Ирина Юрьевна Бояркина
Тематическое занятие в подготовительной группе «Не я участвую в войне — она участвует во мне»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие в подготовительной группе
«Не я участвую в войне – она участвует во мне»
(Ю. Левитанский)
Цель. Познакомить детей с произведениями о Великой Отечественной войне; совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихов о войне. Активизация словаря на военную тематику.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, историческую память, формировать потребность жить в мире.
Публикация «Тематическое занятие в подготовительной группе „Не я участвую в войне — она участвует во мне“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа. Чтение: А. Митяев «Треугольное письмо», «Рассказы о Великой Отечественной войне», чтение стихов о войне, рассматривание иллюстраций и плакатов на тему войны, разучивание стихов с отдельными детьми. Оформление книжной выставки «Писатели детям о войне».
Воспитатель. Дети, давно, когда еще ваши прабабушки и прадедушки были совсем маленькими, ранним летним утром началась война. Фашистская Германия напала на нашу страну. На советские города и села были сброшены бомбы, гибли люди, плакали дети. Серым и страшным стало небо. По земле ползли танки врага. (Показ слайдов о войне)
Против фашистской Германии боролась наша армия. По всей стране мужчины стали собираться на фронт. Зачем! Я прочту сейчас отрывок из стихотворения русского поэта Джека Алтаузена, погибшего на войне, а вы слушайте и думайте.
Я в дом вошел. Темнело за окном,
Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло.
Дом был оставлен, пусто было в нем,
Но все о тех, кто жил здесь, говорило…
Валялся разный мусор на полу,
Мурлыкал кот на вспоротой подушке,
И разноцветной грудою в углу
Лежали мирно детские игрушки.
Там был верблюд, и выкрашенный слон,
И два утенка с длинными носами,
И дед – мороз весь запылился он,
И кукла с чуть раскрытыми глазами…
…
Я шел в атаку, твердо шел туда,
Где непрерывно выстрелы звучали,
Чтоб на земле фашисты никогда
С игрушками детей не разлучали.
(Родина смотрела на меня. 1941)
-Дети, легкой и быстрой война кажется только в кино да в играх мальчишек: побегали, постреляли, покричали «ура!» - и победили. В жизни же все далеко не так. В жизни война- это тяжелый и бесконечный труд. Война – это кровь, смерть и разрушения.
Сейчас я прочту вам стихотворение Юлии Друниной, которая ушла на фронт совсем юной, прошла всю войну, была медсестрой, вытаскивала раненых с поля боя.
Я столько раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И тысячи – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(1943)
- Дети, как вы думаете, какая мысль в этом стихотворении самая главная?
(Дети понимают, что человеку на войне страшно, люди там не геройствуют, они вынуждены воевать, защищать свою Родину, свой дом, детей).
-Вот еще одно описание войны :
Война велика, бесконечны поля,
Дороги, как старые песни длинны,
И ходит беда, и тоскует земля,
И воет волчицею ветер войны…
(К. Кулиев. Лирические записи. 1941)
-А как вы думаете. Почему вой ветра автор сравнивает с воем волчицы?
(Обратить внимание детей на то, что в художественных произведениях волк чаще всего является врагом, это образ, несущий смерть. Да и в реальной жизни его вой страшный, тревожный, поэтому автор прибегает к такому сравнению).
Война длилась долгих четыре года. И четыре года воины писали домой письма. А знаете какие письма приходили с войны? У солдат не было конвертов и тем более красивых марок. Солдаты писали письма в перерывах между боями, притулившись где-нибудь в уголке, положив на колено что-нибудь, на чем можно было писать. Иногда закончить письмо не удавалось - звучал сигнал атаки, начинался бой. И тогда солдат, свернув бумагу треугольником (показываю, как делался конверт, торопясь, писал адрес своего дома и передавал письмо почтальону.
Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку тебе.
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне.
-Дети, мы с вами когда-то читали произведение С. Маршака "Почта"? Помните, как в нем описан почтальон?
С толстой сумкой на ремне.
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
-Красив, правда? Но не так были одеты фронтовые почтальоны! Они носили военную форму и сапоги и не только отправляли домой солдатские письма или вручали им те, что приходили из дома. Если нужно было, они брали в руки оружие и воевали вместе с солдатами. А почта тогда называлась полевой, потому что не было у неё постоянного адреса. Она и отступала, и наступала вместе с солдатами. На каждом солдатском конверте стоял штемпель: "Полевая почта". -Дети, как вы думаете, о чем писали солдаты в своих письмах с фронта?
(Читаю письмо Бориса из рассказа А. Митяева " Треугольное письмо")
В письмах с той, теперь уже далекой войны солдаты писали о боях, которые были трудными, о друзьях, с кем вместе приходилось воевать, о ранениях, которые солдаты, чтобы не беспокоить своих родных, всегда называли легкими. Чаще всего своим близким солдаты, как заклинание, писали такие или примерно такие строчки:
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
(К. Симонов. Жди меня. 1941)
И вот наконец настал день, когда солдаты написали о Победе. Это был день 9 мая 1945 года. Вот как описал его одесский поэт Иван Рядченко. Это стихотворение прочитает нам Варя Трофимова.
Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого Мая
Уже вступил в свои права…
Не рокотали стайки «яков»
Над запылавшею зарей,
И кто-то пел,
И кто-то плакал,
И кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей,
Еще не зная,
Что он поет не на войне.
(В день окончания войны. 1945)
-Закончилась война, но до тех пор, пока последний солдат не вернулся с фронта домой, почтальоны опускали в почтовые ящики треугольники с пометкой "Солдатское". Эти письма хранили сначала матери и жены солдат, потом дети. Они были не только памятью страшной войны. Они стали предупреждением всем нам: человек не должен воевать, не должен уничтожать всё живое на земле. Надо научиться жить мирно.
Сегодня, в канун Дня Победы, придите домой и спросите своих родных может быть, в вашей семье до сих пор хранятся письма со штемпелем полевой почты. Попросите прочесть их вам, возьмите письма в руки и вспомните о том, о чё м мы говорили: человек не должен воевать. Он должен растить детей, сеять хлеб, создавать умные машины и ценить жизнь. В этом, а не в войнах смысл жизни Человека на земле.
И чтобы понять и запомнить, вслушайтесь в стихотворение, которое прочитает нам Кузнецова Александра:
Победа-сладка, говорят.
Ты о ней спроси у солдат.
Гулкий пламень, глаза бессонные,
На губах кровавый прокус…
Пот,
И слёзы,
И кровь - солё ные:
(С. Сорин. Победа – сладка, говорят. 1941-1945)
А теперь попробуем сами сложить письмо-треугольник, а внутри нарисовать рисунок о мире и передать своим близким.
Схема складывания фронтового письма.