Ирина Добросмыслова
Топ-10 упражнений для развития речевого дыхания
▼ Скачать
РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ.
Много лет назад по телевидению была очень популярна реклама жевательной резинки, где говорилось о том, что свежее дыхание облегчает понимание!
Перефразируя данную формулировку на логопедический язык, скажу так:
«Правильное речевое дыхание - облегчает процесс речеобразования!»
Что же это вообще такое – речевое дыхание? Вы скажете о том, что есть просто физиологическое дыхание, осуществляемое автоматически. Да, конечно, это неречевое дыхание. Речевое же дыхание осуществляется произвольно, например, выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.
Публикация «Топ-10 упражнений для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Объясняется это тем, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.
Так как же воспитывать у детей речевое дыхание?
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
Смысл этих игр, в целом, аналогичен, так как мы учим ребёнка длительному и плавному выдоху, и при этом происходит тренировка мышц губ.
Сегодня, поделюсь с Вами традиционными, и нетрадиционными дыхательными упражнениями, которые использую в своей работе по развитию речевого дыхания.
ТОП -10 упражнений для развития речевого дыхания.
Общие правила проведения дыхательных упражнений – важно знать, помнить и соблюдать!
Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:
• упражнения лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2 часа);
• комната, где вы занимаетесь, должна хорошо проветриваться;
• занятия не должны быть слишком долгими – для достижения результата хватает 3-5 минут (но упражнения нужно проводить каждый день);
• важно контролировать правильность дыхания (в процессе не должны напрягаться мышцы лица, живота, подниматься плечи и т. д.).
• вдох – через нос, выдох – длинный и плавный.
1. «Пенная вечеринка».
Это упражнение любят как дошкольники, так и младшие школьники – с удовольствием «хулиганят».
Большой поднос (или застелите стол клеенкой, 2-5 стаканов или мисок с водой. Лучше всего - прозрачных. В каждую ёмкость наливаем воду, добавляем пару капель моющего средства и «волшебный» ингредиент – пищевой краситель. Количество цветов безгранично – на Ваше усмотрение. Выдаём детям коктейльные трубочки и начинаем активно дуть. Разноцветная пена вызывает абсолютный восторг у всех. Если раскатать рулон бумаги под всеми этими стаканами/ёмкостями, то можно будет на нём рисовать этой самой разноцветной пеной.
2. «Футбол».
Это очень распространенная игра для дыхательной гимнастики, и у меня есть несколько её вариантов. Ворота можно соорудить, как из подручных средств, так и воспользоваться игрушечными. Можно скатать небольшой шарик из бумаги или салфетки, можно воспользоваться маленьким мячиком и начинать играть. Только вместо ног используем дыхание. Можно играть вдвоем или целой компанией. Игра не просто развивает дыхание, но и учит управлять его силой и направлением. И, конечно, тренирует тот самый длинный выдох, который дольше, чем вдох.
3. «Задуй свечу»
Это чрезвычайно полезное упражнение. Можно задувать не одну свечу, а несколько, можно сделать из свечей целое панно и тренироваться в задувании в определенной последовательности. Задуваем через одну (тренировка коротких выдохов и вдохов, задуваем целый ряд (длинный выдох) и т. д.
Кроме того, огонь завораживает детей, так что в эту игру можно действительно играть бесконечно.
4. «Воздушный волейбол»
Воздушный волейбол, тренирует дыхание и позволяет вволю наиграться.
Правила простые: нужно передавать друг другу воздушный шар без помощи рук и ног. Только одним дыханием. Да, это непросто, но очень увлекает!
Используйте вариативность: предложите поддерживать воздушный шар в воздухе на время. Кто дольше сможет удерживать его на весу? Попробуйте посоревноваться с детьми. Не факт, что Вы сможете выиграть.
5. «Буря в стакане»
Дети обожают булькать чаем, какао и не очень любят вытирать после этих игр стол. Ну, что ж, предложим им в совершенстве овладеть навыками бульканья.
Надо: два стакана, лучше прозрачных. В один наливаем много воды (чая или сока, во второй чуть-чуть.
Задача: максимально долго булькать, но так, чтобы пузырьки поднимались до края, но ни капли не пролилось мимо.
На самом деле, это не так уж и просто. Но, зато игра прокачает навык контроля за силой выдоха и за его правильным распределением.
6. «Листопад»/ «Сдуй снежинку». Вырезаем из цветной бумаги листья или снежинки из белой бумаги, или же можно купить готовые снежинки (в зависимости от времени года на дворе). Устраиваем своеобразный листопад/танец снежинок, сдувая вместе с ребенком листья/снежинки со ладошек.
7. «Упрямый карандашик». На столе чертим две линии – старт и финиш. На старте кладём два карандашика и начинаем дуть на них (каждый на свой). Такое импровизированное соревнование поможет увлечь ребенка к этому процессу. Можно начать с простого карандашика, без рёбер, после, усложнить карандашом с «рёбрами», а потом уже и взять «толстенький», сувенирный. Но, это только в том случае, если Вы научились просто виртуозно и очень сильно дуть.
8. «Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
9. «Лети, перышко!». Здесь, также, можно использовать вариативность: дуть на пёрышко вверх, перед собой, просто сдувать пёрышко с ладошки.
10. «Битва на пузырях»
Мыльные пузыри – идеальный вариант для детей любого возраста. Пузыри же можно не только учиться выдувать, но ещё и уклоняться от атаки мыльными пузырями. Но, ролями все же лучше меняться – игра довольно энергозатратная. Смысл простой: один выдувает мыльные пузыри в сторону другого, а второй дыханием их отбивает.
ИГРАЙТЕ С ЛЮБОВЬЮ!