Получи документы

Организация и методика проведения прогулки в детском саду

куш дарья
Организация и методика проведения прогулки в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ

В ДЕТСКОМ САДУ

Цель: Формирование знания о теоретических основах проведения прогулок, и организации прогулок.

Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ

Прогулка - это обязательный элемент режима дня в детском саду.

Публикация «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» размещена в разделах

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Требования к продолжительности прогулки :

В летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день : в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для 5-7 лет – при температуре воздуха ниже 20°С и скорости ветра более 15м/с.

Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности по ФГОС можно использовать на прогулке в различных сочетания в зависимости от того, какой деятельностью дети занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.

Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.

Виды прогулок :

Традиционная;

Тематическая:

Прогулки-походы;

Развлекательные прогулки с персонажем;

Прогулки-события;

Спортивные прогулки;

Прогулки — трудовые акции.

Организация прогулок в ДОУ

Прогулка складывается из семи структурных элементов, каждый из которых длится от 7 до 25 минут.

Структурные элементы прогулки :

Наблюдение;

Подвижная игра;

Основное движение;

Индивидуальная работа;

Самостоятельная игра;

Труд в природе;

Игра малой подвижности.

Наблюдение

Цель: Изучение объектов и явлений природы путем сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей.

Наблюдение можно проводить с целой группой детей, и с подгруппой.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут.

В старшем возрасте наблюдение должны составлять от 15 до 25 минут.

Наблюдение проводится ежедневно, но каждый раз детям дают разные объекты для рассмотрения.

Объекты наблюдения за:

Живой природой: -Растения: деревья, кустарники, травы, цветы, грибы, мох.

-Насекомые: бабочка, паук, муха, комар, гусеница, муравей, майский жук, божья коровка, пчела.

-Птицы: воробей, голубь, ворона, скворец, синица, снегирь, утка.

-Животные: кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья.

Не живой природой: Небо, солнце, звезды, луна, песок, почва, камни.

-Погодные явления: облака, ветер, дождь, радуга, град, снег, лёд, сосульки, роса, туман.

Транспортом: - Грузовой транспорт: экскаватор, погрузчик, грузовик.

-Пассажирский транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.

-Специальный транспорт: скорая помощь, полицейская машина, пожарная машина, эвакуатор.

-Строительный и ремонтный транспорт: грейдер, подъемный кран, каток.

Общественно – бытовой жизнью: проезжая часть, пешеходный переход, магазин, газетный киоск, почта, библиотека.

Трудом взрослых: Для младших групп наблюдение за трудом сотрудников детского сада : дворника, охранника, воспитателя, младшего воспитателя, повара, прачки, медсестры.

Для остальных групп наблюдение за работой: шофера, почтальона, продавца, строителя, спортсмена, регулировщика.

Виды наблюдения:

Кратковременные – организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления;

Длительные – организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

Устанавливаются факты;

Формируются связи между частями объекта;

Идет накопление представлений у детей;

Проводятся сопоставления;

Делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Время проведения подвижных игр на утренней прогулке :

В младших группах – 6 – 10 минут;

В средних – 10-15 минут;

В старших и подготовительных – 20-25 минут.

На вечерней прогулке :

В младших и средних группах – 10-15 минут;

В старших и подготовительных – 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игр (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

Основные движения

Основные движения закладываются в работе с подвижной игрой и индивидуальной работай.

Развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах и индивидуальной работе.

Основные движения делятся на:

Физические;

Музыкальные.

Работа по развитию движений на прогулке способствует закреплению, совершенствованию игр и физических и музыкальных упражнений, повышает двигательную активность детей, быстроту, ловкость, координацию движений.

Основные виды физических движений:

Ходьба;

Бег;

Лазанья;

Прыжки;

Метание;

Упражнения на равновесие.

Основные виды музыкальных движений:

Ходьба (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая);

Шаг (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный);

Поскок (легкие, энергичные);

Кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом;

Движение рук (мягкие, энергичные);

Хлопки (в ладоши — тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»);

Построение и перестраивание;

Движение с предметами (с мячом, ленточками, флажками).

Индивидуальная работа

Что такое виды индивидуальной работы?

Это система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Цели индивидуальных занятий в детском саду

В зависимости от особенностей и способностей детей, темпа их развития им зачастую показаны индивидуальные занятия. Цели индивидуальной работы в детском саду могут быть различными. Если у ребёнка имеются логопедические трудности, общее недоразвитие речи, психологические проблемы или особенности физического здоровья (нарушение зрения, слуха и т. п., отставание в обучении, частые пропуски дней в саду, стеснительность, то индивидуальные занятия будут носить корректирующий характер и направлены на развитие дошкольника в комфортных для его здоровья условиях по специально подобранной методике. В отличие от групповых занятий, именно индивидуальная работа направлена на развитие ребёнка с учётом его личностных особенностей.

Индивидуальная воспитательная работа включает в себя:

• Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)

• Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;

• Планирование;

• Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков;

• Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития;

• Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;

• Контроль, коррекция воспитательных воздействий.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:

• на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;

• осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин, имеющихся у них недостатков;

• систематический анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Виды индивидуальной работы:

• Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.

Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога- психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания;

• Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других- упражнение в равновесии, для третьих- спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорок;

• На прогулках осуществляется работа и по развитию речи у ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепления трудного для произношения звука и т. п Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Самостоятельная игра

Что такое самостоятельная игра?

Это то на чем основывается самостоятельность в целом. Это база, фундамент самостоятельной деятельности ребенка, развития произвольности, общения и познания мира вокруг себя. Играя – ребенок учится.

Самостоятельная игра на прогулке.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Труд – это важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Виды труда дошкольников

Трудовую деятельность детей дошкольного возраста можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение-это условно, так как четких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает нам возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей дошкольного возраста, а также их значимость в процессе трудового воспитания.

Труд в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

Трудясь в природе, дети знакомятся:

1. Со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;

2. Усваивают способы установки этих свойств.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения,

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение, что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля, воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству, например, «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы. Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь инвентарь.

Игра малой подвижности

Что такое малоподвижная игра?

Это игры, предназначенные для проведения относительно спокойного и размеренного досуга малышей.

Цель: Снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к спокойному.

Какие игры бывают?

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Яблочко» (для детей 4-7 лет)

Цель игры: координация речи с движением, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы. Описание игры: Над головами детей на леске висит красное яблоко (или педагог, стоя в центре круга, образованного детьми, держит яблоко в руках). Красненькое яблочко на веточке висит (Взявшись за руки, дети идут по кругу, произнося слова.) На девочек и мальчиков с веточки глядит. (Останавливаются.) Кто его достанет, кто его сорвет. Идут в центр круга, и назад делают хлопок над головой.) Тот сладенькое яблочко к себе положит в рот. (Идут по кругу в противоположном направлении. Останавливаются) Раз, два, три, ну, попробуй-ка сорви! (Хлопают в ладоши.) подпрыгивают на двух ногах, стараясь рукой сорвать яблоко; «срывают яблоко»; «нюхают яблоко» - медленный, плавный вдох носом, плечи не поднимаются; произносят на выдохе: «Ах как пахнет!»;

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Осень» (для детей 4-7 лет)

Задачи: Программное содержание : координация речи с движением, закрепление знаний детей о признаках осени. Описание: Осенью дожди идут, часто небо хмурится. (Дети совершают поочередные помахивающие движения кистями и пальцами рук.) Пригодятся сапоги, плащ и зонт на улице. (Показывают двумя руками сапоги на ногах и зонтик) Лист желтеет, опадет (Поднимают руки вверх и, медленно опуская их вниз, присаживаются на корточки.) И всю землю покрывает. Проводят ладонями рук слева направо параллельно полу. Встают на ноги.) Вянут травы и цветы, засыпают до весны. (садятся на корточки и кладут руки под щеку);

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Человечек» (для детей 4 -6 лет)

Задачи: развитие слухового, зрительного внимания, памяти. Закрепление знаний частей тела. Описание: Ведущий (взрослый, а затем кто-нибудь из детей произносит текст:

Я – веселый человечек,

Ты меня нарисовал.

Покажу я части тела,

Что сейчас ты называл.

После произнесения текста ведущий показывает на себе какую-нибудь часть тела, называя ее неправильно. Остальные дети должны правильно и быстро показать и назвать ту часть тела, которая была показана ведущим. Ведущим становится тот. Кто сделал меньше ошибок;

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Это я» (для детей 3-5 лет)

Задачи: координация реи с движением, развитие общей моторики, создание положительного эмоционального настроя. Описание: Это глазки. Вот. Вот. (Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое) Это нос. Это рот. (Левой рукой показывают на нос, правой – на рот) Там спинка. Тут живот. (Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот) Это ручки. Хлоп, хлоп. (Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают) Это ножки. Топ. Топ. (Кладут ладони на бедра, топают ногами) Ой, устали - вытрем лоб. (Правой ладонью проводят по лбу

Виды малоподвижных игр.

Классифицируют игры малой подвижности по содержанию:

• Бессюжетные игры. Правила не предусматривают деление по ролям, в игре нет сценария. Бессюжетные игры основаны на выполнении заданий: найти, повторить, запомнить, перенести, поменяться и др. Эти игры развивают внимательность, память, моторику;

Сюжетные игры. Правила основываются на сказочной или бытовой ситуации. Сценарий предполагает распределение по ролям: ведущий — кот, участники — воробьи, например. Сюжетные игры сопровождаются стихотворным текстом или исполнением короткой песенки. Дети учатся выразительному исполнению роли в этих спокойных играх, а также развивают скорость реакции и координацию движений со словами. В сюжетных играх рекомендуется использовать ролевые шапочки и маски, медальоны с изображениями персонажей. Сюжетных игр малой подвижности существует немного. В готовых сборниках представлены в основном спокойные игры без ролей:

• Народные игры — забавы, основанные на сказочных сюжетах, сопровождающиеся фольклорными текстами. В малоподвижных играх используются песни, потешки и прибаутки (ритмизованные короткие истории с игровыми движениями). Русские народные игры воспитывают в детях чуткое отношение к традициям страны, любовь к родной природе. Популярную игру «Колечко» можно определить, как средне подвижную. Получивший колечко старается добежать до ведущего, а остальные участники догоняют его и стараются удержать. Уменьшить интенсивность игры возможно, упростив задачу игрока с колечком. Ведущий не отходит далеко от сидящих в ряд участников, отступает на один шаг. Таким образом, для выигрыша получившему колечко нужно успеть встать и сделать шаг к ведущему.

Игры для детей 1,5–4 лет

В первой и второй младших группах рекомендуются к проведению следующие малоподвижные игры:

«Все котятки мыли лапки»;

«Где же ручки»;

«Жили-были зайчики»;

«Зайка»;

«Карусели»;

«Котик к печке подошёл»;

«Кошка выпускает коготки»;

«Ладушки»;

«Летает — не летает»;

«Мыши и кот»;«Цапки» (вариант, где мышки — это пальчики детей);

«Найди игрушку»;

«Найди свой цвет»;

«Повстречались два…»;

«Раздувайся, пузырь»;

«Солнышко и дождик»;

«Тишина»;

«Ты медведя не буди!»;

«Холодно — тепло»;

«Шалтай-Болтай»;

«Шёл король по лесу»;

«Это глазки, вот, вот!».

Игры для детей 4–7 лет

С воспитанниками средней, старшей и подготовительной групп можно проводить разнообразные малоподвижные игры, среди которых:

«Верёвочка»;

«Воздушный шар»;

«Где постучали?»;

«Запрещённое движение»;

«Зеркало»;

«Как живёшь?»;

«Карлики и великаны»;

«Кого не стало?»;

«Колечко»;

«Кто я в семье?»;

«Лён»;

«Медленная черепаха»;

«Море волнуется, раз!»;

«Найди себе пару»;

«Найди и промолчи»;

«Ни зги не видно»;

«Нос-ухо-нос»;

«По дорожке»;

«Путешествие в Москву»;

«Съедобное-несъедобное»;

«Три движения»;

«Флюгер»; «Четыре стихии»;

«Шарик».

Игры малой подвижности в ДОУ организуются несколько раз в течение дня:

• в заключительной части физкультурного занятия или досуга, чтобы привести в относительно спокойное состояние воспитанников;

• на прогулке после помощи в уборке или облагораживании участка, после игры высокой подвижности;

• в середине занятия познавательной и художественной направленности для снятия умственного и мышечного напряжения;

вне режимных моментов: после прогулки, после уборки группового помещения, во время спокойных занятий во второй половине дня;

• на утренниках и праздниках.

Длительность малоподвижных игр

Длительность игры от момента сбора участников определяется с учё том возраста детей:

• в младших группах — не более 10 минут;

• в средней — 12 минут;

• в старшей и подготовительной — 15 минут.

Публикации по теме:

Игры, конкурсы для проведения зимних досугов и развлечений в детском садуИгры, конкурсы для проведения зимних досугов и развлечений в детском саду Материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре с целью организации зимних досугов,.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Методика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группеМетодика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группе Цель: расширить представление детей о диких животных. Задачи: формировать знания детей о том где обитают ежи, чем питаются, воспитывать.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.

Организация экскурсии в детском садуОрганизация экскурсии в детском саду При организации экскурсии большое внимание уделяется экологической направленности содержания и исследовательской направленности деятельности.

Сценарий проведения флэшмоба в детском садуСценарий проведения флэшмоба в детском саду Сценарий проведения флэшмоба в детском саду Ведущий- Заяц-здоровячок: Здравствуйте, ребята! Я, Заяц – здоровячок. Пришел к вам на часок.

Сценарий проведения экологического показа мод в детском саду «Экомода»Сценарий проведения экологического показа мод в детском саду «Экомода» Эко-Мода 2022 Звучит тематическая музыка, участники конкурса находятся за кулисами (В музыкальном зале) Все гости располагаются в зрительном.

Организация предметно-пространственной среды в детском садуОрганизация предметно-пространственной среды в детском саду Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической,.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и методика проведения прогулки в детском саду
Опубликовано: 26 октября 2023 в 10:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем куш дарья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД