ход игры, которое регулирует действия и поведения играющих, их взаимоотношения, способствует волевым формированиям, создает такие условия, при которых ребенок не может не проявлять воспитываемые качества. Так, например, в игре «Коршун и наседка», коршун, по правилам, ловит только одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Здесь воспитываются такие качества как внимание, выдержка, проявление чувства коллективизма.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь наших воспитанников всегда было и остается глубокое знание игрового репертуара и свободное владение им, а также методикой педагогического руководства. Педагоги, используя народные игры, добиваясь выполнения игровых действий, пробуждают у детей интерес, воображение, смекалку. В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью выполнения, которые должны соответствовать правилам. Делает краткие указания, регулирует настроения и взаимоотношения играющих. Одним словом, задача педагога – научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Функции игры разнообразны, но наиболее важный аспект игры – психотерапевтический, потому, что основная причина пограничных психических состояний и отклонений поведения детей кроется в проблемах контактных взаимоотношений, которые могут приводить к неврозам. Подвижная народная игра помогает ребенку справиться с переживаниями, которые мешают нормальным взаимоотношениям. На практике нами замечено, что дети не желают принимать участие в определенной игре, имея печальный опыт проигрыша в ней. Чтобы сгладить у детей чувство неуверенности в себе, мы стараемся проводить игры, где нет явного победителя и проигравшего, в которых дети повторяют общие движения за ведущим («Золотые ворота», «Дударь», «Как у дяди Трифона»). Универсальность народной игры состоит в том, что могут видоизменяться правила, условия проведения, при этом функция игры, ее воспитательная роль и значение не меняются.
Работая с детьми, мы используем народные игры «Дударь», «Как у дяди Трифона» для ознакомления с новыми движениями, такими как «ковырялочка», «притопы», «присядки».
Во многих играх дети получают знания и представления о мире и обществе (игра «Горшки»). Это ролевая имитация купли-продажи на ярмарке, с диалогом покупателя и продавца; «Дуйся пузырь» - «замешивание теста», где дети должны правильно выполнить действия, запомнить, какие продукты для этого нужны.
В играх, где водящий должен поймать всех остальных («Баба Яга», «У медведя во бору», детям больше нравится догонять других, поэтому часто они специально поддаются водящему. Им хочется стать главным, действующим лицом. В игре «Коршун и цыплята» дети получают сведения о любви матери, ее самопожертвовании ради счастья своих детей.
Наше общество будет здоровым и наша нация будет жить, если будет сохранена народная традиционная культура во всем ее многообразии, если достойное место в нашей жизни займет русский детский игровой фольклор.