Получи документы

Традиционная культура как оптимальная среда детства

Русакова Ирина
Традиционная культура как оптимальная среда детства

Традиционная культура как оптимальная среда детства

И. В. Русакова, старший воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Центр развития ребенка –

детский сад № 10 «Радуга» г. Новоалтайска

Традиционная культура – оптимальная среда детства

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы играть!

Стали в круг и посчитали,

Мы водилку выбирали!

Публикация «Традиционная культура как оптимальная среда детства» размещена в разделах

Игра всегда составляла неотъемлемую, значимую часть не только в жизни ребенка, но и взрослого человека, сопровождала его на протяжении всей его жизни. Слово «играть» можно определить как деятельность детей, содержащее в себе определенные правила и служащее для досуга, развлечения.

С древних пор игра всегда была важной частью жизни человека. У славян существовала целая система, которая состояла не только из упражнений, но и игр для того, чтобы подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни. Многие русские народные игры содержат элементы языческих обрядов, ритуалов: достаточно вспомнить скороговорки, считалки, заклички. В них присутствует юмор, шутки, задор. До сегодняшнего дня они сохраняют всю свою прелесть: художественную, самобытную, а также несут в себе эстетическое значение.

Педагогический коллектив МБДОУ ЦРР-детского сада № 10 «Радуга» уделяет немаловажное значение этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста на традициях и культуре русского народа, поэтому русская народная игра сопровождает малыша с момента поступления в дошкольное учреждение и до выпуска его из детского сада. Русская народная игра, как и игра в целом, способствует укреплению контактов между детьми и тем самым участвует в процессе социализации приятным для дошкольников способом. Общаясь со сверстниками, дошкольники могут выстраивать взаимоотношения игровыми способами, это и разрешение конфликтов, и организация дружеских досугов. Для того, чтобы погасить ссору, широко используется мирилка «Мирись, мирись и больше не дерись….», для того, чтобы выяснить, кто же самый находчивый, проворный, решительный, ребята постарше используют игры «Воевода», «Ворон», «Лапта». Народные детские игры очень многообразны: это игры, где используются игрушки (с куклой в «дочки-матери»); игры с движением; игры с хороводами и песнями («Золотые ворота», «Дрема», «Яблонька» и многие другие); с завязанными глазами («Жмурки»); с мячом и веревочкой; игры девические («Колечко», «Горелки», «Обруч»); игры мужские («Чехарда», «Кости, или зерна», «Шашки», «Шахматы», «Борьба», игры обоего пола («Столбики», «Кошки-мышки», «Коршун»). Народные игры, применяемые педагогами в своей работе, характеризуются выразительностью и доступностью для дошкольников. Народная игра расширят кругозор малыша, заставляет активно работать мысли, уточняет представления об окружающем мире, совершенствует все психические процессы. Все свои жизненные впечатления и переживания наши малыши отражают в игре, которая перевоплощается в конкретный образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору»).

Ребенок увлекается и воспитывается игровой ситуацией, а диалоги, которые присутствуют в некоторых играх, побуждают ребенка к умственной деятельности, требуя умения подчеркнуть этот образ. В играх где нет сюжета и где ведущее место занимает выполнение конкретных игровых заданий, познавательного материала не меньше, который обогащает, расширяет, развивает мышление и самостоятельность действий ребенка. Так, например, игры «Палочка-выручалочка», «Пятнашки» требуют проявления быстроты и правильности реакции, поскольку это выполнение действий приведет к нужному результату. В правилах игры заложено огромное воспитательное значение, определяющее весь ход игры, которое регулирует действия и поведения играющих, их взаимоотношения, способствует волевым формированиям, создает такие условия, при которых ребенок не может не проявлять воспитываемые качества. Так, например, в игре «Коршун и наседка», коршун, по правилам, ловит только одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Здесь воспитываются такие качества как внимание, выдержка, проявление чувства коллективизма.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь наших воспитанников всегда было и остается глубокое знание игрового репертуара и свободное владение им, а также методикой педагогического руководства. Педагоги, используя народные игры, добиваясь выполнения игровых действий, пробуждают у детей интерес, воображение, смекалку. В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью выполнения, которые должны соответствовать правилам. Делает краткие указания, регулирует настроения и взаимоотношения играющих. Одним словом, задача педагога – научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Функции игры разнообразны, но наиболее важный аспект игры – психотерапевтический, потому, что основная причина пограничных психических состояний и отклонений поведения детей кроется в проблемах контактных взаимоотношений, которые могут приводить к неврозам. Подвижная народная игра помогает ребенку справиться с переживаниями, которые мешают нормальным взаимоотношениям. На практике нами замечено, что дети не желают принимать участие в определенной игре, имея печальный опыт проигрыша в ней. Чтобы сгладить у детей чувство неуверенности в себе, мы стараемся проводить игры, где нет явного победителя и проигравшего, в которых дети повторяют общие движения за ведущим («Золотые ворота», «Дударь», «Как у дяди Трифона»). Универсальность народной игры состоит в том, что могут видоизменяться правила, условия проведения, при этом функция игры, ее воспитательная роль и значение не меняются.

Работая с детьми, мы используем народные игры «Дударь», «Как у дяди Трифона» для ознакомления с новыми движениями, такими как «ковырялочка», «притопы», «присядки».

Во многих играх дети получают знания и представления о мире и обществе (игра «Горшки»). Это ролевая имитация купли-продажи на ярмарке, с диалогом покупателя и продавца; «Дуйся пузырь» - «замешивание теста», где дети должны правильно выполнить действия, запомнить, какие продукты для этого нужны.

В играх, где водящий должен поймать всех остальных («Баба Яга», «У медведя во бору», детям больше нравится догонять других, поэтому часто они специально поддаются водящему. Им хочется стать главным, действующим лицом. В игре «Коршун и цыплята» дети получают сведения о любви матери, ее самопожертвовании ради счастья своих детей.

Наше общество будет здоровым и наша нация будет жить, если будет сохранена народная традиционная культура во всем ее многообразии, если достойное место в нашей жизни займет русский детский игровой фольклор.

Публикации по теме:

Фотоочерк «Индейская культура»Фотоочерк «Индейская культура» Людмила Рыбакова Фотоочерк «По ступенькам истории» (В очерке использованы фото выставки «Эльдорадо», проходившей в Москве в 2020г) ХV.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки» Цель: Приобщать детей к культуре донского народа, к традициям, любовь к народному национальному костюму. Задачи: - Познакомить детей с традиционной.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Традиционная якутская подледная рыбалка на карася «Мунха»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Традиционная якутская подледная рыбалка на карася «Мунха» Задачи: 1. Накопление и обогащение двигательной активности детей. 2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Папка-раскладушка для родителей «Экзотика кухни кочевников — традиционная калмыцкая кухня»Папка-раскладушка для родителей «Экзотика кухни кочевников — традиционная калмыцкая кухня» Калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков и не отличается большим разнообразием. Основными ингредиентами.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Традиционная культура как оптимальная среда детства
Опубликовано: 20 июня 2024 в 16:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиционная культура как оптимальная среда детства» (включая файлы) размещена пользователем Русакова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД