Елена Незмайлова
Тезис-консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Тезис-консультация для родителей на тему : «Значение развития мелкой моторики для детей с ОНР».
План:
1. Значение развития мелкой моторики у детей с ОНР.
2. Влияние мелкой моторики на психическое и физическое развитие ребенка.
3. Практические рекомендации.
Ход тезиса-консультации.
Добрый вечер. Я пригласила Вас сегодня, чтобы поговорить о развитии мелкой моторики пальцев рук у ваших детей. И в начале нашего разговора хочу объяснить Вам, что такое мелкая моторика и какое она имеет значение на развитие ребенка.
Публикация «Тезис-консультация для родителей „Значение развития мелкой моторики для детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Проблема развития мелкой моторики пальцев рук изучалась с давних времен и является актуальной и в настоящее время. Кисти рук имеют проекцию в головном мозге и оказывают влияние на физическое и психическое развитие. Особенно важно развивать мелкую моторику у детей с ОНР, т. к. «движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию». (В. М. Бехтерев).
Кисть является не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Проекция кисти, и особенно большого пальца, в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как и проекция всего остального тела. Функции кисти уникальны и универсальны. Она - основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
На следующий год Ваш ребенок пойдет в школу. Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе и письмом, являются достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. При подготовке ребенка к школе развитие мелкой моторики является чрезвычайно важным, т. к., кроме подготовки руки к письму (по Г. Ф. Кумариной) необходимо развивать опыт оперирования различными инструментами ведущей рукой, а также формировать навык содружественных и координированных действий правой и левой рук с одновременным разграничением их функций.
Обучение письму наиболее трудный вид деятельности (по И. Эллнеби). Ребенок со слабо развитой моторикой кисти руки должен значительно сконцентрироваться на «выписывании» слов, у него возникают сложности с пониманием содержания. Если у ребенка недостаточно развита моторика кисти руки, то это влияет на результаты обучения в школе.
Способность писать требует:
- хорошо развитой моторики кисти;
- выраженной доминирующей руки;
- координации в системе «глаз – рука»;
- развитых глазных мускулов и скоординированной фиксации глаз;
- распознавание различных форм с помощью осязания;
- понимания речи и хорошего словарного запаса.
Для того, чтобы у ребенка не возникли трудности с письмом, необходимо тренировать упомянутые навыки.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца— на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга и внутренних органов. В своих работах они доказывают, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. При отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Чем длиннее слог, а тем более слово, тем больше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоровительный и тонизирующий массаж. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
Физиологи считают, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. На данном этапе развития человека около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи, которая в свою очередь напрямую связана с мышлением.
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук имеет важное значение для психического развития дошкольника. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, овладении им различными мыслительными операциями, овладение радом трудовых и учебных навыков. Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на развитие всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, восприятия.