куш дарья
Организация и методика проведения прогулки в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ
В ДЕТСКОМ САДУ
Цель: Формирование знания о теоретических основах проведения прогулок, и организации прогулок.
Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ
Прогулка - это обязательный элемент режима дня в детском саду.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Требования к продолжительности прогулки :
В летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день : в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для 5-7 лет – при температуре воздуха ниже 20°С и скорости ветра более 15м/с.
Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности по ФГОС можно использовать на прогулке в различных сочетания в зависимости от того, какой деятельностью дети занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.
Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.
Виды прогулок :
Традиционная;
Тематическая:
Прогулки-походы;
Развлекательные прогулки с персонажем;
Прогулки-события;
Спортивные прогулки;
Прогулки — трудовые акции.
Организация прогулок в ДОУ
Прогулка складывается из семи структурных элементов, каждый из которых длится от 7 до 25 минут.
Структурные элементы прогулки :
Наблюдение;
Подвижная игра;
Основное движение;
Индивидуальная работа;
Самостоятельная игра;
Труд в природе;
Игра малой подвижности.
Наблюдение
Цель: Изучение объектов и явлений природы путем сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей.
Наблюдение можно проводить с целой группой детей, и с подгруппой.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут.
В старшем возрасте наблюдение должны составлять от 15 до 25 минут.
Наблюдение проводится ежедневно, но каждый раз детям дают разные объекты для рассмотрения.
Объекты наблюдения за:
Живой природой: -Растения: деревья, кустарники, травы, цветы, грибы, мох.
-Насекомые: бабочка, паук, муха, комар, гусеница, муравей, майский жук, божья коровка, пчела.
-Птицы: воробей, голубь, ворона, скворец, синица, снегирь, утка.
-Животные: кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья.
Не живой природой: Небо, солнце, звезды, луна, песок, почва, камни.
-Погодные явления: облака, ветер, дождь, радуга, град, снег, лёд, сосульки, роса, туман.
Транспортом: - Грузовой транспорт: экскаватор, погрузчик, грузовик.
-Пассажирский транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.
-Специальный транспорт: скорая помощь, полицейская машина, пожарная машина, эвакуатор.
-Строительный и ремонтный транспорт: грейдер, подъемный кран, каток.
Общественно – бытовой жизнью: проезжая часть, пешеходный переход, магазин, газетный киоск, почта, библиотека.
Трудом взрослых: Для младших групп наблюдение за трудом сотрудников детского сада : дворника, охранника, воспитателя, младшего воспитателя, повара, прачки, медсестры.
Для остальных групп наблюдение за работой: шофера, почтальона, продавца, строителя, спортсмена, регулировщика.
Виды наблюдения:
Кратковременные – организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления;
Длительные – организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
Устанавливаются факты;
Формируются связи между частями объекта;
Идет накопление представлений у детей;
Проводятся сопоставления;
Делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Время проведения подвижных игр на утренней прогулке :
В младших группах – 6 – 10 минут;
В средних – 10-15 минут;
В старших и подготовительных – 20-25 минут.
На вечерней прогулке :
В младших и средних группах – 10-15 минут;
В старших и подготовительных – 12 -15 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игр (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
Основные движения
Основные движения закладываются в работе с подвижной игрой и индивидуальной работай.
Развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах и индивидуальной работе.
Основные движения делятся на:
Физические;
Музыкальные.
Работа по развитию движений на прогулке способствует закреплению, совершенствованию игр и физических и музыкальных упражнений, повышает двигательную активность детей, быстроту, ловкость, координацию движений.
Основные виды физических движений:
Ходьба;
Бег;
Лазанья;
Прыжки;
Метание;
Упражнения на равновесие.
Основные виды музыкальных движений:
Ходьба (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая);
Шаг (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный);
Поскок (легкие, энергичные);
Кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом;
Движение рук (мягкие, энергичные);
Хлопки (в ладоши — тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»);
Построение и перестраивание;
Движение с предметами (с мячом, ленточками, флажками).
Индивидуальная работа
Что такое виды индивидуальной работы?
Это система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.
Цели индивидуальных занятий в детском саду
В зависимости от особенностей и способностей детей, темпа их развития им зачастую показаны индивидуальные занятия. Цели индивидуальной работы в детском саду могут быть различными. Если у ребёнка имеются логопедические трудности, общее недоразвитие речи, психологические проблемы или особенности физического здоровья (нарушение зрения, слуха и т. п., отставание в обучении, частые пропуски дней в саду, стеснительность, то индивидуальные занятия будут носить корректирующий характер и направлены на развитие дошкольника в комфортных для его здоровья условиях по специально подобранной методике. В отличие от групповых занятий, именно индивидуальная работа направлена на развитие ребёнка с учётом его личностных особенностей.
Индивидуальная воспитательная работа включает в себя:
• Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)
• Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
• Планирование;
• Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков;
• Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития;
• Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
• Контроль, коррекция воспитательных воздействий.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:
• на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;
• осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин, имеющихся у них недостатков;
• систематический анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.
Виды индивидуальной работы:
• Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.
Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога- психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания;
• Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других- упражнение в равновесии, для третьих- спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорок;
• На прогулках осуществляется работа и по развитию речи у ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепления трудного для произношения звука и т. п Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Самостоятельная игра
Что такое самостоятельная игра?
Это то на чем основывается самостоятельность в целом. Это база, фундамент самостоятельной деятельности ребенка, развития произвольности, общения и познания мира вокруг себя. Играя – ребенок учится.
Самостоятельная игра на прогулке.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Труд – это важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Виды труда дошкольников
Трудовую деятельность детей дошкольного возраста можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение-это условно, так как четких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает нам возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей дошкольного возраста, а также их значимость в процессе трудового воспитания.
Труд в природе
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Трудясь в природе, дети знакомятся:
1. Со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
2. Усваивают способы установки этих свойств.
Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
В процессе труда в природе у детей формируются знания:
1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения,
2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.
Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.
В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д.
Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение, что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.
В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля, воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.
Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству, например, «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы. Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь инвентарь.
Игра малой подвижности
Что такое малоподвижная игра?
Это игры, предназначенные для проведения относительно спокойного и размеренного досуга малышей.
Цель: Снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к спокойному.
Какие игры бывают?
МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Яблочко» (для детей 4-7 лет)
Цель игры: координация речи с движением, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы. Описание игры: Над головами детей на леске висит красное яблоко (или педагог, стоя в центре круга, образованного детьми, держит яблоко в руках). Красненькое яблочко на веточке висит (Взявшись за руки, дети идут по кругу, произнося слова.) На девочек и мальчиков с веточки глядит. (Останавливаются.) Кто его достанет, кто его сорвет. Идут в центр круга, и назад делают хлопок над головой.) Тот сладенькое яблочко к себе положит в рот. (Идут по кругу в противоположном направлении. Останавливаются) Раз, два, три, ну, попробуй-ка сорви! (Хлопают в ладоши.) подпрыгивают на двух ногах, стараясь рукой сорвать яблоко; «срывают яблоко»; «нюхают яблоко» - медленный, плавный вдох носом, плечи не поднимаются; произносят на выдохе: «Ах как пахнет!»;
МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Осень» (для детей 4-7 лет)
Задачи: Программное содержание : координация речи с движением, закрепление знаний детей о признаках осени. Описание: Осенью дожди идут, часто небо хмурится. (Дети совершают поочередные помахивающие движения кистями и пальцами рук.) Пригодятся сапоги, плащ и зонт на улице. (Показывают двумя руками сапоги на ногах и зонтик) Лист желтеет, опадет (Поднимают руки вверх и, медленно опуская их вниз, присаживаются на корточки.) И всю землю покрывает. Проводят ладонями рук слева направо параллельно полу. Встают на ноги.) Вянут травы и цветы, засыпают до весны. (садятся на корточки и кладут руки под щеку);
МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Человечек» (для детей 4 -6 лет)
Задачи: развитие слухового, зрительного внимания, памяти. Закрепление знаний частей тела. Описание: Ведущий (взрослый, а затем кто-нибудь из детей произносит текст:
Я – веселый человечек,
Ты меня нарисовал.
Покажу я части тела,
Что сейчас ты называл.
После произнесения текста ведущий показывает на себе какую-нибудь часть тела, называя ее неправильно. Остальные дети должны правильно и быстро показать и назвать ту часть тела, которая была показана ведущим. Ведущим становится тот. Кто сделал меньше ошибок;
МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Это я» (для детей 3-5 лет)
Задачи: координация реи с движением, развитие общей моторики, создание положительного эмоционального настроя. Описание: Это глазки. Вот. Вот. (Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое) Это нос. Это рот. (Левой рукой показывают на нос, правой – на рот) Там спинка. Тут живот. (Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот) Это ручки. Хлоп, хлоп. (Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают) Это ножки. Топ. Топ. (Кладут ладони на бедра, топают ногами) Ой, устали - вытрем лоб. (Правой ладонью проводят по лбу
Виды малоподвижных игр.
Классифицируют игры малой подвижности по содержанию:
• Бессюжетные игры. Правила не предусматривают деление по ролям, в игре нет сценария. Бессюжетные игры основаны на выполнении заданий: найти, повторить, запомнить, перенести, поменяться и др. Эти игры развивают внимательность, память, моторику;
Сюжетные игры. Правила основываются на сказочной или бытовой ситуации. Сценарий предполагает распределение по ролям: ведущий — кот, участники — воробьи, например. Сюжетные игры сопровождаются стихотворным текстом или исполнением короткой песенки. Дети учатся выразительному исполнению роли в этих спокойных играх, а также развивают скорость реакции и координацию движений со словами. В сюжетных играх рекомендуется использовать ролевые шапочки и маски, медальоны с изображениями персонажей. Сюжетных игр малой подвижности существует немного. В готовых сборниках представлены в основном спокойные игры без ролей:
• Народные игры — забавы, основанные на сказочных сюжетах, сопровождающиеся фольклорными текстами. В малоподвижных играх используются песни, потешки и прибаутки (ритмизованные короткие истории с игровыми движениями). Русские народные игры воспитывают в детях чуткое отношение к традициям страны, любовь к родной природе. Популярную игру «Колечко» можно определить, как средне подвижную. Получивший колечко старается добежать до ведущего, а остальные участники догоняют его и стараются удержать. Уменьшить интенсивность игры возможно, упростив задачу игрока с колечком. Ведущий не отходит далеко от сидящих в ряд участников, отступает на один шаг. Таким образом, для выигрыша получившему колечко нужно успеть встать и сделать шаг к ведущему.
Игры для детей 1,5–4 лет
В первой и второй младших группах рекомендуются к проведению следующие малоподвижные игры:
• «Все котятки мыли лапки»;
• «Где же ручки»;
• «Жили-были зайчики»;
• «Зайка»;
• «Карусели»;
• «Котик к печке подошёл»;
• «Кошка выпускает коготки»;
• «Ладушки»;
• «Летает — не летает»;
• «Мыши и кот»;«Цапки» (вариант, где мышки — это пальчики детей);
• «Найди игрушку»;
• «Найди свой цвет»;
• «Повстречались два…»;
• «Раздувайся, пузырь»;
• «Солнышко и дождик»;
• «Тишина»;
• «Ты медведя не буди!»;
• «Холодно — тепло»;
• «Шалтай-Болтай»;
• «Шёл король по лесу»;
• «Это глазки, вот, вот!».
Игры для детей 4–7 лет
С воспитанниками средней, старшей и подготовительной групп можно проводить разнообразные малоподвижные игры, среди которых:
• «Верёвочка»;
• «Воздушный шар»;
• «Где постучали?»;
• «Запрещённое движение»;
• «Зеркало»;
• «Как живёшь?»;
• «Карлики и великаны»;
• «Кого не стало?»;
• «Колечко»;
• «Кто я в семье?»;
• «Лён»;
• «Медленная черепаха»;
• «Море волнуется, раз!»;
• «Найди себе пару»;
• «Найди и промолчи»;
• «Ни зги не видно»;
• «Нос-ухо-нос»;
• «По дорожке»;
• «Путешествие в Москву»;
• «Съедобное-несъедобное»;
• «Три движения»;
• «Флюгер»; «Четыре стихии»;
• «Шарик».
Игры малой подвижности в ДОУ организуются несколько раз в течение дня:
• в заключительной части физкультурного занятия или досуга, чтобы привести в относительно спокойное состояние воспитанников;
• на прогулке после помощи в уборке или облагораживании участка, после игры высокой подвижности;
• в середине занятия познавательной и художественной направленности для снятия умственного и мышечного напряжения;
• вне режимных моментов: после прогулки, после уборки группового помещения, во время спокойных занятий во второй половине дня;
• на утренниках и праздниках.
Длительность малоподвижных игр
Длительность игры от момента сбора участников определяется с учё том возраста детей:
• в младших группах — не более 10 минут;
• в средней — 12 минут;
• в старшей и подготовительной — 15 минут.