МААМ-картинки

Терапевтические сказки для детей, имеющих трудности адаптации в детском саду

Лилия Данилова
Терапевтические сказки для детей, имеющих трудности адаптации в детском саду

Терапевтические сказки для детей, имеющих трудности адаптации в детском саду

автор: Данилова Лилия Григорьевна

педагог-психолог МБДОУ ЦРР детский сад №86 «Колокольчик» г. Якутска.

В дошкольном возрасте наиболее важная информация для развития и социализации должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту роль выполняют сказочные истории, благодаря которым формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, некий образ мира. Причем, если ребёнку просто читать истории, то этот образ остаётся в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставляет использовать информацию еще активнее, подключаются и подсознательные процессы. Такая работа направлена на осознание своих потенциалов, возможностей, понимание причинно-следственных связей событий и поступков.

В воспитании ребёнка эффективнее всего использовать сказки, придуманные индивидуально для ребёнка или конкретной проблемной ситуации. Они позволяют ребёнку лучше идентифицировать себя с героем.

После такой работы заметно улучшается общий эмоциональный фон у ребёнка, развиваются навыки конструктивного общения, эмпатия, повышается адаптивность.

Примеры из практики.

Данилу 4 года. Мальчик сложно проходит адаптацию в детском саду. До этого год посещал другой детский сад. Мама рассказывает: «В том садике, в котором ходил Данил, воспитатели и помощница его очень любили, носили на руках. Он привык к такому вниманию». Данил не любит, когда ему напоминают, что он уже большой, он тут же недовольно поправляет, что маленький.

Сказка для Данила «Почему мышонок Кеша не хотел расти?».

В одной сказочной стране жила-была мышиная семья. У них был маленький сын, мышонок Кеша. Он был такой хорошенький, что все вокруг в нём души не чаяли. Любили его соседи, тети, дяди, бабушки, дедушки и даже совсем незнакомые прохожие как увидят мышонка на улице, восклицают: «Ой, какой хорошенький, ой, какой маленький!». Мышонку это очень нравилось, и он думал «хорошо быть маленьким».

И вот мышонок подрос, стал достаточно большой мышью, но его все еще одевала, умывала мама, потому что Кеша всё время твердил, что он маленький. Его друзья уже всё умели, самостоятельно умывались, одевались, днём поев, сами ложились спать и выросли такие большие и смелые. Мамы отпускали их гулять далеко от норки.

Однажды пришли к Кеше друзья звать пойти погулять во дворе. Стали просить маму мышь отпустить сына. А мама мышь говорит: «Во дворе может появиться кошка, мой сын еще маленький, он не сможет от него убежать» и не отпустила. В другой раз мышата звали Кешу в лес полакомиться сочными грибами, а мама мышь говорит, что лес далеко, Кеша маленький, устанет. Тут Кеша понял, что всё-таки интереснее быть большим, потому что большие больше знают, умеют и потому им многое разрешают.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему мышонок Кеша не хотел расти?

2. Что лучше, быть маленьким или большим?

3. Когда Кеша понял, что хорошо быть большим?

Диме 5 лет. Дима единственный ребёнок в семье. Ему трудно адаптироваться в коллективе детей, соблюдать общие правила игры.

Сказка для Димы «Львёнок Тима»

Жил-был на свете маленький, шустрый львёнок Тима. Больше всего он любил бегать, прыгать, лазить по деревьям. Тима целый день делал то, что ему хотелось, он был не очень послушным львёнком.

Ему часто хотелось поиграть с другими львятами, но как-то у него это не получалось. Например, когда Тима предлагал бегать, львята почему-то лазили по деревьям, а когда он брал у самого маленького львенка его воздушный шар, чтобы поиграть, тот начинал плакать. Тима обижался, что львята не слушаются его и всё как будто делают нарочно. Он спрашивал у мамы, почему львята не играют с ним.

Однажды, в один солнечный, теплый день львята весело кувыркались на траве. Тима подошёл к ним, у него на руках были новые альбом и цветные карандаши. Он предложил львятам порисовать. Но те резвились и увлечены были своей игрой.

Тут Тима громко заплакал и стал звать маму. Мама готовила обед всей львиной семье, но как только услышала, как плачет ее любимый сынишка, всё оставила и прибежала к нему. Мама львица села под дерево и стала для него рисовать. Долго рисовала мама для своего сыночка, что не заметила, как прошло время обеда, всё у нее на плите подгорело и вся львиная семья осталась голодная. Голодным остался и сам Тима. Мама грустно вздохнула и подумала «Как плохо, что сын не умеет играть с львятами».

Вопросы для обсуждения:

1. Почему львёнок Тима заплакал и позвал маму? Почему ему не получилось играть со всеми?

2. Почему львиная семья осталась без обеда?

3. Что нужно сделать львёнку Тиме, чтобы подружиться с львятами?

Милене 4 года. У нее есть друг Саша 3 лет, с которым часто ссорится из-за того, что не привыкла делиться.

Рассказ для Милены «Мяч».

У девочки Лены есть хороший друг Гоша. Они очень дружные, всегда вместе играют. Если Лене купят печенье, она тут же угостит им Гошу и Гоша всегда делится с Леной, то банан даёт, то пирожок принесёт.

Однажды папа Лене купил большой мяч. Он был блестящий, очень красивый с цветными рисунками. Лена вышла с ним на детскую площадку, где играли дети. Подошёл Саша, ему захотелось потрогать, подержать новый мяч Лены. Но Лене это не понравилось, она подумала, что Саша маленький, может уронить мяч в грязь или того хуже- унесёт и потеряет. Девочка крепко прижала игрушку к груди, закрывая его обеими руками, не давая даже погладить мяч Саше. Мальчик постоял рядом и ушел к песочнице играть своей машинкой.

К нему тут же подошла девочка Юля и они вместе начали катать машинки по песку. А Лена еще долго сидела на скамейке со своим мячом, ей вдруг стало очень скучно и грустно, что она заплакала. Саша и Юля тут же прибежали к Лене и стали ее гладить, утешать, ведь они ее друзья. Лена успокоилась, смахнула слезинку с глаз и дети все втроём побежали играть в мяч.

Вопросы для обсуждения:

1. Что папа купил Лене в подарок?

2. Почему Лена заплакала?

3. Кто успокоил Лену?

4. Что поняла и как исправила своё поведение Лена?

Дети не всегда могут понять-рассказать о том, что их тревожит, не все умеют разговаривать про свои чувства. Рисование- это самый детский и безопасный способ сообщить о своих психологических трудностях. Рисование даёт широкие возможности для диагностики, коррекции и развития. В процессе такой деятельности нередко рождается терапевтическая сказка для ребёнка.

Нине 6 лет. Девочка посещает круглосуточную группу, очень скучает по дому, маме. Нина часто конфликтует с детьми, у нее нет друзей. Воспитатели жалуются на ее плохое отношение к детям, агрессивное поведение и упрямство. Нина часто рассказывает о своей маме, что она у нее замечательная, красивая, покупает ей много игрушек, одежды. Играя в «дочки-матери», часто ругает и наказывает куклу «дочь». Из этого можно сделать вывод, что у нее и с мамой тоже отношения не ровные.

Рисунок Нины «Несуществующее животное» (животное напоминающее кошку с крыльями на спине). Интерпретация рисунка: «Это Кискот, у нее есть крылья. Никто с ней не дружит и не хочет играть, она всем мешает».

Сказка для Нины «Авели из страны кискотов»

В одной сказочной стране жили-были существа кискоты. Однажды в семье кискотов родилась девочка. Назвали ее Авели. Девочка была очень красивой, но когда исполнилось 3 года, на ее спине стали вырастать крылья. Маму кискотку это очень беспокоило. Она покупала дочери самые красивые наряды, чтобы скрыть её крылья. Но крылья увеличивались с каждым днём всё больше и больше, и никакие наряды уже не могли их скрыть. К тому же так стало всем не удобно с крылатым ребёнком дома, не двинуться, не повернуться-всюду натыкаешься на эти крылья, ну, как тут не злиться? Мама кискотка стала часто раздражаться по этому поводу, «Ну, почему ты такая, у всех дети как дети, а с тобой столько хлопот, ты всё время мне иешаешь!».

Однажды Авели увидела детей кискоток, играющих на берегу. Они увлечённо строили песочные замки. Авели подошла к ним и стала с интересом рассматривать сказочные строения. Вдруг она нечаянно задела крылом одну из песочных башен, башня рассыпалась. Возмущению детей не было предела, они все накинулись на девочку, кричали и гнали её прочь. Девочка отошла, ей стало грустно, одиноко, посмотрела на свои крылья и такая злость её охватила, что стала изо всех сил трясти, взмахивать крыльями, стараясь освободиться от них. Вдруг она заметила, что отрывается от земли, её с каждым взмахом крыльев несет всё выше и выше. К своему великому изумлению Авели почувствовала, что парит уже высоко над землёй. Дети восхищенно следили за её полётом, а когда спустилась на землю, расспрашивали, как там на небе, как сверху выглядит мир.

С тех пор девочка кискотка, летая над землёй, видит и узнаёт много интересного. Например, Авели ближе познакомилась с птицами, научилась у них аккуратно складывать на спине свои крылья, что они теперь никому не мешают. Также девочка узнала много волшебных слов, например, когда ненароком заденет что-нибудь своим крылом, говорит «Ой, простите меня!» и все понимают, что делает она это не нарочно и уже никто не обижается на неё. Дети кискотки иногда просят Авели взять их в полёт, тогда она сажает кого-нибудь к себе на спинку и осторожно, чтобы не уронить, парит над землей. А мама Авели гордится, что у неё такая красивая, добрая крылатая дочь.

Вопросы для обсуждения:

1. О чём беспокоилась мама Авели и чем она была не довольна?

2. Почему дети не хотели играть с девочкой?

3. Что потом изменилось в жизни Авели и как это произошло?

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М. : 2005. - 80 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб. : «Златоуст», 1998. - 352 с.

3. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). - СПб. : Речь, 2002. - С. 36 - 42

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок», практическое пособие М., 2005. - С. 14-115.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Грабенко Т. Игры в сказкотерапии - СПб. : «Речь», 2006. С. 6-208.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии - СПб. : «Речь», 2005. - С. 65-74

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии - СПб. : «Речь», 2005. - 210 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об адаптации детей к детскому садуФотоотчёт об адаптации детей к детскому саду Зачем водить ребенка в детский сад – понимают практически все родители. Именно в детском саду малыш получает бесценный опыт общения со сверстниками,.

Фотоотчёт об адаптации детей в детском садуФотоотчёт об адаптации детей в детском саду Как говорят психологи, адаптация к детскому саду тяжелее всего проходит в возрасте 3-3,5 лет, поскольку совпадает с кризисом развития.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Терапевтические сказки для детей, имеющих трудности адаптации в детском саду
Опубликовано: 13 августа 2024 в 12:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Терапевтические сказки для детей, имеющих трудности адаптации в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Данилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второевоскресеньеавгуставРоссии отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД