Инесса Рыжкова
Тест для родителей «Речь ребенка 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Связная речь.
Может ли рассказать знакомую сказку без ваших подсказок?
Может ли пересказать просмотренный мультфильм без наводящих вопросов?
Выразить своё отношение к увиденному, например, в цирке, кукольном театре, на утреннике?
Сочинить сказку или пофантазировать, побыть бароном Мюнхгаузеном?
2. Словарный запас.
*Может ли назвать словами то, что вы показываете: плечи, лопатки, локоть, ладонь, затылок, мизинец, подбородок, ресницы, манжета, рукав, галстук, гусеница, оса, морж, чайка, рама, т. е. слова малоупотребительные, но которые по возрасту ребёнок должен знать. *Может ли подобрать слова с противоположным значением (антонимы) к словам: больной, мокрый, светлый, далеко, широко, вдали, низко.
Темочки:
* Знает ли названия профессий: кто лечит людей, кто летает в космос, кто водит поезд, кто продаёт билеты в автобусе, выдаёт чеки в магазине?
* Доступно ли согласование существительных с притяжательными прилагательными: У зайца ушки чьи? – Заячьи. У лисы хвост чей? – Лисий и т. д.
* Затрудняется ли в употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида: утка что делает? (плавает, кушает). А что завтра сделает? (полетит, поплывёт).
*Свободно или нет, образует формы глаголов единственного и множественного числа: ест-едят, лежит-лежат, прыгает-прыгают, сидят-сядут.
*Сколько может подобрать родственных слов к словам лист, стол, лиса, окно, медведь (если больше 5 – молодец).
* Правильно ли понимает и употребляет предлоги: где карандаш? (на книге, под книгой, за книгой, около книги, над книгой). Откуда вылезла мышка? (из-под коробки, из-за коробки)
3. Грамматический строй речи.
Доступно ли без ошибок составить самостоятельно о чём-либо предложение из 7-10 слов?
Сложное предложение с использованием слов «потому что», «из-за этого», «поэтому»?
4. Фонематическое восприятие.
Очень важно для письма без ошибок уметь анализировать порядок звуков в слове, различать сходно звучащие согласные. Попробуем повторить без ошибок после однократного прослушивания: па-по-ба-пу, ва-фо-фу-вы, са-ша-шу-сы, ца-со-цы-су. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Съел Валерик вареник, Валюшка ватрушку.
5. Техника речи.
Повторить в быстром темпе скороговорки без ошибок (на дворе трава, на траве дрова). Если затрудняется или появляются ошибки при убывании темпа речи – вас ждут трудности по технике чтения, когда нужно будет уже не сказать, а прочитать необходимое количество слов в минуту.
Если со всеми вышеперечисленными заданиями ваш ребёнок справился легко без вашей помощи – это будущий отличник. Если же пришлось помогать – готовьтесь помогать и в учёбе. Если было трудновато – нужно позаниматься со специалистом перед школой – провести подготовку к обучению, не дожидаясь, когда появятся проблемы в обучении.