Ольга Козлова
«Будем беречь и охранять наш лес!» Тематический день для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический день для детей старшего дошкольного возраста на тему :
«Будем беречь и охранять наш лес!»,
посвящённый проблемам сохранения природы и их обитателей от пожаров
Козлова Ольга Петровна, воспитатель I квалификационной категории
МДОУ детский сад № 5 г. Хвалынска
Цель: формирование у детей осознанного отношения к проблемам сохранения природных территорий (лесных массивов) от пожаров.
Задачи:
Образовательные.
Публикация «„Будем беречь и охранять наш лес!“ Тематический день для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
1. Рассмотреть и обсудить причины возникновения пожаров в лесу.
2. Закрепить знания правил поведения в лесу.
3. Углублять и обобщать представления детей о лесе, как сообществе растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
Развивающие.
1. Развивать связную речь, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища,
рассуждать.
2. Развивать познавательный интерес к жизни леса.
Воспитывающие.
1. Воспитывать у детей понимание необходимости сохранения целостности леса.
2. Формировать уважительное отношение к труду пожарных.
Игровой персонаж: Незнайка – кукла или педагог
Утро
Сюрпризный момент
После завтрака в группу неожиданно забегает Незнайка знакомиться, здоровается с детьми и сообщает, что он собрался в лес.
День
Совместная деятельность педагога с детьми и гостем-Незнайкой
«Составление макета леса».
Воспитатель:Незнайка, а ты знаешь, что такое лес? (Незнайка удивлённо пожимает плечами). Ребята, надо рассказать Незнайке, как узнать лес. Иначе он его не найдет. Давайтес помощью картинок составим лес для Незнайки. Что растет в лесу? (Ответы детей.)Выберите со стола все картинки с изображением растений.
Дети выбирают, обсуждают, отвечают на вопросы и помогают воспитателю устанавливать картинки.
Воспитатель: Какие деревья растут в лесу? Выберите и поставьте на столе, где у нас будет лес. Получился ли у нас лес? Почему? Что еще растет в лесу (Ответы детей.)
Воспитатель: Куда поселим кусты? Почему рядом с деревьями? Куда поселим травянистые растения? Зачем они в лесу?
Расставляя картинки, воспитатель сразу создает уголки леса, выясняя совместно с детьми, где растут ели, а где сосны, где будут лучше расти земляника, клюква, и т. д. Дети отвечают на все вопросы.
Воспитатель: А какие растения у нас остались? Почему они не растут в лесу?
(Обязательно спрашивает про морковку и капусту, комнатные растения. Ответы детей.)
Воспитатель. А вы можете изобразить деревья?
Игровое упражнение «Деревья»
Дети стоят - ноги вместе, руки подняты вверх.
Воспитатель: Подул слабый ветерок.
Дети сгибают и разгибают кисти рук, сжимают и разжимают пальцы - «листочки зашевелились» и тихо произносят: «Ш-ш-ш» (дыхательное упражнение).
Воспитатель: Ветер подул сильнее!
Дети наклоняются вперед, стараясь коснуться пола ладонями; наклоняются в стороны.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошие деревья получились, целый лес вырос.
Незнайка: Ну, все, я пошел. Хороший у вас лес получился. Он красивый, растений много. Все разные. Воздух чистый (мечтательно).
Воспитатель: Получился ли лес?Почему? Что же сделать, чтобы получился лес?
Дети обсуждают и отвечают на вопросы, дополняя друг друга.
Воспитатель: Какие насекомые живут в лесу? Почему? Зачем они в лесу? (Ответы детей.)Поселите насекомых.
Вместе с детьми воспитатель выбирает насекомых и ставит их, объясняя, где живет то или иное насекомое и почему.
Подвижная игра «Раз, два, три, прилетели комары»
Перед началом игры выбирают двоих детей, которые будут «играющими ребятами». Они встают в любой части зала. Остальные дети – «комары» располагаются врассыпную по всему залу. По сигналу воспитателя дети выполняют движения (по желанию детей) и произносят слова, а остальные ребята – бегают в медленном темпе вокруг них врассыпную или по кругу.
Раз, два, три, прилетели комары.
Стали комары пищать,
Не дают нам поиграть.
Раз, два, три, надоели комары.
Надоели комары. Комара скорей лови!
С окончанием слов «играющие ребята» заканчивают выполнение задания, и начинают бег с ловлей и увёртыванием.
Незнайка: Ну, теперь лес готов! Спасибо, я пошел гулять.
Воспитатель:Подожди, Незнайка, подумай, что будет, если в лесу будут жить одни насекомые?
Незнайка: Они съедят лес и меня.
Воспитатель: Что же делать? (Ответы детей.) Правильно, надо птиц поселить. Какие птицы живут в лесу? Почему? Выберите и поселите их.
Незнайка вместе с детьми выбирает птиц и ставит их, объясняя при этом, кто, где живет и почему. Воспитатель дает возможность детям доказать свое мнение, побуждает их к этому вопросами: «А ты как думаешь? Куда ты предлагаешь поселить?» и т. д.
Незнайка: Хорошо теперь в лесу. Птички поют, бабочки летают. Хорошо, что хоть звери в зоопарке живут! Можно смело идти в лес!
Воспитатель: Прав ли Незнайка? Расскажите ему, какие звери живут в лесу и почему.
Дидактическая игра «Давайте поселим зверей в наш лес»
Материал: дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных; карточки с изображением жителей леса.
Задания:
- выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему;
- заселить зверя в определённый дом и объяснить свой выбор.
Проведение игры: педагог делит детей на команды, которым представляется возможность внимательно рассмотреть лесные домики и претендентов на заселение. Каждая команда выбирает одного из зверей и подходящий домик для него. В конце игры подводится итог. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.
Воспитатель: Посмотрите, что же у нас получилось?
Дети: Лес.
Воспитатель: Как вы узнали лес? Как же можно рассказать Незнайке, что такое лес?
Выслушивает ответы детей и делает обобщение.
Воспитатель: Понял, Незнайка, что такое лес?
Незнайка: Понял, только теперь я в лес не пойду. Столько там насекомых, зверей … Покусают еще. Уберите зверей или насекомых, тогда пойду!
Воспитатель: Может, и в самом деле убрать насекомых и зверей? Поможем Незнайке?
Дети доказывают, почему без насекомых, зверей, птиц леса не будет.
Незнайка: Ну, тогда хотя бы деревья вырубите, а то я заблужусь…
Дети объясняют, почему нельзя рубить деревья.
Незнайка: Понял, что без чего - то лесу нельзя, а без чего - забыл!
Воспитатель: Расскажите Незнайке еще раз, что же такое лес.
Дети рассказывают. Воспитатель при необходимости помогает. Затем педагог предлагает поиграть.
Подвижная игра «Грибник»
Дети выбирают «грибника», остальные – «грибы», которые встают врассыпную на одной стороне зала и по сигналу воспитателя начинают ходьбу на месте, произнося хором текст:
Шёл грибник лесной тропинкой
За грибами, за малинкой,
Шё л и песню напевал:
«Тара-тара-тара-рам».
А сорока - белобока
На сосне сидит высоко,
Громко на весь лес трещит
И грибочкам говорит:
«Чтобы не попасть в корзинку,
Прячьтесь в мох и под травинку».
С окончанием слов дети - «грибы» разбегаются. «Грибник» старается «сорвать гриб» - коснуться ребёнка рукой. Чтобы этого не случилось, при его приближении «грибок» приседает – прячется. Ребёнок, которого запятнали, выбывает из игры.
Незнайка: Ладно, уговорили, пойду в лес, погуляю. До свидания, ребята!
(Незнайка уходит)
Воспитатель: Ребята, а почему люди любят лес? (Ответы детей.) Да, правильно, молодцы! В лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Люди восхищаются красотой леса, отражают ее в картинках, стихах. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Как люди берегут лес?
Воспитатель выслушивает ответы детей, обобщает их.
Беседа заканчивается чтением рассказа о лесе, предлагается детям придумать свой рассказ или сказку о лесе.
Подготовка ко сну
Оборудование: магнитофон, кассета – слушание звуков леса, пение птиц.
Вечер
Входит Незнайка и плачет.
Воспитатель: Что с тобой случилось, Незнайка? (Незнайка что-то шепчет педагогу на ушко.) Что-то, ребята, я ничего не поняла. Незнайка говорит, что случилась беда. Давайте мы сейчас включим наш «компьютер» и посмотрим.
Включается «компьютер», и дети видят картинку (панно, на которой изображён пожар в лесу.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что же случилось? (лес загорелся, пожар в лесу.)
Звери в лесу забавлялись, игрались.
Вдруг под кустом спички им повстречались.
Спички небрежно в травке валялись,
Было их мало, лишь две и остались.
Незнайка друзьям предложил ради смеха
Листья поджечь, чтоб устроить потеху.
- Надо побольше листочков нагресть,
Сделать здесь кучу, её и зажечь.
Мишка приносит, зайка сгребает,
Незнайка взял спички и поджигает.
Первую спичку он чиркнул напрасно,
Чиркнул вторую – огонь горит ясно.
Тлели листочки, еле шурша,
Вдруг, как шальной, огонь поднялся.
Бедным зверятам пожар не в привычку,
Вот до чего довели их две спички!
- Что же нужно делать? (Вызвать пожарных, тушить пожар.) Ребята, по какому номеру нужно вызвать пожарных?
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не всё сгорело.
(Воспитатель по телефону «звонит» пожарным.)
- Давайте с вами подумаем, от чего может возникнуть пожар в лесу?
Дети с воспитателем вспоминают причины возникновения пожаров в лесу.
- Ребята, давайте вспомним, как можно потушить небольшой огонь в лесу или тлеющий костёр?
Воспитатель вместе с детьми вспоминают способы тушения огня в лесу: засыпать песком, землёй, залить водой, затоптать.
Показ презентации «Пожар в лесу»
Дети рассматривают, как пожарные тушат огонь.
Долго пожарные пламя тушили,
Много уж больно беды натворили.
Воду в огонь лили, лили и лили.
И, наконец-то, пожар победили.
- Звери и дети, должно быть всем ясно:
Спички не троньте – это опасно!
Воспитатель: Ребята, как же нужно вести себя в лесу? Что не следует делать в лесу?
Педагог показывает детям схемы - картинки, а дети говорят, что нельзя делать в лесу.
Правила поведения в лесу.
- никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками;
- нельзя разводить огонь, костры, зажигать легковоспламеняющиеся предметы и материалы;
- нельзя разорять гнёзда, муравейники, ловить насекомых;
- нельзя рвать цветы, траву, ломать ветки деревьев;
- не разбрасывайте мусор, банки, стекло, пластиковые бутылки после себя.
- Ребята, нужно помнить, человек – это гость в лесу, и он должен помнить о том, что в гостях ведут себя хорошо, не нарушая дом хозяина. Самый большой ущерб лесу приносит огонь! Лес постоянно подвергается опасности возгорания, которое происходит от длительной жары и сухой погоды, от неосторожного обращения людей с огнём. Пожар в лесу – это главная его беда, потому что уничтожаются громадные площади живых деревьев, погибают животные, страдают люди.
Воспитатель: Незнайка, ты теперь понял, что ты натворил, как нужно вести себя в лесу и что спички – это не игрушки?
Незнайка:Да, я всё понял. Простите меня! Я больше так не буду!
Воспитатель:А теперь, Незнайка, давай вместе с ребятами проведём конкурс
знатоков -экологов «Что мы знаем о лесе».
Конкурс знатоков - экологов «Что мы знаем о лесе»
1. Могут ли животные жить без растений?
2. Почему нужно охранять животных? Лес?
3. Зачем люди ходят в лес?
4. Чего не любит природа? И что не следует делать в лесу?
5. Кто заботится о лесе, какая служба? (Лесник, лесничество.)
6. Люди какой профессии помогают спасать лес от пожара?
Воспитатель: Берегите природу!
Берегите, ребята, природу,-
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа – надёжный наш друг!
Незнайка вручает всем детям раскраски о природе.