Папки-передвижки

Введение ребенка в мир искусства в процессе рисования

Елена Шевлякова
Введение ребенка в мир искусства в процессе рисования
▼ Скачать +Заказ

Тема «Введение ребенка в мир искусства в процессе рисования» Автор: Шевлякова Елена Алексеевна воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ – д. /с. с. Приволжское Марксовский район Саратовская область.

Тема «Введение ребенка в мир искусства в процессе рисования» таит в себе много загадок и вопросов. В педагогическом искусстве сохраняется по-прежнему информационный подход, только теперь сведения и теория заменяется практической методикой образно-эмоционального содержания. В специальных художественных школах занимаются технологией овладения средствами того или иного вида искусства. И мало времени, мы педагоги, посвящаем главному – постижению психологических механизмов возникновения художественного образа и изучению различных видов искусства, пространства, в котором мир реальный отражается во всем чувствительном и смысловом многообразии. Изобразительная деятельность едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста и неудивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительном образе свои впечатления об окружающем. Я ставлю вопрос: «Почему дети предпочитают рисование многим другим занятиям? Чем же привлекательно для детей рисование? Что делает его для них столь желанным?»

Публикация «Введение ребенка в мир искусства в процессе рисования» размещена в разделах

Рисование доступно : поводим палочкой по песку – уже рисунок; взял бумагу карандаш или фломастер – и рисуй где угодно – дома, в гостях; провел ногтем по замороженному стеклу – сказочный лес; нарисовал мелком деревья на асфальте – и ты в таинственном лесу.

Оно чувствительно: волнуют образы и сюжеты; волнуют движения линии и изменчивость цвета, волнуют и переживания всего происходящего в рисунке, волнуют сами рисунки.

Оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания.

Оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям: модно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;

Продуктивно: рисуешь и обязательно что-то получается. Рисунок – это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их повесить на стену, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассмотреть. Рисование увлекательно приятно и интересно.

Истинная же ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаясь от неприятного в собственной жизни. Процесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение – не только как продукт детского творчества, но и как объект новой деятельности. Когда же и как возникает у детей интерес к рисованию? Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные: постучал пальцем по стеклу – получились точки; провел в сторону – линия. А когда в руке оказываются кусочки мела, угля, кирпича, карандаша и т. д. – процесс этот становится еще более интересным, увлекательным и очень приятным. Итак, детское рисование в начальной природе представляет чирканье, пачканье, а основной набор графических следов - это случайные точки, штрихи пятна. К 5 годам (дети, с которыми работаю) у ребенка накапливается уже достаточно большой жизненный опыт. Это возраст, когда ребенок способен не только различать, но и описывать, анализировать свойства предметов и явлений. Открывается способность к глубокому переживанию, к сопереживанию, к сочувствию: одних люблю, других жалею, третьих стесняюсь, этих боюсь, об этих беспокоюсь. В творчестве детей 5-7 лет происходит взрыв рисовальной активности, когда максимально открываются для них изобразительные возможности в графике и в цвете, и исследовательский интерес к изобразительным возможностям материалов и желание экспериментировать с ними оснащают детей новыми способами изображения. Тематика рисунков бесконечно расширяется:

-это события из жизни ребенка; - исторические, сказочные, литературные сюжеты; - фантастические; - портреты близких; -пейзажи; -натюрморты; -рисунки животных.

Поэтому часто устраиваются выставки в детском саду и библиотеке «Мир глазами детей». Для ребенка в этом возрасте рисование оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительней других, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования. А вот от 6 до 7 – «золотой век» детского рисования. В это время уже достигают определенной зрелости и гармоничного взаимодействия в творчестве. Практический опыт ребенка, опыт его самообладания, опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, знания и опыт изобразительной деятельности. Успешный результат ребенка вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения и волнует вопрос: «Отчего у него хорошо получается?». И для себя сделала выводы – необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительные, эмоциональные отношения. Для получения положительных результатов у детей, а так же используя материалы других педагогов и свой опыт работы, для себя составила план по изобразительной деятельности. Чередуя все эти варианты, мы добились неплохих результатов. Наблюдения. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто видеть и выделить форму и цвет. День за днем идут наблюдения за явлениями природы. Дети уже сами, показывая на небо, говорят, что «это плывет крокодил». Осенний дождь холодный, тяжелый и грустный, а летний – мягкий, добрый, мелкий. На прогулке в парке девочка посмотрела на березу и заметила: «Березка наклонилась к своей доченьке». Постепенно у детей накапливается запас представлений, которые и составят базу для работы воображения. Чем разнообразнее образы, тем богаче замыслы. Элементы рисования используем в НОД. Способы рисования. Создавая рисунок, ребенок применяет действия, контролируя изображаемое, и оценивает, как правильные и неправильные из опыта замечаю, что у ребенка есть замысел, но он не знает в каком углу бумаги начать и с какого движения. Ребенок, научившись что-то изображать, радостно рассказывает, а то и показывает результат. В виде разминки играем «На что похоже?». (Гриб –дуга, трава – ломанная линия, море – волнистая линия). В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действия, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, которая является одним из побудителей рисования. Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изобразительной деятельности ребенка, но и для психического развития. Развитие моторики имеет огромное значение для развития мышления и «способности детей на кончиках пальцев» (так образно сказал В. А. Сухомлинский). Техника быстрого рисования. С этой техникой знакомлю после обучения способам рисования. Мое личное увлечение, которое предоставила на районном конкурсе многих заинтересовал альбом с элементами. Эта техника помогает на любом занятие очень быстро увлечь и заинтересовать детей. Убедилась на практике, что дети приняли эту технику с удовольствием. Таблицы основных цветов. Этим способом пользуюсь недавно и еще усовершенствую методику. Провожу с детьми устную зарядку для ума. Говорила цвет, а дети называли предмет такого цвета – в младшей группе дети быстро выучили основные цвета и знакомятся с нейтральными - старшие дети выбирают тот или иной цвет сами находят оттенок. Художественное слово. Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства. Эмоционально-творческое настроение и эстетическое чувство у дошкольников пробуждает поэзию. Стихи подбирают доступные и понятные детям по тематике содержанию языку. Если тема о природе детьми зачитываются строчки стихотворения иногда под музыкальное сопровождения. Эти темы определяют различные тона и оттенки цвета (листья пожелтели кисти рябины ярко-красные золотой одуванчик и т. д. Стараюсь умело руководить процессом развития художественного творчества и хочу добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания. Игровой момент. В искусстве (рисование аппликация труд и т. д.) . И в детской игре есть общее-это игровой процесс в результате которого может возникнуть некая реальность созданная воображением ребенка. Здесь существует действительность и вымысел условность и безусловность, и волшебство перевоплощения. Но есть еще один немаловажный эмоциональный фактор, который роднит детскую игру и рисование : и то и другое доставляет удовольствие. Предлагаю самые первые с детьми на основе живописного путешествия в природе. Они придумывают свои моря реки горы леса. На вопросы (что возьмем с собой в путешествие «Кто здесь живет). Дети отвечая, превращаются в персонажей. Работа с родителями. Этот вопрос остается открытым многие годы. Родители уделяют мало времени детям, а дети должны иметь в семье возможность рисовать, лепить, клеить и т. д. с самого раннего возраста, как только ребенок об этом попросит. Мы должны жить с нашими детьми не только под одной крышей, но и в одном мире наблюдений и переживаний. Рисование – это язык внутреннего мира человека, особенно маленького ребенка, который ещё не умеет объяснить устно. На родительских собраниях напоминаю «нет игрушек – дайте карандаш». Художественные открытки. Приглашения, билеты, поздравления использую в индивидуальной работе с детьми в подготовке к праздникам. Поощрения. Чтобы добиться результата, необходимо от педагога чуткое, внимательное отношение его помощь совет. Это уже анализ результатов. Ребенок не может осуществить самооценку своей работы, поэтому деятельность педагога должна отличаться тактичностью. Свой анализ провожу в игровой форме. Итоговыми успехами в моей работе являются выставки личных работ в библиотеке, рисунки кружка. Предоставили работы на областную и районную выставки. Используемая литература: «Какого цвета вечер?» Н. Азарова. «Язык художника» Выготский. «Я не умею рисовать» С. Ашикова. «Обучение детей техническим навыкам» Т. Камарова. «О природе детского рисунка» О. Некрасова. «Ступеньки к творчеству» А. Н. Мелик-Пашаев.

Публикации по теме:

Участие нашего коллектива в акции «Креативный маам»Участие нашего коллектива в акции «Креативный маам» Сегодня свой пост я посвящаю акции "Креативный маам",в которой пожелали участвовать все педагоги нашего детского сада,ведь работать на международном.

Стенгазета, посвящается 8 мартаСтенгазета, посвящается 8 марта /IMG]В подготовительной группе, нетрадиционные техники рисования, Коллективная работа, посвященная празднику 8 марта. Автор: Богуш Татьяна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Введение ребенка в мир искусства в процессе рисования
Опубликовано: 25 марта 2015 в 14:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Введение ребенка в мир искусства в процессе рисования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шевлякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД