Светлана Пантелеева
Тематическое занятие по развитию речи (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Расширение и активизация словаря;
• Развитие мышления, внимания.
1. Знакомство с многозначными словами. Объяснить значение слов.
Язык
У колокола – язык.
Колокол без языка нем.
Солдаты были в разведке.
Они привели языка.
Вот ботинок.
У ботинка - язык
Ручка
Верочка аккуратная.
У нее чистые ручки.
Мы на уроке.
У учеников ручки.
У двери тоже ручки.
Ключ
Публикация «Тематическое занятие по развитию речи (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный
Ключ – дверной.
2. Почему так говорят (толкование пословиц).
• В детстве не научишься, всю жизнь намучишься.
• Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
• Без букв и грамматики не научишься математике.
• Мало хотеть, надо уметь.
• Не будь тороплив, а будь терпелив.
• Не спеши языком, торопись делом.
• Хорошо того учить, кто хочет учиться.
• Умный себя винит, глупый своего товарища.
3. Обобщающее значение слов. Соотношение родовых и видовых понятий.
• Взрослый: мебель
Дети называют предметы мебели.
• Животные жарких стран;
• Животные севера;
• Профессии;
• Взрослый: огурец, помидор, капуста…
Дети: овощи.
• Трактор, машина, лодка…
• Молоток, пила, топор…
• Стрекоза, муравей, гусеница…
• Туфли, ботинки, сапоги…
4. Антонимы.
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты…
Теперь «начало» я скажу, -
Ну, отвечай.
***
добрый.
вежливый.
трудолюбивый.
внимательный.
друг.
холод.
5. Сравни и опиши. Послушать стихи, рассказать, чем отличаются коты.
Сиамский кот.
Я шерстки не видывал тоньше и глаже,
Глаза же и мордочка словно бы в саже.
Он гордый,
Он на руки к вам не пойдет,
Тот серо – жемчужный
Таинственный кот.
Сибирский кот.
Кот сибирский,
Кот пушистый,
Нежен мех его душистый,
Сам он важен и спесив –
Видно знает, что красив.
6. Найди ошибку.
• У бабочки крылья большие, а у стрекозы маленькие;
• У стрижа хвост короткий, а у ласточки красная шейка;
• Лист клена резной, а лист рябины зеленый;
• Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор несъедобный.
7. Третий лишний.
• Голубой, красный, спелый;
• Кабачок, огурец, лимон;
• Конечно, нарочно, игрушечный;
• Пасмурно, ненастно, ясно;
• Бежать, летать, рисовать;
• Гусь, гусыня, гусеница;
• Боль, больной, большой;
• Лето, весна, воскресенье;
• Квакать, кукарекать, говорить;
• Понедельник, среда, осень;
• Лес, лесник, лестница.
8. Кто кому кто?
- Бабушка, бабушка, я чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой, а совсем не сыночек.
- Сыночек. Брат четырех моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тети!
- Тетю твою я в люльке качала…
- Бабушка, стой, объясни все сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца.
- Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты им доводишься…Хитрое дело…
- Бабушка, что-то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.
• Кем ты доводишься папе, маме?
• Кто ты для бабушки, дедушки?
• Кто у тебя родные - сестры, братья?
• Назови двоюродных братьев, сестер.
• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
• А ты для них кто?
10. Итог.