Лучший педагог года

Теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста посредством игры с трансформированной игрушкой

жанна помыткина
Теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста посредством игры с трансформированной игрушкой
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о значении воображения в развитии ребенка. Данный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Публикация «Теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста посредством игры с трансформированной игрушкой» размещена в разделах

Вместе с тем, в последние годы отмечаются дефициты с развитием детской игры, которая вносит огромный вклад в развитие воображения.

Проблемой развития воображения детей занимались такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, Я. И. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Соглашаясь с Г. А. Урунтаевой [10], мы отмечаем особенности развития воображения детей в дошкольном возрасте :

– произвольный характер воображения проявляется тогда, когда ребенком предлагается замысел, планирование и реализация игры;

воображение превращается в специфичную деятельность, когда переходит в разряд фантазирования;

– ребенком усваиваются приемы, средства и способы по созданию образов;

воображение становится внутренним процессом, когда уже не требует для своего воспроизведения наглядности.

Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из актуальных задач современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования.

Сегодня наблюдается постепенное вытеснение игры – одного из ведущих видов деятельности -из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, а значит, и из жизни ребенка.

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Именно с помощью игры у ребенка формируется личностные качества [8]. Игра способствует нравственному развитию детей. Очень важным моментом является подбор игрушек для игры. С помощью той или иной игрушки у ребенка рождается тема для игры, сюжет игровой ситуации, что позволяет ему выйти на определенные рассуждения. В игре дошкольника игрушкой может стать абсолютно любая вещь и приобрести новое рождение.

Для развития сюжета неотделимы от игры, игрушки требует новых персонажей: зайчики, мишки и многое другое воспринимается увлеченным ребенком не как предмет, а как живое существо. Фантазируя, дети нередко своими руками создают каких-то героев и часто предпочитают их купленным в магазине.

Трансформированной игрушкой в данном исследовании мы обозначаем, во-первых, игрушку, форма которой изменена в конкретной ситуации игры в сравнении с присущей ей сценарной ролью, во-вторых, игрушку, форма которой изменена вследствие поломки.

Анализ сложившейся ситуации из теоретических источников по теме позволил выделить следующие противоречия:

– между существованием игры как самостоятельной деятельности дошкольника и необходимостью включения взрослого в этот процесс;

– между необходимостью развития воображения в дошкольном возрасте и ограниченностью игровой фантазии у современных дошкольников;

– между потенциальными возможностями трансформированной игрушки как средства развития воображения ребенка и недостаточным использованием этих возможностей взрослыми в организации игр детей.

Выявленные противоречия определяют проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности педагогических условий и особенностей влияния игры с трансформированной игрушкой как средства развития воображения детей дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что развитие дошкольников в игре возможно при создании следующих условий:

– эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

– гарантии свободы и самостоятельности в игре ребенка под педагогическим руководством воспитателя;

– специальной работы, проводимой взрослым, по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре (в нашем случае – организация игр с трансформированной игрушкой).

Таким образом, мы полагаем, что игра с трансформированной игрушкой может выступать одним из результативных средств развития воображения детей дошкольного возраста, если созданы педагогические условия, предусматривающие:

– включение взрослого в организацию игрового процесса для помощи ребенку в выборе сценария игры;

– проявление детьми инициативы в трансформации сценарной роли игрушки или развитие сюжетной линии игры в восстановлении формы игрушки.

Библиографический список

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2012. 811 с.

2. Божович А. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., СПб. и др. : Питер, 2008. 398 с.

3. Венгер Л. А, Мухина В. С. Психология. М. : Просвещение, 2008. 375 с.

4. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб., 2003. 144 с.

5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М. : Педагогика, 1986. 372 с.

6. Крутецкий В. А. Психология. М., 1986. 352 с.

7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М. : Юрайт, 2018. 460 с.

8. Обухова Л. Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М. : Тривола, 2004. 352 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : В 2 т. Т. 1. М., 2002. 720 с.

10. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 2001. 336 с.

11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 48 "Машенька" г. Брянска Пухомелина О. Ю. "Техника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста посредством игры с трансформированной игрушкой
Опубликовано: 8 ноября 2024 в 21:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста посредством игры с трансформированной игрушкой» (включая файлы) размещена пользователем жанна помыткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД