Ольга Данькина
Технология использования нетрадиционного оборудования «Балансировочная подушка» в развитии равновесия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших составляющих здоровья – двигательная активность, в процессе которой совершенствуются различные физические качества, в том числе и равновесие.
Равновесие – способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.
Публикация «Технология использования нетрадиционного оборудования „Балансировочная подушка“ в развитии равновесия у дошкольников» размещена в разделах
Упражнения в равновесии служат эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцируется работа мышц и выработка координации движения. Основным средством устойчивого равновесия выступают физические упражнения повышенной сложности, содержащие элементы новизны.
Одно из новых средств развития функции равновесия – балансировочные подушки.
Тренировка с использованием таких подушек воздействует на весь организм в целом, а не только на отдельные группы мышц, что наблюдалось при выполнении обычных общеразвивающих упражнений. Выполняемые упражнения заставляют работать все тело, вовлекая в работу большое количество мышечных единиц, прежде всего воздействуя на «мышечный корсет» (глубокие мышцы живота и спины, так же развивать поверхностную скелетную мускулатуру.
Балансировочная подушка – это, универсальный тренажер, который можно использовать как на физкультурных занятиях, а также на занятиях лечебной физкультурой, при проведении индивидуальной работы с ребенком учителем –логопедом и педагогом-психологом, во время самостоятельной двигательной активности. Возможно построение целиком всего занятия с использованием этого оборудования.
Цели:
- развитие физических качеств ребёнка;
- укрепление здоровья средствами упражнений и подвижных игр с использованием нестандартного физкультурного оборудования.
Задачи:
- укреплять мышцы ног и спины, вестибулярный аппарат;
- развивать чувство равновесия, координацию движений, глазомер;
- совершенствовать психофизические качества (повышение настроения, преодоление чувства страха, внимание);
- воспитывать дружеские взаимоотношения, поддерживать интерес к достижениям сверстников.
Балансировочные подушки представляют собой универсальный снаряд, обладающий следующими свойствами:
- Безопасность:
- балансировочная подушка произведена из высококачественной резины, имеет сертификат качества, лёгкая, мягкая.
- Полифункциональность:
- профилактика плоскостопия;
- снаряд для ОРУ по одному, в парах;
- средство для развития вестибулярного аппарата;
- ориентир в эстафетах, играх;
- предмет для игр.
- Трансформируемость:
- использование как снаряда в различных видах деятельности детей, досугах, индивидуально, дома самостоятельно;
- как подставка для ног при сидении за столом;
- как подставка на стул при работе за столом для профилактики статической нагрузки позвоночника.
- Доступность:
обеспечивается надежностью и простотой в эксплуатации.
Подушка балансировочная массажная выполнена в виде эластичного резинового диска. Одна поверхность тренажера рельефная. Здесь содержатся выступающие шипы, которые при контакте со ступнями задействуют биологически активные точки, оказывая положительное стимулирующее воздействие на организм. Изнутри балансировочная подушка заполнена воздухом. Однако недостаточно плотно. Таким образом, приспособление остается довольно податливым, что обеспечивает возможность выполнения упражнений на устойчивость при размещении ребенка на ее поверхности.
Диаметр балансировочной подушки 35 см, толщина от 5 см до 15 см. Может быть использована, как отдельно, так и с любым тренажером баланса. Материал, из которого изготовлена балансировочная подушка — это резина (лицевая сторона — гладкая, а тыльная — игольчатая). Рекомендован для всех возрастов и любого уровня подготовки, система накачивания позволяет менять уровень нагрузки. На практике отмечено, что чем старше ребенок, тем сложнее ему выполнять упражнения на этом тренажере. Комплекс упражнений на балансировочной подушке дарит позитивное настроение. Упражнения выполняются из различных исходных положений, повторением не более 4 раз.
ОРУ: виды исходных положений:
1. Стоя
- на двух ногах;
- на одной ноге;
- на коленях (подушка гладкой стороной).
2. Сидя
- в опорном положении на руки (ноги на весу);
- в опорном положении на ноги (руки на весу);
- в опорном положении на руки и на ноги;
- в безопорном положении (балансируя на подушке).
3. Лёжа
- лёжа на животе;
- лёжа на боку;
- лёжа на спине;
- лёжа на спине, подушка зажата ногами (коленями или стопами).
4. В упоре на руках (подушка может быть как массажной, так и гладкой стороной)
- сидя на полу, хват сзади;
- стоя на коленях, хват спереди;
- стоя на носках, хват спереди.
В упоре на носках, сидя на полу, или лежа на полу на спине.
- на одном носке;
- на двух носках.
В упоре на коленях (подушка может быть как массажной, так и гладкой стороной).
В упоре на стопах
- на одной стопе;
- на двух стопах.
ОРУ с балансировочными подушками в парах.
- в парах.
Комплекс ОРУ с балансировочными подушками.
«Море».
1. «Кораблик на волнах» (подушка массажной стороной).
Зайти на подушку двумя ногами. Перенести веса тела на носки, на пятки, на левую ногу, на правую ногу, сойти на пол - 4 раза.
2. «Ласточка» (подушка массажной стороной).
Зайти на подушку поочередно правой и левой ногой, прямую ногу назад (ласточка). По 4 раза с каждой ноги.
3. «Водоросли» (подушка массажной стороной).
И. п. – о. с. на подушке, 1- наклон вперед, коснуться руками подушки, 2 – и. п. 4 – 6 раз.
4. «Паруса» (подушка гладкой стороной).
И. п. – сидя на коленях на подушке, руки в упоре на полу. 1-8 – встать на колени, оторвать руки от пола, удержать равновесие, вернуться в и. п. – 6 раз.
5. «Краб».
И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади, согнутые ноги ступнями на подушке. 1 – поднять таз вверх, 2 – и. п. – 6 раз.
6. «Морская звезда» (подушка гладкой стороной).
И. п. – лежа на животе, таз на подушке. 1 – вытянуть руки в стороны, ноги в стороны, удержать равновесие, 2 – и. п. – 4 - 6 раз.
7. «Мостик» (подушка гладкой стороной).
И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела, согнутые ноги ступнями на подушке. 1- поднять таз вверх, 2 – и. п. – 6 раз.
8. Прыжки вокруг подушки вправо – 8 прыжков, влево – 8 прыжков, ходьба с восстановлением дыхания – 16 шагов. 2 раза.
Комплекс ОРУ с балансировочными подушками.
«В лесу».
1. «Идем по лесу» (подушка массажной стороной).
Переносить вес тела с правой на левую ногу, с носков на пятки, руки согнуты в локтях как во время ходьбы - 4 раза.
2. «Цапля» (подушка массажной стороной). Зайти на подушку поочередно правой и левой ногой, свободная нога на весу (поднять колено) – 4 раза.
3. «Собираем грибы».
Приседание стоя на подушке, руки помогают удерживать равновесие – 6 раз.
4. «Медвежонок тянется за медом» (подушка гладкой стороной).
И. п. – стоя на коленях на подушке, руки в упоре на полу. 1- вытянуть вперед правую прямую руку, 2 – и. п., 3 – вытянуть левую прямую руку вперед, 4 – и. п. – 6 раз.
5. «На велосипеде по лесу» (подушка гладкой стороной).
И. п. – сидя на подушке, руки в упоре сзади, «велосипед» 1-8 раз
(3 – 4 повтора).
6. «Лодочка» (подушка гладкой стороной).
И. п. – лежа на животе, таз на подушке. 1 – 6 - вытянуть руки вперед, покачаться, 7-8 – и. п. – 4- 6 раз.
7. «Медвежонок и бочонок меда».
И. п. – лежа на спине на полу, подушка на весу зажата в коленях, руки в стороны, ладони в пол. 1 - опустить подушку с коленями на пол вправо, 2 – и. п., 3 – влево, 4 – и. п. – 4 раза.
8. «С кочки на кочку» прыжки на правой ноге вокруг подушки – 1 круг, на левой – 1 круг, в сочетании с ходьбой и восстановлением дыхания – по 2 раза с каждой ноги.
Комплекс ОРУ с балансировочными подушками.
«Космическое путешествие»
1. «Ракета» (подушка массажной стороной).
И. п. - стоя на подушке, руки вверх сомкнуть ладони, наклоны вправо – влево, сохраняя равновесие 6 раз.
2. «Развернуть антенны» (подушка массажной стороной).
И. п. – стоя на подушке, руки на поясе. 1 – поворот туловища вправо, развести руки в стороны,2 – и. п. ; 3 – поворот туловища влево, развести руки в стороны, 4 – и. п. (6 раз).
3. «Тренировка на борту корабля» (подушка гладкой стороной).
И. п. – сидя на подушке, руки в упоре сзади на полу, 1-8 – режущие движения прямыми ногами с оттянутыми носками. (4-6 раз).
4. «Космонавты в невесомости» (подушка гладкой стороной).
И. п. – лежа на боку, таз на подушке, руки вытянуть, 1- поднять боковую часть туловища, удержать равновесие; 2 – и. п. 4 раза.
5. «Нажать на большую кнопку» (подушка гладкой стороной).
И. п. – стоя в упоре на коленях на полу, одна рука на полу, другая на подушке. Поочередно менять положение рук (на полу – на подушке) отжимаясь, сгибая локти – 4- 6 раз.
6. «Летим домой сквозь метеоритный дождь».
Подушки положить в ряд на расстоянии 40 см друг от друга.
Прыжки на двух ногах «змейкой» между подушками, ходьба по прямой с восстановлением дыхания.
Комплекс ОРУ с балансировочными подушками в парах.
«Туристы».
1. «Ручеек» (подушка массажной стороной).
И. п. – дети стоят парами каждый на своей подушке на расстоянии вытянутой руки друг от друга, взявшись за руки. Повороты «ручеек» вокруг себя, не расцепляя рук. Поменять направление в другую сторону.
2. «Палатка» (подушка массажной стороной).
И. п. – дети стоят парами каждый на своей подушке на расстоянии вытянутой руки друг от друга, взявшись за руки. 1 – приседание, не расцепляя рук, сохраняя равновесие, 2 – и. п. – 4 раза.
3. «На одном велосипеде».
И. п. – сидя на подушках, руки в упоре сзади, на расстоянии вытянутых рук. 1- 8 - велосипед, упираясь в стопы друг другу – 4 раза, чередовать с интервалами отдыха.
4. «На лодочке вдвоем» (подушка гладкой стороной).
И. п. – лежа на животе лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук, таз на подушке. 1 – 6 - вытянуть руки вперед, сцепиться руками с партнером, покачаться, 7-8 – и. п. – 4- 6 раз.
5. «Вместе весело прыгать».
Прыжки, ноги вместе, взявшись за руки вдоль ряда подушек (один с одной стороны ряда, другой - с другой стороны, ходьба в паре с восстановлением дыхания.
Игровые упражнения:
«Кто дальше?».
Цель игры: развитие координации движений, внимания, скоростно-силовых качеств. Дети присаживаются на одной линии каждый перед своей подушкой, ставит ее ребром, руку кладет на ребро балансировочной подушки. По команде прокатывает подушку (как обруч, воспитатель отмечает, кто из детей прокатил дальше. Затем дети догоняют каждый свою подушку.
Вариант упражнения – прокатывание в парах.
«Чей краб быстрее?»
Балансировочные подушки разложены в ряд. Дети поочередно становятся в положение в упоре сзади на руках и стопах и боком (как «крабы») передвигаются над подушками, не опуская таз на подушки.
2 вариант – «Медведи» - передвижение над подушками в упоре на руках и стопах, не опуская грудь на подушки.
3 вариант – передвижение в упоре на носках приставным шагом, руки шагают по подушкам (гладкая сторона,
4 вариант – передвижение в упоре на носках приставным шагом, носки передвигаются по подушкам.
Подвижные игры с балансировочными подушками.
«Веселая перемена».
Цель игры: развитие чувства равновесия, массаж стоп, тренировка кардио-респираторной выносливости, навыка ориентировки в пространстве.
Дети встают врассыпную по залу, каждый перед своей балансировочной подушкой. С началом музыки – перемещения по залу бегом, подскоками, прыжками, галопом. Когда музыка прекращается, все быстро бегут к своей подушке, встают на нее, удерживая равновесие, закрыв глаза.
«Выше ножки от земли».
Цель игры: развитие ориентировки в пространстве, тренировка кардио-респираторной выносливости, массаж стоп.
Раскладываются по периметру площадки подушки меньшим количеством, чем участники. Выбирается ловишка. Он осаливает детей, которые не успели встать на подушку.
«Кто лишний?».
Цель игры: воспитание быстроты реакции, внимательности, ловкости, массаж стоп.
Подушки раскладываются по кругу кол-вом на 1 меньше количества детей.
Дается сигнал или включается музыка, дети бегают по кругу. По сигналу или после прекращения музыки дети пытаются встать на подушки. Участник, не успевший занять свободную подушку, выходит из игры. Еще одна подушка убирается, игра повторяется. В итоге остается 1 подушка и 2 игрока. Из них выявляется победитель.
Эстафета «переправа на подушках».
Две команды встают парами напротив ориентиров. Напротив каждой команды - по 2 балансировочных подушки.
Один ребенок из пары встаёт на подушку, перешагивает на следующую. Второй из пары перекладывает подушки, пока пара не дойдет до ориентира, затем участники меняются местами.
Литература:
- Журнал «Инструктор по физкультуре»
- «Здоровье сберегающее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Гуманитарный издательский центр «Владос», стр. 32
- Интернет ресурсы