Ирина Кашицына
Планирование «Необыкновенное рисование»
▼ Скачать + Заказать документы
Необыкновенное рисование
И в десять лет, и в семь,
и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем, были б краски
да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
В. Берестов
К традиционным изобразительным техникам и приемам рисования относятся :
Публикация «Планирование „Необыкновенное рисование“» размещена в разделах
создание изображения гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками.
К нетрадиционным – акварель по сырому листу,
по мятой бумаге, гуашь или пастель по бархатной бумаге, рисование углем, сангиной, ладонная или пальцевая техники, граттаж, печатание «штампиками», природными объектами – листьями, набрызг по трафарету, кляксография, монотипия и другие техники.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они
не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям
будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. При этом сама идея творческого экспериментирования с материалами и приемами очень созвучна возрастным особенностям дошкольников (познание мира через действия
с предметами и экспериментирование). Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования) : в процессе создания интересного образа возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование» пластилином, коллаж, набрызг и т. п.). Это позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живет современный дошкольник. Если детям предложить изобразить любимое животное при помощи щетинной кисти, собачки и кошечки получатся пушистыми, забавными и самим детям понравится эта техника выполнения рисунка.
При планировании совместной деятельности
в работе с нетрадиционными материалами я обязательно учитываю возрастные особенности детей. Для детей 3-4 лет более простыми в освоении являются пальчиковая, ладонная и трафаретная техники, печатание различными бросовыми материалами. При этом дети знакомятся
с интересным и новым словом «коллаж». Изображая зимний пейзаж - сугробы, падающий снег, - ребята использовали
«тычки» ватными палочками. Эта же техника помогла детям 3-4 лет украсить платочки, рукавички, сказочных рыбок. Дети часто воспринимают данные приемы как своеобразную игру – экспериментирование, с подсказкой воспитателя учатся видеть образ в отпечатке ладони: бабочку, птицу, цветы…
В возрасте 4-5 лет дети осваивают технику кляксографии, проявляя интерес
к создаваемому образу, проявляя интерес к создаваемому образу. Ребята смогли увидеть в кляксах жуков, цветы, кораблики и т. д. Я использовала сочетания различных изобразительных материалов: акварель и восковой мелок, гуашь и «рисование» пластилином, печатание листьями и оригами. Если детей 3-4 лет при выполнении образа в технике монотипия увлекал сам процесс сгибания бумаги,
то ребята постарше уже создавали интересные композиции.
При использовании техники «отпечаток»
дети 5-6 лет стремятся к созданию декора или образа: сказочные деревья и цветы, необычные животные. Ребята не только использовали
щетинную, но и рисовали мятой бумагой (ежик, мишка, одуванчиковое поле, салют, листва на деревьях).
Самыми сложными, но наиболее интересными оказались техники граттаж,
монотипия, рисование цветной бумагой, набрызг и т. д.
На основе анализа современных методик развития изобразительного
творчества детей и анализа собственного опыта можно выделить ряд педагогических условий.
1. Сочетание традиционных и нетрадиционных техник для их взаимоусиления и
взаимодополнения, а также усвоение детьми способов создания изображения
разными техниками, способствующими развитию творчества, овладению
необходимыми изобразительно-выразительными техническими умениями.
2. Организация разнообразного обследования материалов, игр-
экспериментирований с ними, обеспечивающих накопление необходимого опыта их применения.
3. Обогащение предметно-развивающей среды репродукциями картин,
образцами народных промыслов, коллекциями интересных предметов, которые можно использовать в изодеятельности.
Перспективное планирование
№ п/п Тема Нетрадиционные
техники Программное содержание Оборудование
Сентябрь
1 Ветка рябины Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – пальчиками.
Закреплять знание цветов: красный, оранжевый.
Воспитывать аккуратность Листы тонированной бумаги
с нарисованной веткой, гуашь, салфетки
2 Птички клюют ягоды Рисование пальчиками Учить рисовать ягоды пальчиками.
Закрепить навыки рисования.
Развивать цветовосприятие Листы тонированной бумаги
с изображением птиц, гуашь
в мисочках, салфетки
Октябрь
3 Мухоморчики грибы Тычок ватной палочкой Упражнять в технике тычка ватной палочкой.
Учить своевременному насыщению ворса палочки краской.
Воспитывать аккуратность Листы тонированной бумаги
с изображением гриба, гуашь, ватные палочки, салфетки
4 Подсолнухи Тычок ватной палочкой Упражнять в технике тычка ватной палочкой.
Учить своевременному насыщению ворса палочки краской.
Воспитывать аккуратность Листы тонированной бумаги
с изображением подсолнуха, гуашь, ватные палочки, салфетки
Ноябрь
5 Цыпленок Тычок жесткой полусухой кистью Познакомить с техникой рисования тычком полусухой, жесткой кистью – учить имитировать пух цыпленка, т. е.
используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.
Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги Вырезанный из бумаги белого цвета цыпленок, желтая гуашь, жесткая кисть, салфетки
6 Осеннее
дерево Тычок жесткой полусухой кистью Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью – учить имитировать листву дерева.
Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Дерево, вырезанное из плотной бумаги, жесткая кисть, гуашь желтого, оранжевого и красного цвета, салфетки
Декабрь
7 Мои рукавички Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками Познакомить с техникой печатания. Показать прием получения отпечатка.
Закреплять умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
Воспитывать аккуратность Вырезанные из бумаги рукавички, печатки, гуашь. салфетки
8 Маленькой елочке холодно зимой Оттиск печатками Упражнять в технике печатания. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).
Воспитывать аккуратность Тонированный лист бумаги
с изображениями елочек, белая гуашь, салфетки
Январь
9 Елочка пушистая, нарядная Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью.
Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.
Воспитывать аккуратность Маленькая елочка, вырезанная
из плотной бумаги, зеленая гуашь, жесткая кисть, гуашь красного или желтого цвета, салфетки
10 Мои любимые животные Тычок жесткой полусухой кистью Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью – учить имитировать шерсть животного.
Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги
Вырезанные из бумаги фигурки животных (котенок, щенок, зайчик, гуашь черного, белого коричневого
Февраль
11 Я рисую дерево Сангина, уголь по желанию Учить рисовать деревья сангиной, углем.
Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажимом на палочку сангины или угля (чтобы линия была видна и чтобы мелок не сломался) Листы бумаги, сангина, уголь, иллюстрации деревьев
12 Солнышко Рисование ладошками Познакомить с техникой печатания ладошками.
Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка.
Развивать цветовосприятие Лист ватмана
с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь желтого, оранжевого цвета, салфетки
Март
13 Мимоза для мамы Рисование пальчиками Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток.
Развивать чувство композиции.
Закрепить навыки наклеивания Лист бумаги
с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, гуашь желтая, клей, кисти, салфетки
14 Жили у бабуси два веселых гуся Рисование ладошкой Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону).
закрепить умение дополнять изображение деталями Листы бумаги синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь, кисти, красный и черный маркеры для дорисовывания деталей
Апрель
15 Волшебные картинки Рисование свечой Познакомить с техникой рисования свечой.
Аккуратно закрашивать лист жидкой краской.
Каждый ребенок получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее. Свеча, тушь, листы плотной бумаги, лист бумаги с уже нанесенными свечой рисунками
16 Травка Рисование ладошкой Упражнять в технике рисования ладошкой.
Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа.
Развивать цветовосприятие Лист ватмана, темно- и светло-зеленая гуашь, салфетки
Май
17 Цветочек радуется солнышку Печатание печатками
из картофеля Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг.
закрепить прием примакивания.
развивать чувство композиции Лист светло-зеленой бумаги, печатки
в форме цветков, гуашь различных цветов, иллюстрации
18 Божьи коровки на лужайке Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков Наклеенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, гуашь