Анна Саркисян
«Развитие мелкой моторики и её влияние на воспитание у детей правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.
Публикация «„Развитие мелкой моторики и её влияние на воспитание у детей правильной речи“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих плохо развитую речь. Исследованиями сотрудников лаборатории ВНД ребёнка, Института физиологии детей и подростков АПН России установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. Именно поэтому мой выбор остановился на проблеме: «Развитие мелкой моторики и её влияние на воспитание у детей правильной речи».
Цель моей работы – развитие речи детей посредством различных координированных манипуляций рук, подбор игр и упражнений, способствующих развитию координации движений и мелкой моторики дошкольников в совместной и индивидуальной работе с ними, введение этих упражнений в режимные моменты и занятия.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
- развитие мелкой моторики пальцев кистей рук;
- освоение графических умений, подготовка руки ребёнка к письму;
- развитие пространственной ориентировки и чувство ритма;
- развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания;
- развитие умения согласовывать слова и жесты.
Для реализации этих задач мною проделана следующая работа:
- подобрала и проанализировала литературу, касающуюся проблемы развития мелкой моторики;
- составила перспективный план по играм с пальчиками в соответствии с лексическими темами;
- организовала кружок «Оригами» с целью развития мелкой моторики
- подготовила цикл бесед с родителями и воспитателями, рекомендации, консультации.
Строя свою работу с детьми, включаю пальчиковые игры, массаж пальцев и ладоней в каждое занятие с детьми. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры с пальчиками откладывается в памяти, запоминается без напряжения, тем самым закрепляется представление детей о слове, его звучании.
Для систематичности в работе по применению пальчиковых игр использую перспективный план, составленный с учётом лексических тем.
Для развития мелкой мускулатуры рук использую настольные игры. Например, «Умная шнуровка», «Пазлы» (сначала использовала крупные, затем мельче и мельче, «Собери бусы». Это увлекательные, развивающие игры. Во время игр у детей развиваются координация и моторика движений рук, творческие способности, воображение.
. Изготовила дидактические игры. Очень нравиться детям сортировать, например: горох и фасоль (игра «Золушка»); макаронные изделия разные по форме и величине (игра «Любимые макароны»); гречку и рис (игра «Зёрнышко к зёрнышку»). Из них можно выкладывать и причудливые узоры.
Можно «рисовать» с помощью верёвочки (игра «Раз верёвка, два верёвка…»). Все эти предметы помогают не только развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, но и воображение, память, глазомер, сформулировать простые мыслительные операции, учат детей сравнивать предметы.
Для развития мелкой моторики у детей использую самые разные приёмы штриховки, закрепляя навыки проведения линии с соблюдением контуров предметов. Заинтересовала детей работа с «раскрасками». Кропотливая, упорная работа над «раскрасками» - один из главных способов подготовки руки ребёнка к письму, развития мелкой мускулатуры рук, усидчивости, внимания.
Работа по развитию мелкой моторики продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности: на занятиях по ручному труду, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе дидактических игр и игр-драматизаций.
Занятия в кружке «Оригами» всё больше привлекают детей, движения пальцев рук становятся более координированными, совмещение углов и сторон квадрата более точными.
Сознавая, что проблемы развития речи и мелкой моторики невозможно решить без единства с семьёй, уделяю особое внимание работе с родителями. Изготовила папки-передвижки по проблеме развития речи детей, подготовила ряд консультаций. В помощь родителям в формировании речи ребёнка в семье рекомендовала некоторый практический материал – массаж ладоней и пальцев рук, пальчиковые игры, загадки, пословицы, считалки, стихи.
Таким образом, работая по данному направлению, я заметила, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук позволяет добиться положительной динамики развития речи детей.