мария заболотная
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 37
Пушкинского района Санкт – Петербурга
___
Тематический вечер
«Откуда хлеб пришел»
Воспитатель:
Заболотная Мария Андреевна
Санкт-Петербург
Задачи:
1) Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Откуда хлеб пришел“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
— обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
— обогащать словарь детей прилагательными.
2) Развивающие:
— развивать коммуникативные способности;
— развивать логическое мышление, память, творческое воображение;
— развивать умение слушать и слышать вопрос.
3) Воспитательные:
— воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб;
— воспитывать бережное отношение к хлебу;
— вызвать интерес к коллективному труду.
Оборудование.
ИКТ: музыкальный центр, СD- диски, компьютер, мультемедийный проектор, фотоаппарат.
*зерна пшеницы, ржи, овса;
* колосья;
* мука ржаная и пшеничная;
* картинки с изображением сельсхохозяйственных машин;
* картинки от зерна до хлеба;
* серп;
* разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
Технологии:
1. Здоровьесберегающая
2. Развивающего обучения.
3. Игровая
4. Проблемного обучения
Ход занятия
1. Игровой сюрпризный момент.
В группу входит незнайка и приносит посылку. Рассказывает детям, что был на экскурсии на хлебном заводе и ему передали посылку в детский сад.
_ Что в ней может находится? (варианты ответов детей). Незнайка: для того, чтобы узнать, что находится в посылке, отгадайте загадку:
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят (Хлеб)
Незнайка по очереди достает хлебобулочные изделия, дети называют их.
Воспитатель: Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – теплый, золотистый.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
2. Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб?
(Вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
3. А вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал?
- Может он на дереве вырос? Может на грядке? (Варианты ответов детей)
Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это труд тысяч и тысяч рук.
Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научился размельчать зерна камнями и получалась мука, а затем научился выпекать хлеб. Хлеб всегда на руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?
Хлеб – всему голова.
Много снега - много хлеба.
Хлеба ни куска, так и стол – доска.
Хлебушек ржаной – отец наш родной.
Без хлеба – нет обеда!
Без хлеба не вкусно и не сытно.
А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины.
Загадка: «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит» (Трактор)
Да, трактор готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит».
- Что делает трактор? Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна. (Смотрят слайды презентации)
Едет трактор по полю, пашет землю. За ним плуг тянется. И остается за плугом черная, влажная полоса шириной с улицу. Полоса темная, от нее даже пар идет. Поле рыхлится, плуг переворачивает землю на изнанку. Вот и готово поле.
- Кто работает на тракторе? (тракторист)
Через некоторое время на поле выходят другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрите зерна пшеницы, ржи, овса.
- Эти зерна называются хлебными.
Ветры дуют, ветры воют,
Под холодным зимним небом,
Спи зеленая травинка,
А проснешься, станешь хлебом.
4. Пальчиковая игра.
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут сладкие ватрушки.
Идет время, зерна прорастают через слой земли, появляются всходы и вот уже все поле в колосьях пшеницы.
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми.
Стеной стоит высокая пшеница. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле машины вышли.
Загадка: Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет? (комбаин)
Да, выходят на поле мощные машины-комбайны. Они скашивают и обмолачивают пшеницу.
- Кто работает на комбайне? (комбайнер)
А вы знаете, как раньше убирали пшеницу, когда не было машин? Я вам сейчас покажу.
Это серп.
Им жали пшеницу, рожь, ячмень, овес.
Складывали в снопы, сушили
Обмолачивали
Мололи на мельницах
И пекли хлеб
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола.
Физкультминутка.
Дует ветер с высоты
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
А теперь продолжим свое путешествие.
Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.
Зерно везут на элеватор, где и хранят пшеницу. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его надо сушить? (ответы детей).
А затем зерно попадает на мельницу. Здесь такое с ним творится,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Что это за порошок? (мука)
Посмотрите, вот у меня мука в тарелке. Потрогайте ее руками. Какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая).
Человек, который работает на мельнице, называется мукомол.
Дальше муку везут в пекарню.
Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто. Самое первое необходимо муку просеять. Высыпать из мешков и пропустить через сито.
.
Замешивается тесто в специальных емкостях.
Тесту тесно – мало места.
«Ох, пустите», - шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай!
Народился каравай!
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал- пришел.
Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относится к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полках в магазине.
Хлеб бывает черным и белым. Почему?
- Оказывается все дело в муке, есть мука пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут - белый хлеб, а из ржаной – черный.
6. Анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом»
- Ребята, недавно я видела такую картину: «Шел мальчик и ел булку. Не доел. Бросил ее, пнул ногой и дальше пошел».
- Скажите, хорошо он поступил? А почему? Как вы думаете? (хлеб дается тяжелым трудом, много людей работают. Чтобы мы могли кушать хлеб).
7. Творческая работа «Изделиям из теста на столе всегда найдется место»
Изготовление из соленого теста хлебобулочных изделий для игр.
Незнайка угощает детей печеньем, баранками, и т. п. и предлагает попить вместе с ним чай.