Лидия Елисеева
Теоретические аспекты реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольными образовательными учреждениями
▼ Скачать
Деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена в первую очередь на воспитание и формирование всесторонне развитой здоровой личности. Одной из направленностей этой деятельности является воспитание у детей основ гражданственности, патриотизма, привитие им высоконравственных ценностей, общечеловеческих и культурных. В связи с этим необходимо ответственно подходить к организации процесса духовно-нравственного воспитания, поскольку это позволит увеличить вероятность получения высоких показателей результативности.
Публикация «Теоретические аспекты реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольными образовательными учреждениями» размещена в разделах
Для решения данной задачи необходимо рассматривать вариант взаимодействия общественных организаций с дошкольными образовательными учреждениями, поскольку такая коллаборация расширит спектр возможностей и вариантов для реализации духовно-нравственного воспитания. Взаимодействие образовательных учреждений с общественными организациями, использование потенциала последних, сделает процесс духовно-нравственного воспитания более действенным, а также разнообразным и интересным непосредственно для самих воспитанников.
Само понятие духовно-нравственного воспитания трактуется как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Данный процесс имеет ряд определенных особенностей, основополагающих аспектов, принципов в разрезе работы с детьми дошкольного возраста. Соответственно, данные принципы должны быть учтены при совместной работе общественных и образовательных учреждений. Рассмотрим эти аспекты более подробно.
Во-первых, Л. В. Суровой отмечается, что в период дошкольного возраста ребенок максимально радуется окружающему миру и происходящим в нем событиям: «Дети в это время живут не одной жизнью, а несколькими жизнями сразу: своей и героев сказок, житий, фильмов. В этом возрасте детям жизненно необходимо обращаться к героическим образам – потенциальным объектам для подражаний и для проявления их живой любви» [4]. Формы нравственного поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, знания о нравственных нормах, и качествах, отношений и чувств, приобретенные ребёнком в дошкольном возрасте, являют собой фундамент, на котором впоследствии происходит развитие новых форм поведения, сознания, чувств и отношений. С учетом этого фактора форма взаимодействия образовательного учреждения и общественной организации должна ориентироваться на то, чтобы использовать такие методы и формы работы с детьми, которые будут делать их непосредственными субъектами деятельности, «вершителями добрых дел». Например, возможно привлечение детей к участию в каких-либо благотворительных акциях, где они смогут делать какие-то «добрые дела и поступки» своими руками (к примеру, с тематикой заботы об окружающей среде, помощи пожилым людям, оказание помощи и поддержки близким и т. д.). Такие мероприятия могут организовываться и самими образовательными учреждениями, однако общественные организации способны предоставить больше вариантов и возможностей такой деятельности.
Во-вторых, стоит отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка достаточно сильно развит эгоизм и слабо развиты взаимопомощь и взаимовыручка. В процессе духовно-нравственного воспитания важно прививать ребенку чувства эмпатии, гуманизма и коллективистской психологии. По утверждению Л. Д. Столяренко, необходимо достижение уровня, на котором ребёнок поступает нравственно не для других (то есть проявляет нравственность напоказ, на людях) но и наедине с собой, когда никто не видит. Именно поэтому в своей работе Л. Д. Столяренко пишет, что «очень важно научить детей радоваться радостью других, учить их сопереживанию. В этом возрасте ребёнок способен оценить свое поведение с опорой на нравственные нормы, принятые им» [5]. В данном случае взаимодействие с воспитанниками следует строить на регулярных разговорах и активностях, нацеленных на формирование доброжелательного, гуманного отношения к сверстникам и людям. Необходимо объяснять важность заботы о чувствах других. Здесь в качестве технологий можно использовать различные дидактические игры, проектирование имитационных ситуаций с дальнейшем обсуждением и так далее.
В целом, руководствуясь перечисленными базовыми принципами, можно говорить об эффективном выстраивании взаимодействия общественных организации с дошкольными образовательными учреждениями. На эти принципы можно надстроить различные методы социально-нравственного воспитания. Например, рассмотрим классификацию В. И. Логиновой, которая опирается на задачу на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания [3] :
методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);
формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).
Классификация Б. Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает [1] :
методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);
воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку);
организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).
Таким образом, основываясь на выделенных принципах и оперируя представленными методами, дошкольные образовательные учреждения в тандеме с общественными организациями и имеющимися у них возможностями и потенциалом смогут выстраивать эффективный процесс духово-нравственного воспитания детей. Общественные институты должны быть взаимодополняющими звеньями в вопросе воспитания и развития молодого поколения. Особенно в духовно-нравственной сфере, поскольку это способствуют тому, чтобы ребенок впоследствии стал сильной и здоровой взрослой личностью. Главное в этом процессе помнить об особенностях детского возраста и использовать компиляты различных методов духовно-нравственного воспитания.