Екатерина Губина
Тематический контроль как один из этапов методической работы в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
«Если не можешь усовершенствовать себя, то,
как же сможешь усовершенствовать других людей?»
Конфуций
И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л. Н. Толстой
Одной из функций методической работы старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. Контроль - это функция управления, в ходе которой устанавливается соответствие условий организации, содержания деятельности учреждения достижению планируемых целей и задач, действующим нормативным документам.
Публикация «Тематический контроль как один из этапов методической работы в ДОУ» размещена в разделах
Слайд Традиционно, и в нашем ДОУ, выделяются следующие виды контроля : тематический, фронтальный, оперативный, сравнительный и самоконтроль.
Тематический Фронтальный Самоконтроль Оперативный Сравнительный
Итоговый Персональный Предварительный Текущий Итоговый Работа на доверии Частичны контроль с коррекцией деятельности Предупредительный Экспресс-диагностика Выборочный Работа воспитателей 2-х
Возрастных групп Работа воспитателей
Одной группы Взаимоконтроль
Одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении.
Тематический контроль провожу с целью привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в ДОУ решают недостаточно успешно. Чаще всего целью тематического контроля является изучение выполнения программы по конкретным образовательным областям. Кроме этого тематический контроль проводится с целью выявления уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроль может быть проведен в одной, нескольких, или во всех возрастных группах, и подразделяется на итоговый и персональный. Составляю план тематического контроля. Например:
Слайд. (Приложение № 1)
План проведения тематического контроля в МДОБУ № 2
«Актуальность вопроса воспитания осознанного и действенного отношения детей к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих»
Сроки проведения: с 17 сентября по 22 сентября 2016 г
Цель: оценить процесс формирования осознанного и действенного отношения детей к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих
Приказ №24 от 17сентября 2016 г.
Комиссия: зав__КоноваловаА. Н. ст. вос-ль: ГубинаЕ. Г., Багина Т. Н. (инструктор по физо)
Слайд
Вопросы контроля Цель и содержание контроля Методы контроля Ответственный
1 Создание условий в ДОУ
для проведения работы - соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья детей, санитарно - гигиенических требований к организации среды;
-наличие оборудования и целесообразность размещения материала по здоровьесбережению,
- программно-методическое обеспечение педпроцесса Изучение предметно-развивающей среды в группах, в мет, кабинет
Анализ программно-методического обеспечения процесса Зав. ДОУ
Ст. вос-ль
Инструктор по физо
2 Оценка планирования -системность и целенаправленность планирования совместной деятельности педагога с детьми по проблеме
-индивидуальная работа с детьми. Самостоятельная деятельность детей. Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми
Анализ рабочих программ инструктора по физическому воспитанию, воспитателей
Ст. вос-ль
4 Оценка уровня развития детей
-выявление уровня знаний и сформированности потребности в здоровом образе жизни у детей ДОУ
- Использование нетрадиционных методов и приемов в работе.
-руководство самостоятельной деятельностью детей. Наблюдения и анализ занятий по ознакомлению с окружающим и физическому воспитанию
Наблюдение и анализ совместной деятельности педагога с детьми во 2 половину дня Зав. ДОУ
Ст. вос-ль
5 Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме -выявление разнообразия применения форм сотрудничества с родителями и их эффективность
-анкетирование родителей
Изучение документации по работе с родителями в группах
Анализ родительских ответов по результатам анкетирования
Ст. вос-ль
План довожу до сведения воспитателей за 1-2 месяца. Это побуждает педагогов к самоанализу и самооценке своей деятельности и позволяет установить и устранить причины сложившегося положения дел.
Слайд. Примеры тем проводимого в ДОУ контроля :
• «Актуальность вопроса воспитания осознанного и действенного отношения детей к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих»;
• «Организация питания в ДОУ»;
• «Содержание работы по укреплению здоровья детей во всех возрастных группах»;
• «Организация экологического образования детей старшего дошкольного возраста»;
• «Эффективность работы педагогов над темой по самообразованию»;
• «Организация сюжетно – ролевых игр с детьми дошкольного возраста»;
• «Мотивационная готовность детей к школе».
Планируя тематический контроль предполагаю :
• исследовать уровень развития детей по одному из разделов образовательной программы;
• определить профессиональный уровень педагогов;
• оценить условия, обеспечивающие выполнение образовательной программы;
• проверить систему планирования воспитательно-образовательной работы по теме;
• определить формы и методы взаимодействия и сотрудничества с семьей, педагогической грамотности родителей, согласованности действий педагогов и родителей, позволяющих повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.
Продолжительность проведения контроля от 1 до 3-х дней на одну группу.
Он позволят установить причины сложившегося положения дел.
Итоговый контроль, являясь разновидностью тематического, дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определё нный промежуток времени: квартал, полугодие, год.
Итоговый тематический контроль планирую в следующих случаях: Слайд.
• За квартал: для оценки уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной задачи;
• За полугодие: если запланирован педсовет по итогам работы полугодия;
• За учебный год: для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.
При проведении контроля по итогам учебного года выделяю следующие элементы:
• Усвоение детьми образовательных программ;
• Условия, созданные для педагогической деятельности;
• Уровень педагогического мастерства педагогов.
Слайд. Другая разновидность тематического контроля – персональный, который планирую при следующих условиях:
• с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства;
• с целью выявления состояния работы по устранению недочётов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме.
При данном виде контроля, о намеченном посещении группы, воспитателя предупреждаю заранее.
По итогам всех видов тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса и пишется справка. Слайд Образец
Аналитическая справка
В период с ___
Был проведён ___контроль в ___
Комиссией в составе___
По теме: ___
С целью изучения___
В ходе ___ контроля решались задачи :
1___
2___
3___
4___
Посмотрели деятельность педагогов ___
Использовались методы и приемы ___
Слайд. В описательной части раскрываются:
• Итоги анализа предметно развивающей среды в группах.
• Итоги анализа программно – методического обеспечения.
• Итоги анализа планов воспитательно-образовательной работы с детьми в ООД и режиме дня.
• Итоги анализа просмотренных открытых мероприятий.
• Итоги анализа наблюдений за детьми в ООД и режиме дня.
• Итоги анализа работы с родителями
• Выводы.
• Рекомендации
Эффективность контроля во многом зависит от качества педагогического анализа, который является его неотъемлемой частью. Педагогический анализ состоит из четырех взаимосвязанных последовательных этапов. Слайд
1-й этап – предварительный, собирается необходимая для анализа информация;
2-й этап – характеристика элементов ООД, игры, труда и др., позволяющая выработать объективную оценку каждого из выделенных элементов;
3-й этап – характеристика взаимосвязи элементов НОД или других форм педагогического процесса, которой оценивается наличие и специфика выделенных связей и на этой основе выделяются причины, определившие итог;
4-й этап – завершающий, позволяет дать общую оценку, сделать выводы и выработать конкретные предложения.
Особое место уделяю самоанализу как способу рефлексии собственной педагогической деятельности.
При организации педагогического анализа привлекаю воспитателя к анализу своей деятельности. Но самоанализу воспитателя пришлось учить. Трудность заключалась в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженную самооценку, а некоторые – завышенную. Использую для этого памятки. СЛАЙД
Примерная памятка для самоанализа занятия
Приведенный перечень – не жесткая схема, которой должны следовать все воспитатели, а только примерный план размышлений.
1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятия?
2. Была ли проведена с детьми предварительная работа?
3. Какова связь тематики этого занятия с предыдущим?
4. Какие решались задачи:
- образовательные;
- воспитательные;
- задачи развития;
- была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?
- что являлось главным, стержневым?
5. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма
организации занятия?
6. Оцените содержание, использованные методы и приемы.
7. Дайте обоснование выбранным методам обучения.
8. В чем проявился дифференцированный подход к детям?
9. Какие средства обучения вы использовали?
10. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет
которых обеспечивалась работоспособность, заинтересованность
детей в течение всего занятия.
11. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи?
12. Если не удалось, то, какие и почему?
Педагогический анализ – это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения. Сегодня как никогда важен метод убеждения. Поэтому я тактично стремлюсь доказать большую рациональность применения альтернативных методов работы, убедить педагога пересмотреть свою точку зрения на тот или иной педагогический прием для достижения высоких результатов. Практика моей деятельности показывает рациональность использования карты наблюдения за всеми, кто непосредственно является участником в организации проведения воспитательно-образовательного процесса. В карте фиксируются наблюдения за процессом работы конкретного педагога. Слайд
Карта наблюдений за деятельностью педагога
№
п\п Кто наблюдал,
должность
Цель №
схемы Итог
наблюдения Роспись
Отв. Восп.
1 2 3 4 5 6 7
Слайд
Кроме того для эффективного наблюдения по основным вопросам деятельности я использую специально разработанные блок – схемы. Блок-схемы экономят время, следовательно, позволяют больше внимания уделять контролю учебно-воспитательного процесса. Через схемы наблюдений не только проверяющий, но каждый педагог, заранее зная о том, что за его работой будут наблюдать, ещё и ещё раз вспоминает, как эффективней провести тот или иной момент ООД, игровой и другой деятельности. Например АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Ф. И. О. педагога ___
Ф. И. О. анализирующего ___
Тема занятия :___
Группа: ___ Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:_
№ п/п Вопросы и критерии анализа
да нет частично
1 Соответствие программного содержания возрасту детей
2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
3 Выполнение гигиенических требований
4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
5 Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия
6 Правильное использование в речи математической терминологии
7 Проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений:
- о количестве,
- величине,
- форме,
- ориентировке в пространстве
8 Развитие у детей умений рассуждать, размышлять, делать выводы, умозаключения
9 Оцените индивидуальный подход педагога к детям
10 Заинтересованность детей на занятии
11 Внимание
12 Качество выполнения задания
13 Умение пользоваться пособиями
14 Четкость, логичность речи педагога
Для удобства использования блок - схем наблюдений предлагаю использовать «Каталог схем контроля». Слайд
Каталог схем контроля
Индекс
схемы Наименование схемы контроля Примечание
1. Охрана жизни и здоровья детей
1.1 Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей
1.2 Состояние условий на участке
1.3 Организация деятельности детей в течение дня
1.4 Содержание работы по укреплению здоровья детей
1.5 Содержание прогулки
1.6 Закаливание детей
1.7 Организация питания
1.8 Организация физкультминуток
2. Образовательный процесс
2.1 Анализ планирования воспитательно-образовательной работы
2.2 Оценка среды развития
2.3 Оценка эффективности занятия
2.4 Хронометраж занятия
2.5 Технологическая карта
2.6 Анализ занятия и других воспитательных мероприятий письменно
2.7 Воспитание культурно-гигиенических навыков
2.8 Организация и проведение занятия
2.9 Аспектный анализ поведения ребенка на занятии
2.10 Аспектный анализ деятельности ребенка
2.11 Качество знаний и способов действий
2.12 Умение обобщать, сравнивать и прогнозировать
2.13 Умение применять знания и умения на практике
Слайд Наиболее эффективными, по моему мнению, методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:
• наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
• анализ проводимых мероприятий, документации (выявление причин, определение тенденций развития)
• беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
• изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
• анкетирование (способ исследования путём опроса)
• проверка развития интегративных качеств, ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности)
• опрос участников образовательного процесса
• исследование режимных моментов и других мероприятий.
Слайд. Кроме всего во время проведения контроля стараюсь помнить о личной ответственности за:
• тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий;
• качественную подготовку к проведению проверки деятельности педагогического работника;
• ознакомление с итогами проверки педагогического работника до вынесения результатов на широкое обсуждение;
• срыв сроков проведения проверки;
• качество проведения анализа деятельности педагогического работника;
• соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе педагога при условии устранения их в процессе проверки;
• доказательность выводов по итогам проверки.
Результаты контроля регистрирую в журнале планирования и организации контроля в свободной форме.
Запись содержит дату, мероприятия и объекты, вид, цель контроля, результат изучения, предложения по результатам. По окончании проверки провожу собеседование с педагогами, готовлю сообщение о состоянии дел на административное совещание, Совет педагогов или Общем собрании.
Документация храниться в течение 3 лет в методкабинете.
Таким образом, предложенные выше, виды, формы и методы контроля, рассмотренные технологии позволяют качественно проанализировать и оценить воспитательно - образовательный процесс, условия по реализации задач Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения по определенной теме,уровень мастерства педагогов, уровень развития детей. Скорректировать и наметить необходимые мероприятия позволяющие совершенствовать работу в течение текущего периода. Оказать каждому воспитателю конкретную помощь. Определить цель и задачи на следующий учебный год
Литература:
1. К. Ю. Белая «Методическая работа в ДОУ», 2010г.
2. Н. В. Корепанова, И. А. Липчанская «Контроль функционирования и развития ДОУ», 2005г.
3. Л. М. Денякина «Технологии управления образовательным учреждением», 2004г.
4. О. А. Скоролупова «Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном учреждении», 2003г.
5. Н. С. Голицына «Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении», 2005г.
6. И. Н. Казакова «Годовое планирование в ДОУ», 2008г.