жанна помыткина
Теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста посредством игры с трансформированной игрушкой
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о значении воображения в развитии ребенка. Данный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Публикация «Теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста посредством игры с трансформированной игрушкой» размещена в разделах
Вместе с тем, в последние годы отмечаются дефициты с развитием детской игры, которая вносит огромный вклад в развитие воображения.
Проблемой развития воображения детей занимались такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, Я. И. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Соглашаясь с Г. А. Урунтаевой [10], мы отмечаем особенности развития воображения детей в дошкольном возрасте :
– произвольный характер воображения проявляется тогда, когда ребенком предлагается замысел, планирование и реализация игры;
– воображение превращается в специфичную деятельность, когда переходит в разряд фантазирования;
– ребенком усваиваются приемы, средства и способы по созданию образов;
– воображение становится внутренним процессом, когда уже не требует для своего воспроизведения наглядности.
Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из актуальных задач современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования.
Сегодня наблюдается постепенное вытеснение игры – одного из ведущих видов деятельности -из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, а значит, и из жизни ребенка.
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Именно с помощью игры у ребенка формируется личностные качества [8]. Игра способствует нравственному развитию детей. Очень важным моментом является подбор игрушек для игры. С помощью той или иной игрушки у ребенка рождается тема для игры, сюжет игровой ситуации, что позволяет ему выйти на определенные рассуждения. В игре дошкольника игрушкой может стать абсолютно любая вещь и приобрести новое рождение.
Для развития сюжета неотделимы от игры, игрушки требует новых персонажей: зайчики, мишки и многое другое воспринимается увлеченным ребенком не как предмет, а как живое существо. Фантазируя, дети нередко своими руками создают каких-то героев и часто предпочитают их купленным в магазине.
Трансформированной игрушкой в данном исследовании мы обозначаем, во-первых, игрушку, форма которой изменена в конкретной ситуации игры в сравнении с присущей ей сценарной ролью, во-вторых, игрушку, форма которой изменена вследствие поломки.
Анализ сложившейся ситуации из теоретических источников по теме позволил выделить следующие противоречия:
– между существованием игры как самостоятельной деятельности дошкольника и необходимостью включения взрослого в этот процесс;
– между необходимостью развития воображения в дошкольном возрасте и ограниченностью игровой фантазии у современных дошкольников;
– между потенциальными возможностями трансформированной игрушки как средства развития воображения ребенка и недостаточным использованием этих возможностей взрослыми в организации игр детей.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности педагогических условий и особенностей влияния игры с трансформированной игрушкой как средства развития воображения детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что развитие дошкольников в игре возможно при создании следующих условий:
– эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
– гарантии свободы и самостоятельности в игре ребенка под педагогическим руководством воспитателя;
– специальной работы, проводимой взрослым, по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре (в нашем случае – организация игр с трансформированной игрушкой).
Таким образом, мы полагаем, что игра с трансформированной игрушкой может выступать одним из результативных средств развития воображения детей дошкольного возраста, если созданы педагогические условия, предусматривающие:
– включение взрослого в организацию игрового процесса для помощи ребенку в выборе сценария игры;
– проявление детьми инициативы в трансформации сценарной роли игрушки или развитие сюжетной линии игры в восстановлении формы игрушки.
Библиографический список
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2012. 811 с.
2. Божович А. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., СПб. и др. : Питер, 2008. 398 с.
3. Венгер Л. А, Мухина В. С. Психология. М. : Просвещение, 2008. 375 с.
4. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб., 2003. 144 с.
5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М. : Педагогика, 1986. 372 с.
6. Крутецкий В. А. Психология. М., 1986. 352 с.
7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М. : Юрайт, 2018. 460 с.
8. Обухова Л. Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М. : Тривола, 2004. 352 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : В 2 т. Т. 1. М., 2002. 720 с.
10. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 2001. 336 с.
11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.