Лидия Гладковская
Конспект урока «Различение букв Ь и Ъ»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: “Дифференциация букв ь и ъ».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Учить различать букв ь и ъ
Упражнять учащихся в написании слов с ь и ъ (изолированно, в слогах, словах и в предложениях).
Совершенствовать фонематический слух.
Развивать зрительно-моторную координацию.
Развивать зрительное восприятие, зрительную память.
Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза.
Добиваться метапредметных результатов.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийное сопровождение, изограф, карточки с буквами, учебные принадлежности
Ход ЗАНЯТИЯ:
Орг. момент.
Пальчиковая гимнастика.
«Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их. сгибать пальцы навстречу друг другу.
. Показывать пальцами и кистями рук «гнёздышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучи», «ножницы», «замок», «мостик» и т. д.
«Кулак – кольцо». Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.
Учитель: : «Сегодня на уроке мы будем учиться различать буквы ь и ъ».
Задание №1.
Учитель: : «Что такое ь и ъ?».
Ученики: «Это буквы».
Учитель: : «Какие звуки обозначают эти буквы?»
Ученики: «Эти буквы не обозначают звуки».
Учитель: д: «Зачем, в таком случае, нужны эти буквы»?
Ученики: «Буква ь знак нужна для обозначения на письме мягкости звука ".
Учитель: : «Приведите примеры».
Ученики: «Купить, пилить, дяденька, тётенька».
Учитель: : «Как легко узнать букву ь среди других букв»?
Ученики: «Буква состоит из одного крючка, который заканчивается кругляшом».
Учитель: : «Напишите в тетради пять букв ь».
Задание № 2.
Учитель: : «Хотите поиграть в игру «Сосчитай-ка»?
На экране написано несколько букв ь. Буквы перечёркнуты различными прямыми и волнистыми линиями.
Сосчитайте все буквы ь.
Ученики: «Всего на экране 10 букв ь».
Задание № 3.
Учитель: «Вспомним правило написания сочетаний - ЧК-, -ЧН-».
Ученики: «В сочетаниях ЧК-, -ЧН мягкий знак не пишется».
Учитель: : «Предлагаю поиграть в игру «Хитрый ь». Кто не ошибётся ни разу, тот получит наклейку и приз!»
Вариант № 1
тётен-ка
нянеч-ка
девоч-ка
сердеч-ный
варен – е
ванноч-ка
Вариант № 2
Анеч-ка
ленточ-ка
апельсин – чик
круглен – кий
верёвоч-ка
диван-чик
кисто-чка
Физминутка
Мы шагаем друг за другом;
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили.
(Имитация движений.)
Задание № 4
Учитель: : «Как отличить букву ъ от буквы ь?»
Ученики: «У буквы ъ есть козырёк, который смотрит влево».
Учитель: : «Перед вами на партах карточки с буквами.
1. На карточках подчеркните только правильную букву ъ.
2 На экране изограф «подъёмный кран». Найдите букву ъ на рисунке».
Задание № 5
Учитель: : «Смурфики просили разделить слова в два столбика. В первом столбике будут слова с ь, а во втором - с ъ».
(Въехали, воробьи, нянечка, подъём, глупенький, съезд)
Ученики: «В слове «нянечка» нет ни ь, ни ъ. Это слово мы не написали ни в один столбик».
Задание № 6
Учитель: : «Прочитайте предложения на доске. Из предложений, написанных на доске первая подгруппа, выпишите только слова с ъ, вторая подгруппа – спишите предложения полностью. Поставьте точку под буквой ъ».
Серёжа, тебе задание: выписать два слова.
Ученики 1 подгруппы: «Мы выписали слова: съел, съехала, подъезд, объявление».
Ученики 2 подгруппы: «Мы списали предложения: Слава съел пончик. Девочка съехала с крутой горки. На подъезде висело объявление».
Серё жа: «Я выписал слова: съел, съехала».
Задание № 6
Учитель: “Как превратить букву ь в букву ъ? ".
Ученики: “Если к букве ь приписать слева чёрточку, то получится буква ъ ”.
Учитель: : «Чем отличаются слова СЕЛИ и СЪЕЛИ?».
Ученики: «Эти слова различаются одной буквой. Буквой ъ. У этих слов разное значение».
Учитель: : «Составьте и запишите на доске предложения с этими словами».
Ученики: «Мы составили предложения: «Пассажиры сели в автобус». «Дети съели ягоды».
ИТОГ УРОКА :
Какие буквы учились различать на уроке?
Чем похожи эти буквы?
Как различать буквы ь и ъ на письме и при чтении?
Оценка деятельности учащихся.
ТЕМА: “Дифференциация букв ь и ъ».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Учить различать букв ь и ъ
Упражнять учащихся в написании слов с ь и ъ (изолированно, в слогах, словах и в предложениях).
Совершенствовать фонематический слух.
Развивать зрительно-моторную координацию.
Развивать зрительное восприятие, зрительную память.
Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза.
Добиваться метапредметных результатов.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие.
ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийное сопровождение, изограф, карточки с буквами, учебные принадлежности
Ход ЗАНЯТИЯ:
Орг. момент.
Пальчиковая гимнастика.
«Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их. сгибать пальцы навстречу друг другу.
. Показывать пальцами и кистями рук «гнёздышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучи», «ножницы», «замок», «мостик» и т. д.
«Кулак – кольцо». Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.
Учитель: : «Сегодня на уроке мы будем учиться различать буквы ь и ъ».
Задание №1.
Учитель: : «Что такое ь и ъ?».
Ученики: «Это буквы».
Учитель: : «Какие звуки обозначают эти буквы?»
Ученики: «Эти буквы не обозначают звуки».
Учитель: д: «Зачем, в таком случае, нужны эти буквы»?
Ученики: «Буква ь знак нужна для обозначения на письме мягкости звука ".
Учитель: : «Приведите примеры».
Ученики: «Купить, пилить, дяденька, тётенька».
Учитель: : «Как легко узнать букву ь среди других букв»?
Ученики: «Буква состоит из одного крючка, который заканчивается кругляшом».
Учитель: : «Напишите в тетради пять букв ь».
Задание № 2.
Учитель: : «Хотите поиграть в игру «Сосчитай-ка»?
На экране написано несколько букв ь. Буквы перечёркнуты различными прямыми и волнистыми линиями.
Сосчитайте все буквы ь.
Ученики: «Всего на экране 10 букв ь».
Задание № 3.
Учитель: «Вспомним правило написания сочетаний - ЧК-, -ЧН-».
Ученики: «В сочетаниях ЧК-, -ЧН мягкий знак не пишется».
Учитель: : «Предлагаю поиграть в игру «Хитрый ь». Кто не ошибётся ни разу, тот получит наклейку и приз!»
Вариант № 1
тётен-ка
нянеч-ка
девоч-ка
сердеч-ный
варен – е
ванноч-ка
Вариант № 2
Анеч-ка
ленточ-ка
апельсин – чик
круглен – кий
верёвоч-ка
диван-чик
кисто-чка
Физминутка
Мы шагаем друг за другом;
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили.
(Имитация движений.)
Задание № 4
Учитель: : «Как отличить букву ъ от буквы ь?»
Ученики: «У буквы ъ есть козырёк, который смотрит влево».
Учитель: : «Перед вами на партах карточки с буквами.
1. На карточках подчеркните только правильную букву ъ.
2 На экране изограф «подъёмный кран». Найдите букву ъ на рисунке».
Задание № 5
Учитель: : «Смурфики просили разделить слова в два столбика. В первом столбике будут слова с ь, а во втором - с ъ».
(Въехали, воробьи, нянечка, подъём, глупенький, съезд)
Ученики: «В слове «нянечка» нет ни ь, ни ъ. Это слово мы не написали ни в один столбик».
Задание № 6
Учитель: : «Прочитайте предложения на доске. Из предложений, написанных на доске первая подгруппа, выпишите только слова с ъ, вторая подгруппа – спишите предложения полностью. Поставьте точку под буквой ъ».
Серёжа, тебе задание: выписать два слова.
Ученики 1 подгруппы: «Мы выписали слова: съел, съехала, подъезд, объявление».
Ученики 2 подгруппы: «Мы списали предложения: Слава съел пончик. Девочка съехала с крутой горки. На подъезде висело объявление».
Серё жа: «Я выписал слова: съел, съехала».
Задание № 6
Учитель: “Как превратить букву ь в букву ъ? ".
Ученики: “Если к букве ь приписать слева чёрточку, то получится буква ъ ”.
Учитель: : «Чем отличаются слова СЕЛИ и СЪЕЛИ?».
Ученики: «Эти слова различаются одной буквой. Буквой ъ. У этих слов разное значение».
Учитель: : «Составьте и запишите на доске предложения с этими словами».
Ученики: «Мы составили предложения: «Пассажиры сели в автобус». «Дети съели ягоды».
ИТОГ УРОКА :
Какие буквы учились различать на уроке?
Чем похожи эти буквы?
Как различать буквы ь и ъ на письме и при чтении?
Оценка деятельности учащихся.