Получи документы

Традиции воспитания детей дошкольного возраста в регионах России

Тамара Цветкова
Традиции воспитания детей дошкольного возраста в регионах России
▼ Скачать + Заказать документы

В традиционных русских семьях человек с самого детства готовился стать членом коллектива, играть в нем определенную роль как в трудовой деятельности, так и в семье. Любое слово, обращенное к крохотному младенцу, лежащему в колыбели, было полно смысла и значения. В колыбельной, записанной в Каргопольском районе Архангельской области, малышу желают вырасти достойным доброго имени семьи:

«Уж ты спи, сынок, не майся,

Во свою семью удайся:

Ты удайся в того,

Кто работает добро,

Ты еще удайся в тех,

Кто в природе (в роду) лучше всех!

Будешь роду не простого,

Поколенья не пустого.»

Темочки:

Основу жизни ребенка в семье составлял труд. Трудиться дети начинали примерно с пяти лет, и это было желанным и почетным событием в жизни ребенка, знаменую собой определенный этап его взросления. Главная эмоционально-психологическая установка была направлена на пробуждение в ребенке чувства собственного достоинства, основанного на значимости для жизни семьи его посильного трудового вклада.

На русском Севере – в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях начало сенокоса воспринималось крестьянами как праздник. Сенокосные угодья в этих местах расположены часто вдали от основных поселений, на заливных лугах в поймах рек, и на сенокос выезжали целыми семьями. Жители северных деревень вспоминают: «Всех детей брали с собой родители на сенокос. Кто там прокосы разбивал – раскидывал траву по сторонам, кто сено сгребал, кто кучи сена носил, кто на стогу стоял. Все были заняты. Маленькие тут же играли покосе. Раньше очень много ягод росло на покосах: ребенок ползал, выбирал ягодки из травы и ел. А семигодовалые – такие и для всех к обеду наберут ягод. Все с молоком едят их, хвалят ребятишек.»

В пять лет ребенок не считался уже в семье «маленьким». Едва только появляется свежая травка, которую пока нельзя было косить, детям выдавались маленькие корзинки, и они отправлялись ее рвать на подкормку телятам и козлятам. Пятилетние дети с удовольствием мыли молочную посуду. Посуда загружалась в большие деревянные чаши, и малыш старательно тер горшки да крынки, которые затем опрокидывали сушиться. Поощряемые похвалами взрослых ребятишки маленькими порциями брали предварительно наношенную воду и поливали грядки, старательно выметали пол в избе пахучими березовыми вениками, распаренными матерью в кипятке. Постепенно дети привыкали к трудной, но необходимой работе по прополке огорода.

В шесть лет девочек начинали учить прясть. И как же радостно билось сердечко детское сердечко, когда отец, собираясь воспользоваться новой веревкой, гладил дочку по голове, нахваливая ее первую работу в жизни. А самую первую спряденную девочкой толстую и неровную нитку мать или бабушка с ней бросали в печь и приговаривали:

«Печь-перечь, научи меня прясть,

Прясть и ткать, и в коробку класть.»

Так устанавливалась таинственная и полная глубокого смысла связь будущей хозяйки с печью и прялкой – двумя символами домашнего уюта. Теплого семейного гнезда, забота о котором станет содержанием и смыслом всей ее жизни.

С восьми до десяти лет детей обучали всем основным сельскохозяйственным работам, обращению с лошадью, коровой, другими домашними животными, так что лет около 12 они могли в случае необходимости пахать и боронить, косить, молотить, возить на лошади разные грузы, управляться со льном и обрабатывать огородные грядки. Если в семье все было хорошо и хватало основных работников, то труд воспринимался подростками как радостное участие в большом общем деле, желанное признание их статуса как полноценных членов семейного общества, готовых к самостоятельной жизни. Слава о таких детях быстро распространялась среди родни и соседей, закладывая основу уважения односельчан к будущим невестам и женихам, а потом и полноправным участникам сельских сходов, достойным преемникам своих родителей.

В традиционных русских семьях старшие сестры и братья, начиная с 6-7 лет. Обычно нянчили младших. Неимущие родители могли отдать семилетнего ребенка «в няньки» не только в другую семью, но даже в соседнюю деревню, за вознаграждение в виде одежды и обуви. Чаще всего это бывало летом, интенсивных полевых работ, когда все взрослые были заняты от зари до зари. Деятельность детей-нянек была обширной : накормить, переодеть, успокоить, присмотреть, уберечь от несчастного случая, они обучали младших. Происходила передача игрового опыта, репертуара, речевых, бытовых и трудовых навыков, семейного устного предания, в том числе и о системе родственных отношений. При этом родственные отношения важны для нового члена семейного клана как по вертикали (старшие-младшие, так и по горизонтали (родные, двоюродные, троюродные братья и сестры – одно поколение.

Подрастающий ребенок включался в коллективную игровую деятельность. Игровые отношения «старший – младший» уступали место другим: «равный – равный». В этой системе отношений участник игры должен был подключаться определенным правилам, распределяющим роли в игре. Согласно этим правилам, все участники игры должны были поочередно побывать как в главной, так и во второстепенной роли. Водящий избирался с помощью жеребьевки, причем каждый знает, что «следующий кон» главная роль может достаться ему, и ни расстраивается, если на этот раз ему не повезло, таковы хороводные посиделочные игры.

Традиционная народная семейная педагогика несет в себе громадный практический опыт развития ребенка. В различных играх развлечениях, которые проводились с малышами 4-7 лет взрослыми и старшими детьми, создавались предпосылки для развития речи, общения, навыков устного счета, укреплялись память и внимание, шлифовалась чистота произношения, формировалось образное логическое мышление. В подвижных играх постепенно складывалось умение действовать в коллективе, развивались артистические способности детей. Оттачивался музыкальный слух и ритм.

Идеальный образ человека, к воплощению которого стремилась народной культура, включает в себя духовную и телесную красоту, умение достойно общаться со старшими равными и младшими членами семьи и общины, практические знания и навыки. В детском возрасте перед подрастающим членом общества ставилась задача научиться гармонично и правильно говорить и двигаться, освоить умение складывать и к месту употреблять простейшие рифмованные присказки, пословицы и считалки. К семи годам ребенок должен был хорошо владеть устным счетом, не теряться при решении словесных головоломок, которые были своеобразной формой поверки владения детьми родным языком, их сообразительности, внимания. Памяти и логики в рассуждениях. Старшие дети, другие члены семьи, исполнявшие роль воспитателей, стремились поощрять малышей к таким умственным упражнениям, а при случае и демонстрировать их достижения, для поддержания статуса семейного клан в общине, его полноценности и успешности. В процессе решения задач развития детей в народной традиции сложился массив детского фольклора: игры, сказки, загадки, скороговорки. Особого внимания заслуживает культура игры в куклы, пока недостаточно исследованная и незаслуженно мало применяемая в современной педагогической практике.

В возрасте 3-7 лет в кукольных играх участвовали как девочки, так и мальчики, но ведущую роль принимали на себя именно девочки. Играя в куклы, дети развивали навыки бытового общения. Речевого и поведенческого этикета, практически осваивали роли различных членов общества. В развитии и воспитании девочки игры с куклами занимали важное место. В куклы играли, несмотря на занятость девочки домашней работой, уходом за младшими детьми. Ситуации, темы для игры брались из окружающей жизни взрослых. Играя в куклы, дети учились искусству вести беседу. Первую простенькую куколку из свернутого тряпичного или соломенного жгута, запеленатую как младенец, и без лица малышка получала, едва научившись ходить. Такую подружку - «дитю» можно было баюкать, уютно прижимая к себе и укладывая спать рядом. Дальше, когда девочке исполнялось 5-6 лет, старшие сестры или бабушка делали уже более сложную куклу – из 2 жгутов, с ручками и пышной грудью кормилицы. Черты лица грубо рисовались углем, а часто и вовсе отсутствовали: главное не лицо в кукле, а фигура – обобщенный женский образ. Девочки предлагали сюжет игры, распределяли роли. Немаловажно и то, что каждая девочка использовала в игре куклы, сделанные собственноручно, либо кем-то из старших специально для нее. Мальчики, если они принимали участие в игре, привносили в нее реквизит, соответствующий традиционным занятиям мужчин. Главная тема кукольных игр – семья, ее повседневная и праздничная жизнь.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что лишнее» Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться.

Тематический уголок к МасленицеТематический уголок к Масленице Такой тематический уголок я оформила в группе при помощи моих маленьких воспитанников и их родителей. Масленица изготовлена из большой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиции воспитания детей дошкольного возраста в регионах России
Опубликовано: 4 сентября 2014 в 21:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиции воспитания детей дошкольного возраста в регионах России» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Цветкова (УИ 237600) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД