Ирина Эйрих
Тематическая беседа «Конституция»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая беседа с детьми старшей группы
Беседа с детьми на тему : «КОНСТИТУЦИЯ».
Цели и задачи:
• Познакомить с понятиями: закон, порядок, право, обязанность
• Дать представление о Конституции
• Закрепить представления о символике: флаг, герб, гимн
• Расширить знания детей о гражданских правах и обязанностях
• Воспитывать уважение к другим людям
• Обогащать словарный запас
Публикация «Тематическая беседа „Конституция“» размещена в разделах
Ход беседы.
Много лет назад на Земле появились люди. Все они были добрыми и красивыми. Жили они дружно и никогда не ссорились. Но однажды, произошло небывалое событие – поссорились два друга. Как вы думаете, из-за чего? (Ответы детей.) Оказывается, один сорвал плод, а второй закричал: «Я хочу именно этот плод– он самый большой!» - так произошла первая на Земле ссора.
А дальше, еще хуже: люди стали срывать яблоки и складывать в огромные кучи и каждому хотелось, чтобы его куча была самой большой. Так появилась жадность.
А кое-кто даже впервые подрался. Так появилась жестокость.
И неизвестно, чем бы все закончилось, но вдруг один мудрый старик сказал: «Люди! Вы не должны так поступать, вы обязаны думать о своих близких. Так появились слова «хорошо и плохо», «должен и обязан».
«Вы все имеете право собирать эти яблоки» - сказал старик, «но должны делить и по справедливости». Так люди услышали слова «справедливость» и «право».
Они все, вдруг, опомнились и задумались:
- какие у нас есть права?
- что мы должны делать?
- а что не должны?
Долго еще говорил ними старик и учил их. А затем все его советы люди записали в книгу и назвали ее - «Правила». Так люди учились жить по Правилам, по Закону. Появилась первая Конституция – главный закон государства.
Уже много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был в стране придуман Он
И с тех пор за годом год
Его чествует народ
С Конституцией дружить –
Значит, по закону жить.
12 ноября в нашей стране отмечают праздник – «День Конституции Российской Федерации».
Как она появилась?
Сначала Конституцию придумали и записали ученые.
Потом граждане России прочитали ее и обсудили друг с другом. Некоторые правила вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по другому.
Потом состоялся референдум – голосование граждан по важному государственному вопросу – каждый гражданин мог прийти в специальное место и проголосовать, согласен он или не согласен с такой Конституцией. Большинство согласилось. Так была принята наша Конституция. Произошло это 12 декабря 1993 года.
Именно в Конституции записано, как должно быть устроено наше государство. Законом утверждены символы государства. Какие? (Ответы детей)
- Гимн – это торжественная песня. Это символ государства и его должны знать все граждане страны. Гимн включают на всех важных мероприятиях. В знак уважения гимн слушают стоя, мужчины снимают головные уборы, в военные отдают честь.
- Герб – отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях.
- Флаг – официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном.
Ребята, а кто управляет государством и следит за выполнением всех законов?
( Дети: Президент.)
Мы живем в стране особой
Самой дружной, самой доброй.
Мы гордимся ею
Родиной своею.
У нее для всех хватает
И вниманья и тепла.
И она не забывает
Малышовые дела.
Мы все больше понимаем
Что нам надо дорожить
Дорожить страной Россией
Нашу Родину любить.
Конституция Российской Федерации – главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан. Его обязаны соблюдать все – и взрослые и дети.
Права есть у взрослого и у ребенка:
Играть и учиться,
Мечтать и трудиться
Помочь старику и погладить котенка,
И чистой водой на рассвете умыться.
Ребенок имеет право на счастье,
А также в доме укрыться в ненастье
Ребенок имеет право гулять
И воздухом чистым всей грудью дышать.
Ребята, давайте вспомним какие права у вас есть
Право на имя и гражданство:
Это право закреплено в самом первом документе, который получает каждый человек – в свидетельстве о рождении.
Игра «Давайте познакомимся»
Дети друг другу называют имя, фамилию, отчество, имя родителей и т. д. постоянно дополняя предыдущих.
Право на семью.
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все кого я так люблю имеют право на семью!
А ваша обязанность, ребята, уважать тех людей, которые заботятся о вас и помогать им. Помните, что семья – это самые близкие вам люди.
Игра «Назови ласково»
(Воспитатель называет члена семьи, а дети и родители воспитанников подбирают ласковое слово.)
Мама -…
Папа -…
Бабушка -…
Дедушка -…
Сын -…
Дочь -…
Внук - …
Внучка - …
Право на жилище.
Вы должны бережно относиться к вашему дому и помнить, что никто не может без разрешения заходить в ваш дом и брать ваши вещи.
Игра «Кому какой дом?»
Медведю – берлога
Белке - …дупло
Птице - …гнездо
Собаке - …будка
Человеку - …дом
Право на образование
- Скоро вы все пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет учеба.
- А зачем человеку учиться? ( Дети: быть умным, получить профессию и т. д.)
- Да вы правы
Загадки о профессиях:
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это наш любимый …
(воспитатель)
Он проснется на заре,
Снег расчистит во дворе.
Все дорожки подметет
И песком посыплет лед…
(дворник)
В ресторане их найду я –
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках.
(повар)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске будто воин славный,
На пожар спешит …
(пожарный)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит …
(строитель)
Право на медицинское обслуживание:
Вы обязаны стараться бережно относится к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, правильно питаться, быть осторожными во время игр, с неизвестными предметами и веществами, внимательными на дороге, избегать контактов с незнакомыми людьми.
Физкультминутка
Каждый день у нас ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз.
Все присели, поднялись.
И девчонки, и мальчишки
Побежали все вприпрыжку
И, конечно, очень важно,
Чтоб зарядку делал каждый
Право на отдых
- вы очень много узнали, потрудились и, наверное, устали. И сейчас мы отдохнем.
Релаксационное упражнение «Спящие котята»
Представьте, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать… (Дети делают вид, что ложатся на коврик и засыпают.) Котята спят, у них равномерно поднимаются и опускаются животики, они равномерно дышат и видят хорошие сны. Котята улыбаются во сне. Просыпаются.
А как вы думаете, смогли бы мы с вами составить Конституцию нашей группы? Попробуем?
Конституция старшей группы «Веселые ребята»
Права:
Играть
Дружить
Есть
Заниматься
Веселиться
Иметь свои секреты
Отдыхать
Обязанности:
Не драться
Не обижать других
Не кричать
Не мешать другим
С уважением относится к взрослым и детям
Готовиться к поступлению в школу.
Это будет наша Конституция, в нее мы записали наши права и обязанности и все должны их соблюдать. Обещаете? (Дети обещают.)