Татьяна Кириленко
«Азбука нравственности». Тематическая встреча с родителями «Хорошо и плохо»
▼ Скачать + Заказать документы
«Азбука нравственности». Тематическая встреча с родителями «Хорошо и плохо»
Воспитатель:
- Вот и закончились праздники, прошли Святки с радостными встречами, хороводами снежинок за окном, поздравлением и ожиданием чуда. В эти святые вечера, когда тихо потрескивает свеча, мягко мерцает огнями ёлка, а тебя окружают дорогие и близкие люди, всё чаще оглядываешься на свою прошлую жизнь, пытаешься заглянуть в будущее, всё чаще задумываешься о доброте и зле в этом огромном мире. И сегодня мы предлагаем вам размышления на эту простую и сложную тему.
Публикация «„Азбука нравственности“, Тематическая встреча с родителями „Хорошо и плохо“» размещена в разделах
Итак, наша тема сегодня: «Азбука нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо».
И у нас в гостях родители, а так же педагоги, которые помогают в сложном процессе воспитания. Нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, уважаемые родители. Помните, у В. Маяковского есть такие строки:
«Крошка сын к отцу пришёл
И сказала кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
А действительно, рассуждая, мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие – нравственность? Как вы это понимаете?
(Предлагаю родителям обсудить данный вопрос и высказать своё мнение)
Родитель:
- Я думаю, что это умение проявить отзывчивость, доброту не пройти мимо чужого горя, оказать помощь в трудной ситуации.
Родитель:
- Я считаю, что нравственность – это уважение к старшим,любовь к Родине,честность, ответственность.
Родитель:
- Хочется отметить, что в настоящее время понятие нравственность, к сожалению, теряет свой смысл. И меня,как родителя, это очень беспокоит. Современная молодёжь не особо придерживается норм поведения в обществе: ведёт себя грубо, не уважает старших,использует нецензурные выражения.
Психолог:
- Поэтому нравственное воспитание детей необходимо начинать ещё в раннем возрасте, учить соблюдать определённые нормы поведения. Чтобы любовь, красота,милосердие согревали нас подобно солнечным лучам, распускались словно цветок.
Воспитатель:
- У этого цветка множество лепестков и каждый имеет своё значение. Помогите распуститься нашему бутону в цветок нравственности.
(Предлагаю родителям написать на «лепестках» составляющие понятия нравственности. Собрать из лепестков цветок)
Воспитатель:
- Вот что написали некоторые родители:
• Уважение,
• Справедливость,
• Доброта,
• Милосердие,
• Ответственность.
Воспитатель:
- Да, нравственность – это справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность. Но время идёт, многое меняется и перестраивается. Наверное, люди и законы, по которым они живут, тоже изменчивы. Может быть стоит оглянуться назад и вспомнить о жизни и нравственных отношениях, существовавших у наших предков?
Заходит гостья в русском костюме.
Гостья:
- Здравствуйте, люди добрые (поклон) и вы гости дорогие!
Я краем уха слышала, о чём у вас тут речь шла. Я вот что скажу: в старину сядет семья за стол, во главе старший, отец значит, пока отец ложку не возьмёт, никто не ест, не пьёт, как отец скажет, так и будет, и никому в голову не придёт ослушаться. И уж коль отец в доме порядкам хозяин, то мать по духовной части, как меж кем спор
зайдет, как правильно поступить, так все к ней идут, тут уж и сам хозяин её слушаться будет. Вот как! Поэтому и народ раньше незлобливый был.
Воспитатель:
- Мы рады тебе, оставайся с нами и послушай, что скажут по этому поводу родители. И так, в старину хозяином в доме считался отец. Как вы считаете, в наше время, кто должен быть хозяином?
(Предлагаю родителям ответить на поставленный вопрос)
Родитель:
- Я считаю, что хозяином должен быть отец, и поддерживаю
отношения существовавшие в прошлом в семье. К сожалению, в наши дни, очень часто ни мать, ни отец не являются авторитетом для ребёнка.
Родитель:
- А я думаю, что и отец, и мать должны иметь равные права в семье и сообща решать все вопросы, особенно касающиеся воспитания ребёнка.
Родитель:
- Раньше жена зависела от мужа, вела хозяйство,воспитывала детей. А в наше время женщина выполняет больше обязанностей, чем мужчина. Поэтому считаю, что в семье должна быть согласованность в принятии решений.
Родитель:
- Не так важно, кто в доме хозяин, главное, чтобы соблюдались нравственные правила и нормы морали.
Воспитатель:
- Да! Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Поэтому, что именно в семье формируются главные нравственные устои человека. Ведь какими бы прекрасными не были наши детские сады,
главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в этом возрасте не может заменить никто. Так считал Сухомлинский, и мы думаем, что вы согласитесь с этим высказыванием.
Гостья:
- Да ведь давно всем известно: «Яблоко от яблоньки недалеко падает». Всем ведомо, если мать шьёт – вяжет, то и дочери тут сидят, так и вырастут рукодельницами. И отец в поле не один, а с сыновьями, и у каждого в доме свои обязанности, как отец работал, так и сын работать будет, что посеешь, то и пожнёшь.
Воспитатель:
- В нашем обществе, к сожалению, существуют такие явления, как грубость, насилие, жестокость; дети,брошенные родителями, как в прямом смысле, так и дети, которые живут в семьях, но не получают
должного внимания и ухода со стороны взрослых. Так что же мы посеяли, если пожинаем такие плоды? Как вы думаете, в чём причины всех этих явлений?
Родитель:
- Мне кажется, что причина этих явлений в том, что родители не уделяют должного внимания детям. Очень часто заняты своими делами и не желают выслушать ребёнка, помочь ему если что-то не получается, даже просто поиграть с ним.
Родитель:
- Возможно, причина не только в семье, ведь огромное влияние на ребёнка оказывает и общество. Он обращает внимание на отношения взрослых и копирует их, часто видит на экране телевизора грубость и насилие. Всё это оставляет отпечаток на развитии ребёнка.
Родитель:
- В отдельных случаях виновно государство, так как труд малооплачиваемый и очень часто женщине приходится работать, вместо того чтобы уделять время ребёнку и заниматься его воспитанием.
Воспитатель:
- Нет будущего без прошлого. И каким бы прекрасным не показалось это будущее, не может быть высоко нравственного общества без знания истории своего народа, его нравов и культуры. И сейчас мы предлагаем вам, дорогие наши родители,несколько ситуаций. Как бы вы повели себя?
1. Ребёнок идёт по улице и бросает на землю бумажки от конфет.
Родитель:
- Нужно объяснить ребёнку, что если каждый будет бросать бумажки, то вокруг станет грязно.
Родитель:
- Говорю, что необходимо найти урну, бросить туда бумажку. Обращаю внимание на труд дворников. Нужно городским властям поставить урны в
общественных местах.
2. Ваш ребёнок отнимает игру у товарища.
Родитель:
- Объясню, что нужно вежливо попросить.
Родитель:
- Предложу поменяться на время. Дать товарищу свою игрушку.
Родитель:
- Попрошу детей играть вместе, скажу, что они должны быть друзьями.
3. Прийдя в гости, не здоровается, обращается ко взрослому "ты".
Родитель:
- Обязательно напомню о вежливых словах.
Родитель:
- Поздороваюсь ещё раз сама и спрошу: ничего ты не забыла сказать, дочка? Предложу обращаться на «вы» ко взрослому.
Воспитатель:
- Иногда очень сложно бывает разобраться, что хорошо, а что плохо. Но ребёнок привыкает поступать так, как мы его учим, словом и собственным примером, и наконец испытывает в этом потребность. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, должны
решать эту задачу всем миром: детский сад, семья, общество.
Гостья:
- Уж не знаю, как сейчас, а в старину бабушка носочек при лучине собирается вязать, а вокруг неё внучата устраивались, бабушка спицами работает, а сама сказочки сказывает. А в сказке ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
Воспитатель:
- А часто ли мы рассказываем такие вот сказки нашим детям? Может быть именно сказок-то им и не хватает? Хороших добрых сказок, где царит красота и справедливость. Может, тогда в их юных душах
воцарится гармония. Мы часто смотрим на небо, на падающие звёзды и загадываем желания.
(Раздаю участникам макеты звёзд)
Вот у вас в руках звезда. Загадайте желание, чтобы наши дети были добрыми и милосердными, чтобы в сердцах людей жили справедливость и взаимопонимание. А мне бы хотелось сказать:
Расти малыш, не торопи года,
Ведь каждый миг тебе отпущен богом.
Пусть он не повторится – не беда,
Но счастлив будь у матери под боком
Пока сейчас, а дальше жизнь сама рассудит.
Расти малыш, люби весь мир,
Тогда любой в нём счастлив будет.
Нам очень хочется, чтобы ваши желания, милые родители, дорогие гости, уважаемые педагоги,исполнились, а наши дети получили столько заботы и ласки, чтобы они могли дарить их всему миру,окружающему их.