Тамара Цветкова
Традиции воспитания детей дошкольного возраста в регионах России
▼ Скачать + Заказать документы
В традиционных русских семьях человек с самого детства готовился стать членом коллектива, играть в нем определенную роль как в трудовой деятельности, так и в семье. Любое слово, обращенное к крохотному младенцу, лежащему в колыбели, было полно смысла и значения. В колыбельной, записанной в Каргопольском районе Архангельской области, малышу желают вырасти достойным доброго имени семьи:
«Уж ты спи, сынок, не майся,
Во свою семью удайся:
Ты удайся в того,
Кто работает добро,
Ты еще удайся в тех,
Кто в природе (в роду) лучше всех!
Будешь роду не простого,
Поколенья не пустого.»
Публикация «Традиции воспитания детей дошкольного возраста в регионах России» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Основу жизни ребенка в семье составлял труд. Трудиться дети начинали примерно с пяти лет, и это было желанным и почетным событием в жизни ребенка, знаменую собой определенный этап его взросления. Главная эмоционально-психологическая установка была направлена на пробуждение в ребенке чувства собственного достоинства, основанного на значимости для жизни семьи его посильного трудового вклада.
На русском Севере – в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях начало сенокоса воспринималось крестьянами как праздник. Сенокосные угодья в этих местах расположены часто вдали от основных поселений, на заливных лугах в поймах рек, и на сенокос выезжали целыми семьями. Жители северных деревень вспоминают: «Всех детей брали с собой родители на сенокос. Кто там прокосы разбивал – раскидывал траву по сторонам, кто сено сгребал, кто кучи сена носил, кто на стогу стоял. Все были заняты. Маленькие тут же играли покосе. Раньше очень много ягод росло на покосах: ребенок ползал, выбирал ягодки из травы и ел. А семигодовалые – такие и для всех к обеду наберут ягод. Все с молоком едят их, хвалят ребятишек.»
В пять лет ребенок не считался уже в семье «маленьким». Едва только появляется свежая травка, которую пока нельзя было косить, детям выдавались маленькие корзинки, и они отправлялись ее рвать на подкормку телятам и козлятам. Пятилетние дети с удовольствием мыли молочную посуду. Посуда загружалась в большие деревянные чаши, и малыш старательно тер горшки да крынки, которые затем опрокидывали сушиться. Поощряемые похвалами взрослых ребятишки маленькими порциями брали предварительно наношенную воду и поливали грядки, старательно выметали пол в избе пахучими березовыми вениками, распаренными матерью в кипятке. Постепенно дети привыкали к трудной, но необходимой работе по прополке огорода.
В шесть лет девочек начинали учить прясть. И как же радостно билось сердечко детское сердечко, когда отец, собираясь воспользоваться новой веревкой, гладил дочку по голове, нахваливая ее первую работу в жизни. А самую первую спряденную девочкой толстую и неровную нитку мать или бабушка с ней бросали в печь и приговаривали:
«Печь-перечь, научи меня прясть,
Прясть и ткать, и в коробку класть.»
Так устанавливалась таинственная и полная глубокого смысла связь будущей хозяйки с печью и прялкой – двумя символами домашнего уюта. Теплого семейного гнезда, забота о котором станет содержанием и смыслом всей ее жизни.
С восьми до десяти лет детей обучали всем основным сельскохозяйственным работам, обращению с лошадью, коровой, другими домашними животными, так что лет около 12 они могли в случае необходимости пахать и боронить, косить, молотить, возить на лошади разные грузы, управляться со льном и обрабатывать огородные грядки. Если в семье все было хорошо и хватало основных работников, то труд воспринимался подростками как радостное участие в большом общем деле, желанное признание их статуса как полноценных членов семейного общества, готовых к самостоятельной жизни. Слава о таких детях быстро распространялась среди родни и соседей, закладывая основу уважения односельчан к будущим невестам и женихам, а потом и полноправным участникам сельских сходов, достойным преемникам своих родителей.
В традиционных русских семьях старшие сестры и братья, начиная с 6-7 лет. Обычно нянчили младших. Неимущие родители могли отдать семилетнего ребенка «в няньки» не только в другую семью, но даже в соседнюю деревню, за вознаграждение в виде одежды и обуви. Чаще всего это бывало летом, интенсивных полевых работ, когда все взрослые были заняты от зари до зари. Деятельность детей-нянек была обширной : накормить, переодеть, успокоить, присмотреть, уберечь от несчастного случая, они обучали младших. Происходила передача игрового опыта, репертуара, речевых, бытовых и трудовых навыков, семейного устного предания, в том числе и о системе родственных отношений. При этом родственные отношения важны для нового члена семейного клана как по вертикали (старшие-младшие, так и по горизонтали (родные, двоюродные, троюродные братья и сестры – одно поколение.
Подрастающий ребенок включался в коллективную игровую деятельность. Игровые отношения «старший – младший» уступали место другим: «равный – равный». В этой системе отношений участник игры должен был подключаться определенным правилам, распределяющим роли в игре. Согласно этим правилам, все участники игры должны были поочередно побывать как в главной, так и во второстепенной роли. Водящий избирался с помощью жеребьевки, причем каждый знает, что «следующий кон» главная роль может достаться ему, и ни расстраивается, если на этот раз ему не повезло, таковы хороводные посиделочные игры.
Традиционная народная семейная педагогика несет в себе громадный практический опыт развития ребенка. В различных играх развлечениях, которые проводились с малышами 4-7 лет взрослыми и старшими детьми, создавались предпосылки для развития речи, общения, навыков устного счета, укреплялись память и внимание, шлифовалась чистота произношения, формировалось образное логическое мышление. В подвижных играх постепенно складывалось умение действовать в коллективе, развивались артистические способности детей. Оттачивался музыкальный слух и ритм.
Идеальный образ человека, к воплощению которого стремилась народной культура, включает в себя духовную и телесную красоту, умение достойно общаться со старшими равными и младшими членами семьи и общины, практические знания и навыки. В детском возрасте перед подрастающим членом общества ставилась задача научиться гармонично и правильно говорить и двигаться, освоить умение складывать и к месту употреблять простейшие рифмованные присказки, пословицы и считалки. К семи годам ребенок должен был хорошо владеть устным счетом, не теряться при решении словесных головоломок, которые были своеобразной формой поверки владения детьми родным языком, их сообразительности, внимания. Памяти и логики в рассуждениях. Старшие дети, другие члены семьи, исполнявшие роль воспитателей, стремились поощрять малышей к таким умственным упражнениям, а при случае и демонстрировать их достижения, для поддержания статуса семейного клан в общине, его полноценности и успешности. В процессе решения задач развития детей в народной традиции сложился массив детского фольклора: игры, сказки, загадки, скороговорки. Особого внимания заслуживает культура игры в куклы, пока недостаточно исследованная и незаслуженно мало применяемая в современной педагогической практике.
В возрасте 3-7 лет в кукольных играх участвовали как девочки, так и мальчики, но ведущую роль принимали на себя именно девочки. Играя в куклы, дети развивали навыки бытового общения. Речевого и поведенческого этикета, практически осваивали роли различных членов общества. В развитии и воспитании девочки игры с куклами занимали важное место. В куклы играли, несмотря на занятость девочки домашней работой, уходом за младшими детьми. Ситуации, темы для игры брались из окружающей жизни взрослых. Играя в куклы, дети учились искусству вести беседу. Первую простенькую куколку из свернутого тряпичного или соломенного жгута, запеленатую как младенец, и без лица малышка получала, едва научившись ходить. Такую подружку - «дитю» можно было баюкать, уютно прижимая к себе и укладывая спать рядом. Дальше, когда девочке исполнялось 5-6 лет, старшие сестры или бабушка делали уже более сложную куклу – из 2 жгутов, с ручками и пышной грудью кормилицы. Черты лица грубо рисовались углем, а часто и вовсе отсутствовали: главное не лицо в кукле, а фигура – обобщенный женский образ. Девочки предлагали сюжет игры, распределяли роли. Немаловажно и то, что каждая девочка использовала в игре куклы, сделанные собственноручно, либо кем-то из старших специально для нее. Мальчики, если они принимали участие в игре, привносили в нее реквизит, соответствующий традиционным занятиям мужчин. Главная тема кукольных игр – семья, ее повседневная и праздничная жизнь.