Ирина Пустовойтенко
Тематическая беседа «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма.
Задачи.
1. Обогащать знания детей о героическом прошлом нашей Родины. Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады». Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
2. Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
Публикация «Тематическая беседа „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Беседы к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
3. Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
Ход занятия
Дети входят в зал под песню «Должны смеяться дети». Рассаживаются на стулья.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Вы зашли сегодня в это зал в хорошем настроении с улыбкой на лицах. Вас проводили в детский сад ваши родители, и пошли заниматься своими привычными делами. Мы с вами живем в большой мирной стране, которая называется Россия, и слово война мы слышим только с экранов телевизора и в компьютерных играх. Но, чтобы наше поколение и наши потомки никогда не узнали, что такое ужасы войны, мы должны свято помнить то, что пережили люди старшего поколения в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 1. Почти 80 лет назад в воскресенье, ранним июньским утром началась война. Наши войска не были готовы к жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. В сентябре бои уже шли на подступах к Ленинграду. Ленинград – это величественный город, основанный царем Петром Первым на берегах реки Нева. Город с красивыми памятниками, с великой историей. Сейчас город называется Санкт- Петербург. Фашисты стремились взять город в кольцо, отрезать его от остальной территории.
Слайд 2. 8 сентября город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Все: блокада. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Невозможно вывезти из города раненых, число которых увеличивалось с каждым днем, т. к. и днем и ночью немцы не прекращали обстреливать город.
Вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни тысяч бомб. Горели и рушились здания, но самое главное уничтожались склады с продовольствием. Гитлер хотел завоевать город, но наши бойцы не отдавали его. И тогда фашисты решили окружить Ленинград и оставить город без воды, питания, света и тепла. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.
Слайд 3. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город.
Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего "города". Звучит «Священная война» (стихи В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова)
В начале войны была написана эта песня, которая призывала народ к борьбе.
Слайд 4. Таяли запасы продовольствия, сокращалось количество выдаваемых продуктов. Не было света, тепла, но необходимо было бороться, чтобы чем-то помочь своему народу в противостоянии фашистам. И голодные люди вставали к станкам.
Жёны заменяли, ушедших на фронт мужей, дети – отцов. Заводы должны были выпускать снаряды, ремонтировать танки и орудия. При свете коптилок, при 20-ти градусном морозе еле передвигая распухшие ноги, люди, работали, часто падая и умирая прямо на рабочем месте
Слайд 5 Голод, холод, варварские артиллерийские налеты, бомбежки. Но после ожесточенных боев стало ясно, что ленинградцы не собираются сдаваться. Немцы разбомбили продовольственные склады. Жизнь в городе становилась все сложнее. Не было электричества, воды. Без пищи человек может жить много дней, а без воды не больше 2-3 дней. Голодным, истощенным людям приходилось добираться до Невы и черпать воду прямо из реки, а когда Нева замерзла, набирать драгоценную жидкость из лунок
Детям выдавалось по 125 граммов хлеба в день, а кроме хлеба не было почти ничего, только иногда теплая мучная похлебка да горячий кипяток вместо чая. Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали. Но те, у кого остались силы, продолжали работать для фронта.
Слайд 6 Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Все, кто обслуживал ледовую трассу: водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога!
Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».
Слайд 7. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода, но верили, что победят врага.
Слайд 8. Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год.
Слайд 9. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Воспитатель. Ребята, о каком городе мы сегодня говорили?
Что означает слово блокада? Как можно почтить память героев Ленинграда? Что нового вы сегодня узнали?
Видео: https://www.youtube.com/embed/MfrYoE7JWyE