пиманова ольга
Теоретические основы взаимодействия ДОУ и семьи в нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование всесторонне развитой гармоничной личности является важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом. По совершенствованию дошкольного воспитания особое внимание уделяется разработке методов формирования личности ребенка-дошкольника в условиях общественного и семейного воспитания. Повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи. Особенно оно необходимо в нравственном воспитании детей. Воспитание гуманных чувств и отношений, доверия, сочувствия и сопереживания ребенка окружающим взрослым и детям, общественной направленности мотивов поведения и деятельности, активной жизненной позиции, самостоятельности, повышение уровня осознания собственного я в семейном и детском коллективе – эти и многие другие задачи семейного воспитания детский сад может осуществить только при согласованности воздействий в подходах и методах на детей со стороны воспитателей и родителей.
Публикация «Теоретические основы взаимодействия ДОУ и семьи в нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
Семейные условия воспитания, основанные на доверительных родственных отношениях, эмоциональной их насыщенности, на любви и привязанности родителей и детей, постоянстве и длительности влияния домашней среды, являются наиболее благоприятными для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Взаимосвязь детского сада и семьи мы понимаем как целенаправленное сотрудничество воспитателей и родителей в методах и содержании педагогического воздействия на детей, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии и направленное на взаимообогащение, взаимодополнение условий семейного и общественного воспитания.
Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или в школе.
Установлено, что, чем выше образовательный и культурный уровень родителей, тем более совершенными методами они пользуются в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений, наказаний. У образованной матери, которая проводит с ребенком меньше времени, но более интенсивно организует содержательный досуг в семье, с детьми устанавливаются дружеские отношения. Сам факт увеличения времени для родителей и детей не даёт положительных результатов, не обогатит общение в случае духовной неподготовленности взрослых, устоявшихся привычек, стереотипов отношений между родителями и детьми.
В семье имеются возможности для естественного включения ребенка в её бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно-полезую деятельность (во дворе дома, в детском саду, опщсредованное приобщение ребенка к труду родителей.
На современном этапе развития российского общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно общаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомленность родителей о физиологических и психических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно – гигиенические навыки, речь, деятельность общения.
Из всех проблем, стоящих перед современной семьей важнейшей является проблема адаптации семьи и общества. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи, т. е. ее состояние в процессе адаптации в обществе.
В настоящее время выделяется четыре статуса семьи :
• социально-экономический,
• социально-психологический,
• социально-культурный,
• социально-ролевой.
Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т. е. представляют собой срез состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.
Структура социальной адаптации семьи выглядит следующим образом:
1. Материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение.
2. Психологический климат, т. е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Высокий показатель уровня социально – психологического климата : благоприятные отношения в семье, построенные на принципах равноправия, сотрудничества, уважения прав личности каждого из членов семьи. Неблагоприятный психологический климат в семье является в том случае. когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости. Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в том случае социально-психологический статус семьи считается средним. Уровень психологического климата семьи – еще один важный компонент для плодотворной деятельности.
3. Социокультурная адаптация. что является едва ли не главным компонентом в педагогическом просвещении. Высокий уровень культуры семьи : семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни. Средний уровень культуры характеризуется отсутствием характеристик, свидетельствующая о высоком уровне культуры,семья не осознает проблемы, не проявляет активность в направлении его повышении.
4. Ситуационно – ролевая адаптация, которая связанна с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем её социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребёнку присутствует акцентуация на его проблемах – средний. в случае игнорирования проблем ребёнка и негативном отношении к нему –низкий. Для дифференциации педагогической работы необходимо провести анкетирование родителей, из бесед с детьми и экспресс-опора родителей составить характеристики категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации, благополучию.
Из существующего множества типологий семьи существует следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырёх категорий семей,различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому :
• благополучные семьи,
• семьи группы риска;
• неблагополучные семьи;
• асоциальные семьи.
Благополучные семьи. Успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке со стороны социальных служб, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи.
Семья групп риска. Характеризуется наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил.
Неблагополучные семьи. Имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социальных служб.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях. где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается. дети оказываются безнадзорными. отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.