Ольга Хмель
Тематическая неделя «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые, коллеги! Предлагаем Вашему вниманию методическую разработку тематической недели "Птицы зимой". Может окажется полезной в Вашей работе.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «ПТИЦЫ ЗИМОЙ»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида №19 г. Гулькевичи
муниципального образования Гулькевичский район
2012г.
Публикация «Тематическая неделя „Птицы зимой“» размещена в разделах
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Предлагаемый вариант комплексного планирования тематической недели разработан авторским коллективом МБ ДОУ д/с №19 г. Гулькевичи на основе содержания комплексной программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» (Бабаева, Ноткина и др., с учетом федеральных государственных требований к организации воспитательно–образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Тема недели реализуется через все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную и чтение. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Кроме того, тема, в рамках которой решаются образовательные задачи, с одной стороны, социально значима, с другой стороны вызывает и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».
Нами предложено планирование по теме «Птицы зимой».
Цель, достигаемая педагогическим коллективом в период реализации данной темы: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Итоговое мероприятие: общесадовская акция «Покормите птиц»
Данная методическая разработка дополнена фоторядом, иллюстрирующим проведение различных форм работы с детьми, творческими работами детей.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Тема: «Птицы зимой»
Задачи:
• Знакомить детей с понятием «птицы»:
• Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида:
• Дать знания о способе питания и образе жизни;
• Вызвать удовольствие от общения с природой.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Сюрпризный момент: с помощью сказочного персонажа Сороки - Каркуши сообщить детям тему недели.
2. Предложить детям настольно-печатную игру «Разрезные картинки - птицы»
3. Игра с пропеванием «Вышла курочка гулять…»
4. Утренняя гимнастика «Птички-невилички» Социальный мир: этикет и ситуации общения
«Курица с цыплятами - дружная семья»
Программные задачи: показать заботливое отношение мамы-курицы к своим цыплятам; создавать положительное эмоциональное состояние у детей.
2ч. Подвижная игра «Каркушины птенчики»
Материалы: картина «Курица с цыплятами», шапочки цыплят по кол-ву детей, игрушка Сорока - Каркуша
Физическое развитие
Включение в занятие комплекса игровых упражнений «Птички»
п/и «Птички в гнездышках» 1. Наблюдение за воробьями с использованием художественного слова (загадка)
2. Дидактическая игра «На птичьем дворе»
3. Подвижная игра «Воробушки и автомобили»
4. В кормушку насыпать пшено и хлебные крошки. 1. Исполнение песенки «Птичка», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой
2. Раскрашивание силуэтов птиц в уголке изодеятельности. Сообщить родителям тему недели.
Объявить родителям, что в последний день недели пройдет общесадовская акция «По-кормите птиц», в которой принимают участие все дети детского сада совместно с детьми. Для участия в этой акции необходимо изготовить кормушку для птиц.
ВТОРНИК
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Внести в группу для рассматривания картину «Птицы зимой»
2. Предложить для рассматривания в книжном уголке книгу «Про кого расскажет грач» И. Гуриной.
3. Утренняя гимнастика «Птички-невилички» Речевое развитие
Составление рассказа о птицах из личного опыта
Программные задачи:
Связная речь: составлять совместно с воспитателем короткий рассказ из личного опыта.
Словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов и прилагательных.
ЗКР: закреплять правильное произношение звука [с], приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы с различной громкостью.
Мир музыки
Включение в занятие слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой и пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой 1. Наблюдение за вороной: внешний вид и повадки птицы.
2. Дидактическая игра «Ворона»
3. Подвижная игра «Воробушки и автомобили»
1. Рассматривание альбома «Птицы» в уголке природы.
2. Чтение рассказа Л. Толстого «У Вари был чиж»
3. Игра малой подвижности «Птички» Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
СРЕДА
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Предложить детям для рассматривания набор открыток «Птицы».
2. Подвижная игра «Птички и кошка»
3. Чтение детям стихотворения Г. Ладонщикова «Наши друзья».
4. Утренняя гимнастика «Птички-невилички» Математическое развитие
Воспитатель проводит занятие с помощью игрового персонажа Сороки – Каркуши.
Художественно-творческая деятельность: рисование
«Воробей из ладошки»
Программные задачи: продолжать учить рисовать руками путем прикладывания их к листу бумаги; учить рисовать голову печатанием; учить находить сходство рисунка с птицей, радоваться полученным результатам. Закреплять знания о строении птиц. развивать воображение.
Физическое развитие на прогулке
1. Дидактическая игра «Совушка»
2. Наблюдение за птицами на территории детского сада.
3. Чтение стихотворения Т. А. Шорыгиной «Воробьи и кот» 1. Кукольный театр «Сорока - Белобока»
2. Индивидуальная работа в уголке изо-деятельности - раскрашивание птиц. Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?» с целью выявления интереса и отношения к птицам зимой в детях.
ЧЕТВЕРГ
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Слушание аудио-записи «Голоса птиц»
2. Дидактическая игра «Птички»
3. Настольно-печатная игра «Со-бери изображение птицы»
4. Утренняя гимнастика «Птички-невилички» Художественно – творческая деятельность – аппликация
Физическое развитие
Включение в занятие игровых упражнений «Птички»
п/и «Птички в гнездышках» 1. Наблюдение за птицами на территории детского сада: сравнение воробья и вороны.
2. Дидактическая игра «Петушок»
3. Чтение стихотворения «Синица» Т. А. Шорыгиной
4. Подвижная игра «Птички и кот»
1. Чтение рассказа К. Ушинского «Уточки»
2. Рассматривание картинки снегиря Привлечь родителей к изготовлению шапочек воробушков для подвижной игры «Воробушки и автомобиль»
ПЯТНИЦА
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Рассматривание иллюстраций в книге В. Бианки «Синичкин календарь»
2. Пропевание песенки «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
3. Утренняя гимнастика «Птички-невилички» Художественная литература
«Прилетайте» Е. Благинина
Программные задачи: учить эмоционально рассказывать наизусть стихотворение, пере-давая побудительную и восклицательную интонацию: активизировать лексику по теме «Птицы»
Мир музыки
Включение в занятие слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой и пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой Общесадовская акция «Покормите птиц». 1. Беседа с детьми «Сравнение снегиря и вороны»
2. Раскрашивание силуэта снегиря в уголке изодеятельности. Рекомендовать родителям почитать дома с детьми сказки «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса» и др.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Тема: «Птицы зимой»
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с понятием «птицы»:
• Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида:
• Расширять представления детей о способе питания и образе жизни;
• Вызвать удовольствие от общения с природой.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Сюрпризный момент: звучание аудиозаписи «Голоса птиц». Сообщить детям тему недели.
2. Предложить детям настольно-печатную игру «Парные картинки (птицы)»
3. Совместно с детьми внести в уголок природы картины с изображениями птиц.
4. Утренняя гимнастика «Птички - невелички»
Социальный мир: этикет и ситуации общения
«Чем больше в мире добро-ты, тем счастливей я и ты».
Программные задачи: активизировать речь детей. Побуждать детей поддерживать беседу, отвечать на вопросы воспитателя. Развивать память, мышление, умение отгадывать загадки, используя личный опыт. Воспитывать добрые чувства, бережное и заботливое отношение к природе. Вызывать желание оказывать птицам посильную помощь.
Физическое развитие
Включение в занятие комплекса игровых упражнений «Птички в гнездышках» и подвижной игры «Перелет птиц» 1. Наблюдение за воробьем и вороной: за-крепить умение распознавать птиц по внешним признакам, издаваемым звукам.
2. Чтение стихотворения Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона».
3. Подвижная игра «Вороны и гнезда». 1. Учить детей отгадывать загадки о птицах.
2. Дидактическая игра «Птицы».
3. Индивидуальная работа: рисуем ворону. Сообщить родителям тему недели.
Объявить родителям, что в последний день недели пройдет общесадовская акция «По-кормите птиц», в которой принимают участие все дети детского сада совместно с детьми. Для участия в этой акции необходимо изготовить кормушку для птиц.
ВТОРНИК
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Внести в группу для рассматривания картину «Птицы зимой»
2. Предложить для рассматривания в книжном уголке книгу В. Бианки «Лесные домишки»
3. Утренняя гимнастика «Птички-невилички» Речевое развитие
Составление рассказа по картине «Куры»
Программные задачи:
Связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ по картине;
Словарь и грамматика: учить сравнивать петуха и курицу, курицу и цыплят;
ЗКР: закреплять умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию; представление о том, что звуки в слове чередуются друг за другом.
Мир музыки
Включение в занятие упражнения «Погладь птичку» музыка Т. Ломовой и пляски «Цыплята» (азербайджанская народная мелодия) 1. Наблюдение за вороной: внешний вид и повадки птицы.
2. Дидактическая игра «Ворона»
3. Подвижная игра «Вороны и гнезда»
1. Рассматривание альбома «Птицы» в уголке природы.
2. Предложить детям трафареты птиц для свободной деятельности в уголке изодеятельности.
3. Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
СРЕДА
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Предложить детям для рассматривания набор открыток «Птицы».
2. Игра на детских музыкальных инструментах «Птички» муз. Е. Тиличеевой.
3. Чтение детям стихотворения В. Звягина «Воробышки»
4. Утренняя гимнастика «Птички-невилички» Математическое развитие
Составление фигур птиц с по-мощью блоков Дьенеша.
Художественно-творческая деятельность: рисование
«Красивая птица»
Программные задачи: учить детей рисовать птичку, пере-давая форму тела, частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представление о красоте, об-разные представления.
Физическое развитие на прогулке
Подвижные игры
«Птички в гнездышках»,
«Воробушки и кот»,
«Перелет птиц». 1. Дидактическая игра «Летает не летает».
2. Наблюдение за птицами на территории детского сада.
3. Проверить кормушки для птиц, насыпать свежих крошек. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко»
2. Предложить детям альбом для раскрашивания «Птицы» в уголке изодеятельности. Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?» с целью выявления интереса и отношения к птицам зимой в детях.
ЧЕТВЕРГ
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Слушание аудио-записи «Голоса птиц»
2. Дидактическая игра «Совушка»
3. Настольно-печатная игра «Собери изображение птицы»
4. Утренняя гимнастика «Птички-невилички» Художественно – творческая деятельность – лепка
«Птички прилетели на ко-мушку и клюют зернышки» (коллективная композиция)
Программные задачи: учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарищей, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызвать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.
Физическое развитие
Включение в занятие игровых упражнений «Птички»
п/и «Птички в гнездышках» 1. Наблюдение за птицами на территории детского сада: сравнение воробья и вороны.
2. Дидактическая игра «Петушок»
3. Чтение шотландской народной песенки в обработке И. Токмаковой «Птичка»
4. Подвижная игра «Гуси - лебеди»
1. Чтение рассказа И. Гурина «Про кого расскажет грач»
2. Рассматривание картинки снегиря
3. Заучивание наизусть стихотворения А. Говорова «Снегири» Привлечь родителей к оформлению альбома «Птицы зимой»
ПЯТНИЦА
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Рассматривание иллюстраций в книге В. Бианки «Чей нос лучше»
2. Пропевание песенки «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
3. Утренняя гимнастика «Птички-невилички» Природный мир
Рассматривание и сравнение воробья и вороны.
Программные задачи: расширять знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.
Учить распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам.
Воспитывать заботливое от-ношение, интерес.
Дать возможность отразить свои впечатления в рисунках.
2 ч. – раскрашивание силуэтов воробья и вороны.
Мир музыки
Включение в занятие упражнения «Погладь птичку» музыка Т. Ломовой и пляски «Цыплята» (азербайджанская народная мелодия) Общесадовская акция «Покормите птиц». 1. Беседа с детьми «Сравнение снегиря и вороны»
2. Индивидуальная работа в уголке изо-деятельности – рису-ем снегиря.
3. Чтение стихотворения З. Александровой «Новая столовая» Рекомендовать родителям почитать дома с детьми стихотворение «Снегирь» А. Барто
СТАРШАЯ ГРУППА
Тема: «Птицы зимой»
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с понятием «птицы»:
• Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида:
• Расширять представления детей о способе питания и образе жизни;
• Вызвать удовольствие от общения с природой.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Сюрпризный момент: на отдельном столике поместить кормушку для птиц и разные виды кор-ма в стаканчиках: семечки, пшеницу, пшено, хлебные крошки. Сообщить детям тему недели.
2. Предложить детям настольно-печатную игру «Парные картинки (птицы)»
3. Совместно с детьми внести в уголок природы картины с изображениями птиц.
4. Утренняя гимнастика «Разминка для цапли» Мир природы
«Птицы разных стран»
Программные задачи: развивать обобщенное представление о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.
Физическое развитие
Включение в занятие комплекса игровых упражнений «На птичьем дворе» и подвижной игры «Совушка» 1. Наблюдение за птицами на территории детского сада: закрепить умение распознавать птиц по внешним признакам, издаваемым звукам.
2. Чтение стихотворения А. Говорова «Сне-гири»
3. Подвижная игра «Ворон». 1. Учить детей отгадывать загадки о птицах.
2. Дидактическая игра «Птицы».
3. Индивидуальная работа: рисуем ворону. Сообщить родителям тему недели.
Объявить родителям, что в последний день недели пройдет общесадовская акция «Покормите птиц», в которой принимают участие все дети детского сада совместно с детьми. Для участия в этой акции необходимо изготовить кормушку для птиц.
ВТОРНИК
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Внести в группу для рассматривания картину «Птицы зимой»
2. Предложить для рассматривания в книжном уголке книгу В. Бианки «Лесные домишки»
3. Утренняя гимнастика «Разминка для цапли» Речевое развитие
Беседа по рассказу В. Бианки «Терентий - тетерев»
Программные задачи: учить осмысливать содержание рас-сказа, развивать способности детей отвечать на вопросы полными предложениями. Воспитывать гуманное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Мир музыки
Включение в занятие произведения для восприятия «Снегири» Е. Теличивой и пение русской народной песни «Сорока». 1. Наблюдение за вороной: внешний вид и повадки птицы.
2. Дидактическая игра «Ворона»
3. Подвижная игра «Вороны и гнезда»
1. Рассматривание альбома «Птицы» в уголке природы.
2. Предложить детям трафареты птиц для свободной деятельности в уголке изодеятельности.
3. Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
СРЕДА
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Предложить детям для рассматривания набор открыток «Птицы».
2. Игра на детских музыкальных инструментах «Птички» муз. Е. Тиличеевой.
3. Чтение детям стихотворения В. Звягина «Воробышки»
4. Утренняя гимнастика «Разминка для цапли» Математическое развитие
Составление фигур птиц с по-мощью счетных палочек.
Художественно-творческая деятельность: рисование
«Сказочная птица» (по мотивам хохломской росписи)
Программные задачи: продолжать знакомить детей с хохломской росписью. Учить выделять композицию узора, называть его элементы, выделять их ритмичное расположение, определять колорит хохломы. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. упражнять в разнообразных приемах кистью. Развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами.
Физическое развитие на прогулке
Подвижные игры
«Птички в гнездышках»,
«Воробушки и кот»,
«Перелет птиц». 1. Дидактическая игра «Летает не летает».
2. Наблюдение за птицами на территории детского сада.
3. Проверить кормушки для птиц, насыпать свежих крошек. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко»
2. Предложить детям альбом для раскрашивания «Птицы» в уголке изодеятельности. Индивидуальные беседы с родителями на те-му: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?» с целью выявления интереса и отношения к птицам зимой в детях.
ЧЕТВЕРГ
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Слушание аудио-записи «Голоса птиц»
2. Дидактическая игра «Совушка»
3. Настольно-печатная игра «Со-бери изображение птицы»
4. Утренняя гимнастика «Разминка для цапли» Художественно – творческая деятельность – лепка
Лепка «Птицы на кормушке»
Программные задачи: развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц, сравнивать птиц. Учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, крыльев, различие в величине птиц разных пород, правильное положение головы, крыльев, хвоста. развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям.
Социальный мир – безопасное поведение
Подвижная игра «Птенчики в беде»
Программные задачи: развивать быстроту реакции, лов-кость ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животным, желание оказать помощь ближнему.
Физическое развитие
Включение в занятие комплекса игровых упражнений «На птичьем дворе» и подвижной игры «Совушка» 1. Наблюдение за птицами на территории детского сада: сравнение воробья и вороны.
2. Дидактическая игра «Петушок»
3. Чтение шотландской народной песен-ки в обработке И. Токмаковой «Птичка»
4. Подвижная игра «Гуси - лебеди»
1. Чтение рассказа И. Гурина «Про кого расскажет грач»
2. Рассматривание картинки снегиря
3. Заучивание наизусть стихотворения А. Говорова «Снегири» Привлечь родителей к оформлению альбома «Птицы зимой»
ПЯТНИЦА
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Рассматривание иллюстраций в книге В. Бианки «Чей нос лучше»
2. Пропевание песенки «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
3. Утренняя гимнастика «Разминка для цапли» Природный мир
Рассматривание и сравнение воробья и вороны.
Программные задачи: расширять знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.
Учить распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам.
Воспитывать заботливое отношение, интерес.
Дать возможность отразить свои впечатления в рисунках.
2 ч. – раскрашивание силуэтов воробья и вороны.
Мир музыки
Включение в занятие произведения для восприятия «Снегири» Е. Теличивой и пение русской народной песни «Сорока». Общесадовская акция «Покормите птиц». 1. Беседа с детьми «Сравнение снегиря и вороны»
2. Индивидуальная работа в уголке изо-деятельности – рису-ем снегиря.
3. Чтение стихотворения З. Александровой «Новая столовая» Рекомендовать родителям почитать дома с детьми стихотворение «Снегирь» А. Барто
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Тема: «Птицы зимой»
Задачи:
• Закреплять понятие «птицы»;
• Закреплять знания детей об особенностях внешнего вида разных птиц;
• Расширять представления детей о способе питания и образе жизни;
• Вызвать удовольствие от общения с природой.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Внести в группу для рассматривания картину «Птицы зимой». Звучание аудиозаписи «Голоса птиц». Сообщить детям тему недели.
2. Дидактическая игра «Летает - не летает»
3. Вспомнить стихи о птицах.
4. Утренняя гимнастика «Разминка для цапли»
Мир природы
Как живут наши пернатые друзья зимой
Программные задачи: обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами. Вызвать желание по-мочь птицам.
Мир музыки
Включение в занятие произведения для слушания «Танец маленьких лебедей» музыка П. И. Чайковского и пляски «Пингвины» музыка С. Крылова 1. Наблюдение за птицами на участке: за-крепить умение распознавать птиц по внешним признакам, издаваемым звукам.
2. Напомнить детям приметы о птицах.
2. Чтение стихотворения Т. А. Шорыгиной «Воробей»
3. Подвижная игра 1. Учить детей отгадывать загадки о птицах.
2. Дидактическая игра «Птицы».
3. Индивидуальная работа: рисуем ворону. Сообщить родителям тему недели.
Объявить родителям, что в последний день недели пройдет общесадовская акция «По-кормите птиц», в которой принимают участие все дети детского сада совместно с детьми. Для участия в этой акции необходимо изготовить кормушку для птиц.
ВТОРНИК
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1.
2. Предложить для рассматривания в книжном уголке книгу В. Бианки «Лесные домишки»
3. Утренняя гимнастика «Разминка для цапли» Речевое развитие
Заучивание наизусть скоро-говорки Ю. Кушака «Сорок-сорок»
Программные задачи: учить четко проговаривать слова скороговорки, закреплять произношение звуков [с] и [р].
Мир музыки
Включение в занятие упражнения «Погладь птичку» музыка Т. Ломовой и пляски «Цыплята» (азербайджанская народная мелодия) 1. Наблюдение за вороной: внешний вид и повадки птицы.
2. Дидактическая игра «Ворона»
3. Подвижная игра «Вороны и гнезда»
1. Рассматривание альбома «Птицы» в уголке природы.
2. Предложить детям бумагу для складывания птиц по типу оригами.
3. Музыкально - дидактическая игра «Зяблик», муз. А. Филипенко. Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
СРЕДА
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Предложить детям для рассматривания набор открыток «Птицы».
2. Игра на детских музыкальных инструментах «Птички» муз. Е. Тиличеевой.
3. Чтение детям стихотворения В. Звягина «Воробышки»
4. Утренняя гимнастика «Разминка для цапли» Математическое развитие
Составление фигур птиц и кормушек с помощью блоков Дьенеша и счетных палочек.
Художественно-творческая деятельность: рисование
«Красивая птица»
Программные задачи: учить детей рисовать птичку, пере-давая форму тела, частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представление о красоте, об-разные представления.
Физическое развитие на прогулке
Подвижные игры
«Птички в гнездышках»,
«Воробушки и кот»,
«Перелет птиц». 1. Дидактическая игра «Летает не летает».
2. Наблюдение за птицами на территории детского сада.
3. Проверить кормушки для птиц, насыпать свежих крошек. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко»
2. Предложить детям альбом для раскрашивания «Птицы» в уголке изодеятельности.
3. Презентация проекта «Птицы зимой». Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?» с целью выявления интереса и отношения к птицам зимой в детях.
ЧЕТВЕРГ
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Слушание аудио-записи «Голоса птиц»
2. Дидактическая игра «Совушка»
3. Настольно-печатная игра «Со-бери изображение птицы»
4. Утренняя гимнастика «Разминка для цапли» Художественно – творческая деятельность – лепка
Лепка «Дымковский индюк»
Программные задачи: учить передавать в лепке образ дымковской игрушки: овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями и т. д. упражнять в лепке основной формы из целого куска, используя усвоенные ранее приемы лепки. Развивать эстетическое восприятие.
Социальный мир: предметный и рукотворный мир
«Смастерим кормушку для птиц»
Программные задачи: разви-вать творческие и трудовые навыки, коллективизм, аккуратность в процессе работы, умение изменять предназначение предмета, преобразуя его. Формировать навыки безопасного поведения при работе с опасными предметами.
Физическое развитие
Включение в занятие игровых упражнений «Птички»
п/и «Птички в гнездышках» 1. Наблюдение за птицами на территории детского сада: сравнение воробья и вороны.
2. Дидактическая игра «Петушок»
3. Чтение шотландской народной песенки в обработке И. Токмаковой «Птичка»
4. Подвижная игра «Гуси - лебеди»
1. Чтение рассказа И. Гурина «Про кого расскажет грач»
2. Рассматривание картинки снегиря
3. Заучивание наизусть стихотворения А. Говорова «Снегири» Привлечь родителей к оформлению альбома «Птицы зимой»
ПЯТНИЦА
Утро НОД Прогулка Вечер Работа с родителями
1. Рассматривание иллюстраций в книге В. Бианки «Чей нос лучше»
2. Пропевание песенки «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
3. Утренняя гимнастика «Разминка для цапли» Природный мир
Рассматривание и сравнение воробья и вороны.
Программные задачи: расширять знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.
Учить распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам.
Воспитывать заботливое отношение, интерес.
Дать возможность отразить свои впечатления в рисунках.
2 ч. – раскрашивание силуэтов воробья и вороны.
Мир музыки
Включение в занятие упражнения «Погладь птичку» музыка Т. Ломовой и пляски «Цыплята» (азербайджанская народная мелодия) Общесадовская акция «Покормите птиц». 1. Беседа с детьми «Сравнение снегиря и вороны»
2. Индивидуальная работа в уголке изо-деятельности – рису-ем снегиря.
3. Чтение стихотворения З. Александровой «Новая столовая» Рекомендовать родителям почитать дома с детьми стихотворение «Снегирь» А. Барто
ПРИЛОЖЕНИЯ К ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ
«ПТИЦЫ ЗИМОЙ»
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Загадка: Маленький мальчишка
В сером Армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
Т. А. Шорыгина
ВОРОБЬИ И КОТ
Зреют яблоки и сливы,
Дыни спеют на бахчах,
Котик нежится лениво
В теплых солнечных лучах.
Воробьев веселых стайка
Крошки хлебные клюет
И щебечет без утайки –
Кот и ухом не ведет.
Расхрабрились, скачут птицы,
Дружно водят хоровод,
Лень коту пошевелиться –
Безмятежно дремлет кот.
ВОРОНА
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем. В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Несу обед собаке в миске –
Она внимательно следит,
Бочком, бочком подходит близко,
Хватает кость и прочь летит.
Лохматый сторож не в обиде
К хромой соседке он привык.
Все понимает пес, все видит,
Но у животных свой язык.
СИНИЦА
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится,
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Г. Ладонщиков
НАШИ ДРУЗЬЯ
Каждый день, когда встаем,
Мы с братишкою вдвоем,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетают к нам друзей.
На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И прожоры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы- снегири.
Все привыкли, не пугливы,
Хоть руками их бери!
Л. Н. Толстой
У ВАРИ БЫЛ ЧИЖ
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу:
- Пора тебе, чиж, петь.
- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
К. Д. Ушинский
УТОЧКА
Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруду кувыркаются: широкие носики в воду прячут, желтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь: а они на воду ушли – и старые и малые: как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать: «Ути, ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать, - пора вам домой идти!»
Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются.
Е. Благинина
ПРИЛЕТАЙТЕ
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль – гуль – гуль!
Н. Рубцов
ВОРОБЕЙ
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
От того, что так трудно ему.
ВОРОНА
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны…
ЗАГАДКИ:
У крыльца в пшено и просо
Не промажет острым носом,
Рядом двадцать пять подруг,
Муженек ее - петух!
(курица)
Нет никогда гнезда у них,
Птенцы всегда растут в чужих.
Детенышей та птица
Выращивать ленится!
(кукушка)
Лесные координаты
Домика пернатых:
Где густые ветки
И птенчики - детки.
(гнездо)
Эта птица тёмной ночкой
Точит клюв и коготочки,
А потом на серых мышек
Сверху падает, как с крыши,
Глазки ярче светофора
Так пугают в эту пору!
(сова)
В. Звягина
ВОРОБЬИШКИ
На дворе – морозище –
Градусов под сорок,
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Я принес воробышкам
На тарелки крупки:
- Кушайте, воробышки,
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
- Воробей ведь маленький,
Сразу, как запрыгает,
Потеряет валенки.
Шотл. нар. песенка в обработке И. Токмаковой
ПТИЧКА
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка.
Вот тебе и крошки
На моей ладошке.
А. Говоров
СНЕГИРИ
Глянь-ка, мама, посмотри,
За окошком снегири.
Синие, красные,
Крылышки атласные.
В окна вьюга бьется.
Холодно без солнца.
Чтобы не было им скучно,
Чтобы не было им грустно,
Может с крошками в кормушки
Положить игрушки!
З. Александрова
НОВАЯ СТОЛОВАЯ
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, воскресенье
Прилетел гонец весенний –
Путешественник – скворец.
Вот и песенке конец.
ИГРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Дидактическая игра «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»
Задача: закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, развивать правильное звукопроизношение.
Игровое правило: все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», «вверху» и др.
Игровое действие: звукоподражание
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети продолжают фразу звукоподражанием:
Наши уточки с утра… дети: Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда… дети: Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора… дети: Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху… дети: Гру-гру-гру! Гру-гру-гру!
Наши курочки в окно… дети: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано нам споет… дети: Ку-ка-ре-ку!
На следующем этапе воспитатель разделяет всех детей на группы: «уточки», «гуси», «индюки», «гуленьки», «курочки» и назначает петушка.
Игра вырабатывает выдержку.
Дидактическая игра «ВОРОНА»
Задача: развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии с текстом стихотворения; упражнять в правильном произношении звука [р]; учить говорить то громко, то тихо.
Игровые правила: все движения надо выполнять только в соответствии со стихотворением; слова «кар-кар-кар» произносить по разному: когда вороны летают – громко, когда засыпают –тихо.
Дидактическая игра «СОВУШКА»
Задача: приучить детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.
Игровое правило: дети убегают от совы только после слов «как полетит!»
Игровые действия: имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц.
Ход игры: дети стоят по кругу, считалкой выбирается сова. Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движение.
В лесу темно, Дети ходят по кругу.
Все спят давно. Остановившись изображают спящих птиц.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка – сова, Сова показывает, какая у нее большая голова.
Большая голова,
На суку сидит, Вертит головой, смотрит по сторонам.
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит! Дети убегают, сова их догоняет.
Дидактическая игра «ПТИЧКИ»
Дидактическая задача: упражнять детей в умении согласовывать слова и действия; продолжать активизировать речь детей.
Игровые правила: дети-птички должны согласовывать свои движения со словами стихотворения. Птички выбирают по своему желанию других птичек.
Игровые действия: имитация движений птиц; выбор новых птичек; использование шапочек для птиц.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Дидактическая игра «ПЕТУШОК»
Задача: развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке.
Игровое правило: петушок кричит только после слов «Детям спать не да-ешь».
Игровые действия: выбор петушка короткой считалочкой, звукоподражание, имитация движений.
Ход игры: дети сидят по кругу, считалкой выбирается петушок, надевают ему шапочку петушка, она садится на отдельный стульчик и кричит «ку-ка-ре-ку!».
Затем воспитатель вместе с детьми читает стихотворение:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
После слов «что ты громко поешь?» воспитатель предлагает петушку не-сколько раз прокукарекать.
Музыкальная подвижная игра «ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ»
Воспитатель идет по кругу и поет песенку, дети стайкой за воспитателем. вместе выполняют движения по тексту песенки:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки!
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите –
Зернышки ищите!
Съели майского жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Целое корытце.
Подвижная игра «ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ»
В разных концах площадки или групповой комнаты устраиваются 3-4 гнезда. дети размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд, «клюют зерно». По сигналу воспитателя «Птички, в гнезда» дети бегут в сои гнезда.
Подвижная игра «ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ»
Считалкой выбирается ребенок – автомобиль, дети – воробушки. Воспитатель читает стихотворение:
Прилетели птички, дети-воробушки «летают» и прыгают
Птички – невелички,
Весело скакали, садятся на корточки, стучат пальчиками об пол.
Зернышки клевали.
Автомобиль по улице бежит, «выезжает» ребенок-автомобиль,
Пыхтит, спешит, гудок гудит. крутит руль и гудит
Та-та-та, берегись!
Та-та-та, посторонись! Дети разбегаются от автомобиля.
Подвижная игра «ПТИЧКИ И КОШКА»
Дети стоят на скамейках (это птички в домиках) вдоль стены. Поодаль сидит кошка-ребенок. По сигналу воспитателя «Птички летайте!» дети спрыгивают со скамейки и бегают врассыпную, машут крылышками. По сигналу «Мяу!» кошка просыпается и догоняет птичек, а птички бегут прятаться в домики.
Дидактическая игра КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ПРИМЕТ?
Ожидаемый результат: дети должны знать приметы, называть их, уметь замечать в природе изменения, связанные с приметами.
Цели: развивать наблюдательность, любознательность; формировать желание больше знать о природе, птицах.
Ход игры:
Осенние приметы
Осенняя пора — птица со двора. Если журавли летят высоко, не спеша и как бы разговаривают, — будет стоять хорошая осень. Отлет журавлей до Покрова (14 октября) — к ранней зиме. Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла. Гусь пошел в отлет — скоро быть снегу. Гуси летят — зимушку на хвосте тащат. Куры начинают линять рано осенью — к ранней и теплой зиме. Птица хохлится — к непогоде. Лебедь несет на носу снег.
Зимние приметы
К морозу комнатные птицы замолкают. Рябчики устроились на ночлег у густой пихты или ели — к морозу, устроили в воздухе хороводы — к снегопаду, на земле сидят — к оттепели, расселись на нижних ветках деревьев — жди ветра. Гусь лапку поджимает — к стуже. Вороны и галки садятся на низкие ветки — к стуже. Воробьи дружно расчирикались - к оттепели. Вороны устроили в небе хороводы — к снегопаду. Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу.
Весенние приметы
Перелетная птица большим и стаями летит — к дружной весне. Гуси высоко летят — воды будет много, низко — мало. Гуси прилетели весной на лед, когда еще снег не стаял, — к ненастному, неурожайному году; особенно плохо картофель уродится. Если дикие утки прилетели жирные, — весна будет холодная, долгая. Дикие утки строят гнезда далеко от воды — к дождливому, ненастному лету. Коли грачи прямо на свои старые гнезда летят — дружная и скорая весна, талая вода сбежит быстро, тепло установится. Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне. Ранние ласточки — примета счастливого года. Ранний прилет журавлей — ранняя весна. Журавль прилетел — теплынь принес. Журавушка курлычет — о тепле весть подает. Ранняя кукушка (до опушки дерева) — к голоду. Вороны купаются в лужах ранней весной — к теплу.
Летние приметы
Воробьи среди дня нахохлились — быть дождю. Вороны над тучами летают, галки разыгрались в воздухе — к ненастью. Грачи летом пасутся на траве — вскоре ожидай дождя. Ласточки летают низко — перед дождем.
Дидактическая игра ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Ожидаемый результат: дети должны уметь группировать птиц по месту обитания, участию человека в их жизни.
Цели: развивать операцию классификации, речь, внимание; воспитывать умение внимательно слушать и запоминать правила игры.
Ход игры: Педагог раздает детям карточки с изображением птиц сериями по 4—5 карточек. Просит внимательно их рассмотреть, назвать, найти лишнюю, объяснить, почему она лишняя, как. можно одним словом назвать остальных.
Ворона, попугай, голубь, воробей. (Попугай.)
Попугай, колибри, павлин, пингвин. (Пингвин.)
Петух, индюк, курица, ворона. (Ворона.).
Утка, гусь, лебедь, ласточка. (Ласточка.)
Скворец, грач, жаворонок, утка. (Утка.)
Журавль, аист, цапля, грач. (Грач.)
Дидактическая игра НАЙДИ МАМЕ ПТЕНЦА
Ожидаемый результат: дети должны знать названия детенышей птиц, уметь образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Цели: развивать память, умение сравнивать; воспитывать положительные чувства по отношению к птенцам, желание их охранять, не нарушать покой.
Ход игры: Педагог предлагает детям картинки с изображением разных птиц или шапочки, медальоны и т. п. Один из детей выполняет роль мамы-птицы, а другие — детенышей. Мама должна правильно позвать одного и несколько детенышей, чтобы они прилетели.
Если мама-птица называет детенышей неправильно, то дети стоят на месте.
Грач — грачонок — грачата.
Аист — аистенок — аистята.
Стриж — стрижонок — стрижата.
Журавль — журавленок — журавлята
Кукушка — кукушонок — кукушата.
Лебедь — лебеденок — лебедята.
Скворец — скворчонок — скворчата
Утка — утенок — утята. Гусь — гусенок — гусята.
Игра на внимание ПТИЦЫ
Ожидаемый результат: дети должны знать названия птиц, уметь быстро реагировать на текст речевки.
Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, воспитывать умение не мешать другим во время игры; внимательно слушать и реагировать на слова взрослого.
Ход игры: Ведущий называет разных птиц, а если скажет что-то другое, дети должны хлопать в ладоши. Ошибающийся выбывает.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.
Прилетели птицы: Голуби, куницы.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Гадки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Даже совы - сплюшки, Лебеди и утки.
И спасибо шутке!
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ОО «Коммуникация»)
во второй младшей группе
«Птицы – наши друзья»
воспитатель Куценко И. Е.
Программные задачи:
Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ;
Словарь и грамматика: активизировать в речи детей употребление глаголов и прилагательных;
ЗКР: закреплять правильное произношение [с], приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы с различной громкостью.
Материалы: письмо с загадками, иллюстрации с изображениями птиц, мольберт.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте его откроем? Интересно, что в этом конверте? (воспитатель открывает конверт в нем загадки). Ребята, это загадки, сейчас мы вместе попробуем их отгадать. Я вам буду читать маленькие стихотворения, а вы узнайте, о ком это:
Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (воробей)
(Воспитатель вывешивает картинку воробья на мольберт).
- Правильно, это воробей. А как выглядит воробей? (ответы детей) Чем питаются воробьи? Где зимуют воробьи?
- Послушайте еще загадку:
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружит 20 пар
И кричат все кар-кар-кар. (ворона)
(Вывешивает картинку вороны)
- Ребята, ворона – она какая? Какого цвета у нее перья? Какой у вороны хвост? (ответы детей).
- А теперь послушайте еще одну загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком – желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
(Воспитатель вывешивает картинку с изображением синицы)
- Молодцы, все справились с загадками. А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это так птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
- А сейчас, ребята, сложное задание. Вам нужно быть очень внимательными. Я сейчас буду произносить слова, и если вы услышите [с], то топайте ногами (воспитатель произносит слова в медленном темпе, выделяя голосом [с]).
С-С-Синица, воробей, С-С-Снегирь, ворона, С-С-Сойка.
- Молодцы, ребята! Сейчас я прочту вам маленькое стихотворение про ворону:
А теперь мы с вами прочтем это стихотворение вместе: сначала громко, потом тихо и совсем шепотом.
Вот мы и справились со всеми заданиями.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ОО «Художественное творчество»: рисование)
в средней группе
«Красивые птицы»
Воспитатель: Авакова А. А.
Программные задачи:
• Учить в рисунке передавать несложный образ птиц, характер движения и повадки (ворона, голубь, воробей).
• Учить самостоятельно продумывать положение птицы, отражая в нём впечатление от просмотров, наблюдений.
• Учить создавать живописную композицию.
• Продолжать учить рисовать птицу, передавать отдельные детали, характерные для выбранного вида (клюв, крылья, туловище, лапки).
• Развивать творчество, умение воплощать свой замысел в рисунке.
Предварительная работа:
• Наблюдение за птицами на прогулке, рассмотреть с детьми, где сейчас чаще можно встретить птиц, особенности их внешнего вида, повадки, чем питаются.
• Фиксировать внимание детей на детали, характерные для каждого вида птиц (ворона, голубь, воробей).
• Рассматривание картин, открыток, фотографий, где изображены эти птицы. (Заковоротная Л., Семёнов С. «Четыре времени года», «В объективе звери и птицы»)
• Чтение художественной литературы: Е. Чаплина «Крылатый будильник», В. Зотов «Лесная мозаика», М. Горький «Воробьишко», А. Введенский «Птичка», Л. Квитко «Смелые воробьи»
• Лепка: птицы-трансформеры (поиграть с ними, помахать крыльями).
• Графика: изображение птицы в движении.
• Предложить родителям вместе с детьми во время прогулок понаблюдать за птицами, их особенностями. Посетить зоопарк.
• Дидактическая игра «Лото». Цель: воспитывать наблюдательность, умение замечать сходство и различие в птицах, воспитание сообрази-тельности, быстроты реакции.
• Подвижная игра «Птицы» Цель: учить детей движениями передавать характерные позы птиц.
Материал:
• Бумага для рисования, формат А3 (с готовым фоном).
• Гуашь четырёх цветов (чёрная, белая, красная, синяя).
• Кисть, тряпочка, банка с водой.
• Две картины: одна с осенним пейзажем, другая такая же, но с птицами.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проводится подвижная игра «Птицы».
Воспитатель напоминает детям, что она рассматривали картину, на которой были нарисованы птицы. И предлагает вспомнить какие птицы там были. Картина стоит повёрнута обратной стороной. Воспитатель спрашивает, поочерёдно указывая разные места на картине, какие там были изображены птицы.
Дети отвечают.
- А теперь я поверну картину, и мы увидим, правильно ли вы говорили.
Повернув картину, все видят, что птиц нет, нарисован только один осенний фон.
-Что случилось? Как вы думаете, где птицы? Что вы об этом думаете?
Дети отвечают.
-Давайте сами нарисуем птиц, которые улетели. Подумайте, какую птицу вы будете рисовать.
Дети выбирают.
Затем подходят к мольбертам и начинают рисовать. Воспитатель помогает тем, кто в этом нуждается.
После того как работа завершена, дети раскладывают свои рисунки на полу. Воспитатель говорит, какая работа ему понравилась и почему. (Хорошо подобран цвет, большие крылья, похож клюв и т. д.)
Спрашивает детей какая им понравилась больше и почему, выслушивает ответы.
-Я видела как вы старались. Молодцы! А сколько удовольствия и радости вам доставила эта работа! Правда?
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ОО «Коммуникация»)
в старшей группе
«Беседа по рассказу В. Бианки «Терентий - тетерев»
Воспитатель: Стрелкова И. Ю.
Программные задачи:
Связная речь: учить детей отвечать связно, живо и выразительно.
Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам, учить использовать сложноподчиненные предложения.
Звуковая культура речи: добиваться четкого произношения слов и фраз, включающих звуки ц и ч, приучать правильно пользоваться интонацией вопроса, делить трехсложные слова на слоги.
Материал: текст рассказа В. Бианки «Терентий-Тетерев».
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель обращается к детям:
-Вспомните, какое сейчас время года? Что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года?
-Какой снег зимой?
-Какой бывает погода зимой?
-Что происходит с деревьями зимой?
-Как живут зимой птицы и звери?
Воспитатель говорит:
- Сейчас внимательно послушайте рассказ В. Бианки «Терентий-Тетерев» и ответьте на вопросы:
-О чем говорится в этом рассказе?
-О чем разговаривали лиса и куница?
-Что случилось с Терентием-Тетеревом?
-Почему лиса и куница испугались и убежали?
-Объясните, как вы понимаете слова: «от страха душа в пятки».
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Вы хотите поиграть? А ты, Таня, хочешь поиграть? Ребята, какое удивительное слово мы сейчас сказали. Это слово «хотеть». Оно изменяется по-разному: когда мы говорим об одном человеке и когда о многих. Об одном - я хочу, он хочет, ты хочешь; о многих- мы хотим, вы хотите, они хотят.
Хотите поиграть в снежки? Тогда выполняйте соответствующие движения: покажите как вы нагнулись и взяли в руки снег, а теперь лепим снежный ком и бросаем его левой рукой; снова берем снег, лепим снежный ком и бросаем правой рукой.
Затем воспитатель предлагает сесть на места и зачитывает стихотворение:
Курица и цыплята.
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыпленок, то умница.
(А. Капралова)
-Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Назовите слова, в которых есть звук ц. Послушайте слово: кууурииицааа. Сколько слогов в этом слове? А в слове «умница»?
Послушайте еще одно стихотворение:
Выучка.
Утром дед спросил у внучки:
-Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
-Я не белоручка.
(Е. Авдеенко)
-Какой звук чаще встречается в этом стихотворении? Назовите слова, в которых есть звук ч?
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ОО «Художественное творчество»)
в подготовительной к школе группе
«Зимние гости»
Воспитатель: Гнатко А. Н.
Программные задачи: расширять представления детей о зимующих птицах, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно- изобразительной деятельности. Научить изображать птиц, передавая особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску.) Закрепить навыки работы кистью разными способами (плашмя, концом кисти.) Развивать композиционные навыки. Воспитывать инициативу, самостоятельность.
Материал: листы бумаги формата А4, краски акварельные, кисти, салфетки, иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Предшествующая работа: наблюдение за поведением птиц на прогулке; развешивание кормушек на территории детского сада, подкормка птиц. Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Разучивание стихов о птицах; чтение художественной литературы. Раскрашивание книжек-раскрасок. Загадывание загадок. Беседа: «Как живут птицы зимой».
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-Ребята. Отгадайте загадку:
Рук нет, а строить умеет? (птица.)
-Правильно. Это птица. Назовите птиц, которых вы знаете. (Дети называют).
-Ребята, я сегодня вышла из дома пораньше. Стояло чудесное зимнее утро, под ногами хрустел снежок. И вдруг я увидела удивительную картину.
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоне весело снуют,
Гусениц мороженных, яблоки клюют.
Яблоки на ветке?
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
-Дети. Снегири!
-Молодцы. Это действительно снегири. А снегири, какие птицы? (Зимующие.) Назовите зимующих птиц. (Синицы, щеглы, воробьи, галки, вороны, голуби)
-Кто из вас, ребята, расскажет стихотворение о птицах? (Дети по желанию рассказывают 1-2 стихотворения.)
-А сейчас я предлагаю вам нарисовать зимующих птиц, прилетающих к нам на кормушку.
Дети на листе бумаги карандашом рисуют контур птиц (голова-круг, от головы прямая линия – это часть спинки и хвоста, большая полукруглая грудка, хвост, крылья.)
-Птиц нарисовали, давайте поиграем в игру: «Птицелов» (Белавина И., Найденова Н. Планета - наш дом).
В центре птицеловов с завязанными глазами. Птицы-дети ходят вокруг птицелова со словами:
В лесу, в лесочке,
На земле, на дубочке
Птицы громко поют:
«Ай, Птицелов идет.
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!»
Птицелов хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы. Птицелов угадывает название птицы и имя ребенка.
- Садитесь на свои места, берите кисточку и, начинайте раскрашивать. (Дети раскрашивают, воспитатель интересуется, кто какую птицу нарисовал).
После окончания рисования устроить выставку детских работ.
Педагог хвалит детей за старание. Напоминает о том, чтобы они не забывали кормить птиц зимой, поддерживали их в трудное холодное время, за эту заботу птицы отплатят летом, уничтожая вредных насекомых и читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:
ОБЩЕСАДОВСКАЯ АКЦИЯ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ»
В последний день тематической недели «Птицы зимой» педагоги МБ ДОУ д/с №19 предложили провести акцию «Покормите птиц». Формой проведения акции была выбрана тематическая прогулка.
Для эффективного проведения этого мероприятия были привлечены родители воспитанников, им было предложено изготовить совместно с детьми кормушку для птиц.
Воспитатели каждой возрастной группы разработали конспекты прогулок, в которые обязательно должно быть включено беседа о зимующих птицах, развешивание кормушек и наполнение их кормом для птиц. Кроме того воспитатели включили в прогулки чтение стихов и рассказов о птицах, дидактических и подвижных игр, наблюдения за птицами и др.
КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ
во второй младшей группе
«Новая столовая»
воспитатель Заикина Г. И.
Программные задачи: продолжать знакомить детей с жизнью птиц, закреплять полученные ранее знания о птицах. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. Отрабатывать любовь к птицам, желание помогать им. Отрабатывать правильное произношение звуков [ч] и [к]., четкую артикуляцию этих звуков в словах.
Материалы: кормушка для птиц, картинки с птицами, палочки для рисования.
ХОД ПРОГУЛКИ:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик – чирик!»
(воробей)
Правильно вы отгадали, это воробей. Скажите, а где живут воробьи? (в городе и в деревне). А вы знаете где воробьи строят свои домики? Под крышами, в щелях стен, за карнизами окон и дверей.
А как разговаривают воробьи друг с другом? (чирикают)
А знаете о чем они сообщают друг другу? О местах, где нашли корм или увидели опасность – кошку.
Дружно ли живут эти птички? (да, воробушки очень дружные они живут стайками и все вместе защищают своих товарищей, не бояться даже больших птиц.)
Что едят воробьи? (крошки, насекомых и т. д.)
Ребята, а знаете почему воробья назвали «воробей»? Вот послушайте: иногда воробьи могут и навредить людям – налетят на поле и выклёвывают зернышки. Вот в старину крестьяне и прогоняли их со словами «Вора бей! Вора!» Отсюда и пошло название «воробей». Воробушки очень любят прыгать, ну-ка, покажите как! А далеко ли может прыгнуть воробей? (не далеко).
А какое у нас сейчас время года? (зима)
А длинный ли зимой день? (нет)
Вот, ребята, поэтому в народе и придумали пословицу: «Зимний денек, что воробьиный скок» (повторяют 4-5 раз)
Дети, а почему воробьишки живут так близко к человеку? (ждут помощи и защиты от человека) А когда воробушкам живется труднее всего? (зимой) Как же мы можем им помочь? (повесить кормушки насыпать корма). А вы хотите помочь? Тогда, посмотрите вот кормушка какая у нас. Ее сделали Таня со своим папой, сейчас мы ее повесим на веточку и насыпим корма. А что можно насыпать (семечки, крупу, хлебушек, семена). А сейчас от деревца отойдем и будем ждать, когда прилетят птички и посмотрим, как они клюют наше угощенье.
А пока мы ждем пернатых гостей, поиграем с вами в игру «Голоса птиц». Отгадайте, какие птицы произносят эти звуки:
• Кар-кар-кра! (ворона)
• Чик-чирик! Чив-чив-чив! (воробей)
• Ча-ча-ча! (сорока)
• Ку-ку! Ку-ку! (кукушка)
• Синь-синь-синь! (синица)
А сейчас давайте поиграем в игру «Воробушки и кот».
После игры предложить попробовать нарисовать палочками на снегу птичку.
Провести индивидуальную работу по произношению звуков.
Провести сюжетно – ролевую игру по желанию детей.
В конце прогулки спросить у детей кто видел какие птички прилетали к кормушкам? Что они клевали? Можно ли назвать нашу кормушку «Птичьей столовой»? Я вам сейчас прочту стихотворение которое называется «Новая столовая» З. Александровой:
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.
А во вторник – снегири, ярче утренней зари.
Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев – стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог налетели семь сорок.
В воскресенье, воскресенье прилетел гонец весенний –
Путешественник – скворец. Вот и песенке конец.
Давайте, так и назовем нашу кормушку и не будем забывать приносить корм и кормить птиц.
КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ
в средней группе
«Трудно птицам зимовать»
воспитатель Григорьева С. А.
Программные задачи: формировать представления детей о зимующих птицах, устанавливать простейшие связи между зимними условиями (холод, снежный покров, недостаток пищи) и особенности поведения птиц. закрепить представления о внешнем виде птиц, повадках, способах поиска корма, спасении от врагов. Формировать экологический опыт общения с птицами, желание заботиться о живых существах, воспитывать радостные переживания от нравственного положительного поступка.
Предварительная работа: наблюдение за птицами в разное время года, рассматривание альбомов, картинок с изображением птиц, узнавание их: воробей, ворона, голубь, сорока и т. д. Чтение Л. Н. Толстого «Птичка», «У Вари был чиж», Е. Благинина «Улетают, улетели» и т. д., загадывание загадок.
Материал: шапочка кошки, поделки оригами: воробьи, вороны. Кормушки, изготовленные родителями, детьми и воспитателями. Корм для птиц. Палочки для рисования на снегу.
ХОД ПРОГУЛКИ:
1. Беседа с детьми:
- Ребята, почему на участке почти не видно птиц? (им холодно, они ищут корм)
- Да, птицам нужно хорошо питаться, чтобы быть в движении. (Чтобы не замерзнуть, дожить до весны).
- Мы можем им помочь? (Да)
- Как мы поможем птицам? (развесим кормушки и будем кормить птиц)
- Но для начала нужно привлечь внимание птиц, насыпать корм просто на землю, чтобы птицы его заметили. Когда они привыкнут к этому месту, можно развесить кормушки, но не забывать наполнять их кормом.
- А каких зимующих птиц вы знаете?
Дети читают короткие стихи о птицах:
Воробьишки игривые,
Как детки сиротливые
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые.
И жмутся поплотней
С. Есенин
Вот ворона на заборе,
Все амбары на запоре
Суетится она на заборе
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов
Выбегай же поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели
А мороз красный нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев
- Скажите, дети, а чем любят лакомиться птички?
Дети: воробьи любят крошки и зерна, синицы – мясо, сало, семена растений, снегири – ягоды, из которых выклевывают косточки, зерно, семена из початок ясеня, из крылаток клена.
2. Труд: развешивание кормушек. Рассыпать корм под деревом, для привлечения птиц (расположить кормушки среди деревьев, подальше от дорожек, чтобы не распугать птиц).
3. Наблюдение: сравнение воробья и вороны.
- Ребята, отгадайте загадки:
«На дереве сидит. На весь двор кричит: кар-кар-кар!» (ворона)
«Чик-чирик! К зернышку прыг, клюй не робей, кто это?» (воробей)
- Посмотрите на ворону и воробья. Чем они отличаются?
1. Ворона - большая, крупная птица, воробей – маленькая и очень быстрая птица.
2. Ворона – черная или серая, у нее черные голова, крылья, ноги и глаза; воробей с пестрыми крылышками.
3. Вороны летают поодиночке или по 2-3 птицы вместе, воробьи летают стайкой.
4. Ворона ходит вперевалочку, каркает, а воробей – прыгает и чирикает
4. Подвижная игра:
«Вороны и воробьи» (воспитатель раздает фигурки- оригами, изображающие ворону и воробья – часть детей вороны, остальные воробьи. По сигналу воспитателя: «Вороны!» дети-вороны подражают движениям птиц, воробьи ждут своей очереди. По сигналу «Воробьи!» дети-вороны улетают, а дети-воробышки показывают повадки птиц).
«Птицы и кошка» (на площадке чертят круг диаметр 3-4 м. Дети-птицы за кругом, ребенок-кошка в кругу. Птички забегают в круг, клюют зернышки, выпрыгивают из круга. Кошка бегает в круг