Получи документы

Традиционная культура как оптимальная среда детства

Русакова Ирина
Традиционная культура как оптимальная среда детства
▼ Скачать + Заказать документы

Традиционная культура как оптимальная среда детства

И. В. Русакова, старший воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Центр развития ребенка –

детский сад № 10 «Радуга» г. Новоалтайска

Традиционная культура – оптимальная среда детства

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы играть!

Стали в круг и посчитали,

Мы водилку выбирали!

Публикация «Традиционная культура как оптимальная среда детства» размещена в разделах

Игра всегда составляла неотъемлемую, значимую часть не только в жизни ребенка, но и взрослого человека, сопровождала его на протяжении всей его жизни. Слово «играть» можно определить как деятельность детей, содержащее в себе определенные правила и служащее для досуга, развлечения.

С древних пор игра всегда была важной частью жизни человека. У славян существовала целая система, которая состояла не только из упражнений, но и игр для того, чтобы подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни. Многие русские народные игры содержат элементы языческих обрядов, ритуалов: достаточно вспомнить скороговорки, считалки, заклички. В них присутствует юмор, шутки, задор. До сегодняшнего дня они сохраняют всю свою прелесть: художественную, самобытную, а также несут в себе эстетическое значение.

Педагогический коллектив МБДОУ ЦРР-детского сада № 10 «Радуга» уделяет немаловажное значение этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста на традициях и культуре русского народа, поэтому русская народная игра сопровождает малыша с момента поступления в дошкольное учреждение и до выпуска его из детского сада. Русская народная игра, как и игра в целом, способствует укреплению контактов между детьми и тем самым участвует в процессе социализации приятным для дошкольников способом. Общаясь со сверстниками, дошкольники могут выстраивать взаимоотношения игровыми способами, это и разрешение конфликтов, и организация дружеских досугов. Для того, чтобы погасить ссору, широко используется мирилка «Мирись, мирись и больше не дерись….», для того, чтобы выяснить, кто же самый находчивый, проворный, решительный, ребята постарше используют игры «Воевода», «Ворон», «Лапта». Народные детские игры очень многообразны: это игры, где используются игрушки (с куклой в «дочки-матери»); игры с движением; игры с хороводами и песнями («Золотые ворота», «Дрема», «Яблонька» и многие другие); с завязанными глазами («Жмурки»); с мячом и веревочкой; игры девические («Колечко», «Горелки», «Обруч»); игры мужские («Чехарда», «Кости, или зерна», «Шашки», «Шахматы», «Борьба», игры обоего пола («Столбики», «Кошки-мышки», «Коршун»). Народные игры, применяемые педагогами в своей работе, характеризуются выразительностью и доступностью для дошкольников. Народная игра расширят кругозор малыша, заставляет активно работать мысли, уточняет представления об окружающем мире, совершенствует все психические процессы. Все свои жизненные впечатления и переживания наши малыши отражают в игре, которая перевоплощается в конкретный образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору»).

Ребенок увлекается и воспитывается игровой ситуацией, а диалоги, которые присутствуют в некоторых играх, побуждают ребенка к умственной деятельности, требуя умения подчеркнуть этот образ. В играх где нет сюжета и где ведущее место занимает выполнение конкретных игровых заданий, познавательного материала не меньше, который обогащает, расширяет, развивает мышление и самостоятельность действий ребенка. Так, например, игры «Палочка-выручалочка», «Пятнашки» требуют проявления быстроты и правильности реакции, поскольку это выполнение действий приведет к нужному результату. В правилах игры заложено огромное воспитательное значение, определяющее весь ход игры, которое регулирует действия и поведения играющих, их взаимоотношения, способствует волевым формированиям, создает такие условия, при которых ребенок не может не проявлять воспитываемые качества. Так, например, в игре «Коршун и наседка», коршун, по правилам, ловит только одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Здесь воспитываются такие качества как внимание, выдержка, проявление чувства коллективизма.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь наших воспитанников всегда было и остается глубокое знание игрового репертуара и свободное владение им, а также методикой педагогического руководства. Педагоги, используя народные игры, добиваясь выполнения игровых действий, пробуждают у детей интерес, воображение, смекалку. В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью выполнения, которые должны соответствовать правилам. Делает краткие указания, регулирует настроения и взаимоотношения играющих. Одним словом, задача педагога – научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Функции игры разнообразны, но наиболее важный аспект игры – психотерапевтический, потому, что основная причина пограничных психических состояний и отклонений поведения детей кроется в проблемах контактных взаимоотношений, которые могут приводить к неврозам. Подвижная народная игра помогает ребенку справиться с переживаниями, которые мешают нормальным взаимоотношениям. На практике нами замечено, что дети не желают принимать участие в определенной игре, имея печальный опыт проигрыша в ней. Чтобы сгладить у детей чувство неуверенности в себе, мы стараемся проводить игры, где нет явного победителя и проигравшего, в которых дети повторяют общие движения за ведущим («Золотые ворота», «Дударь», «Как у дяди Трифона»). Универсальность народной игры состоит в том, что могут видоизменяться правила, условия проведения, при этом функция игры, ее воспитательная роль и значение не меняются.

Работая с детьми, мы используем народные игры «Дударь», «Как у дяди Трифона» для ознакомления с новыми движениями, такими как «ковырялочка», «притопы», «присядки».

Во многих играх дети получают знания и представления о мире и обществе (игра «Горшки»). Это ролевая имитация купли-продажи на ярмарке, с диалогом покупателя и продавца; «Дуйся пузырь» - «замешивание теста», где дети должны правильно выполнить действия, запомнить, какие продукты для этого нужны.

В играх, где водящий должен поймать всех остальных («Баба Яга», «У медведя во бору», детям больше нравится догонять других, поэтому часто они специально поддаются водящему. Им хочется стать главным, действующим лицом. В игре «Коршун и цыплята» дети получают сведения о любви матери, ее самопожертвовании ради счастья своих детей.

Наше общество будет здоровым и наша нация будет жить, если будет сохранена народная традиционная культура во всем ее многообразии, если достойное место в нашей жизни займет русский детский игровой фольклор.

Публикации по теме:

Фотоочерк «Индейская культура»Фотоочерк «Индейская культура» Людмила Рыбакова Фотоочерк «По ступенькам истории» (В очерке использованы фото выставки «Эльдорадо», проходившей в Москве в 2020г) ХV.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки» Цель: Приобщать детей к культуре донского народа, к традициям, любовь к народному национальному костюму. Задачи: - Познакомить детей с традиционной.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Традиционная якутская подледная рыбалка на карася «Мунха»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Традиционная якутская подледная рыбалка на карася «Мунха» Задачи: 1. Накопление и обогащение двигательной активности детей. 2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Папка-раскладушка для родителей «Экзотика кухни кочевников — традиционная калмыцкая кухня»Папка-раскладушка для родителей «Экзотика кухни кочевников — традиционная калмыцкая кухня» Калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков и не отличается большим разнообразием. Основными ингредиентами.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Традиционная народная кукла «Помощница на кухне»Традиционная народная кукла «Помощница на кухне» Уютного вечера от души желаю в этот час всем, кто заглянул на огонёк! Нынче наткнулась в интернете на рецепт хорошего настроения! Если стало.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Традиционная культура как оптимальная среда детства
Опубликовано: 20 июня 2024 в 16:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиционная культура как оптимальная среда детства» (включая файлы) размещена пользователем Русакова Ирина (УИ 1621457) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД