Эльмира
Консультация для родителей «Я — сам, или Кризис трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала воспитатель: Шамсиева Эльмира Г.
Тема: «Я - сам, или кризис трех лет»
проводится по инициативе воспитателя
Цель: формирование у родителей положительного отношения к проявлению самостоятельности ребенка
Задачи:
- учить использовать различные методы и приемы как непосредственно помогать ребенку.
- создание условий для развития самостоятельности ребенка в разных видах деятельности;
Темочки:
- сформировать положительный эмоциональный отклик на предложение выполнить элементарные действия по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек);
- воспитывайте интерес к трудовым действиям, поощряйте желание выполнять их самостоятельно.
Предварительная работа: анкетирование на тему «Самостоятельный ребенок»
Оборудование: игры для развития самостоятельности, памятка для родителей.
План консультации :
1. Приветствие
2. Введение
3. Диагностика
4. Обсуждение
5. Решение проблемных ситуаций
6. Подведение итогов, вручение памятки
-Здравствуйте, Ирина Андреева!
Проанализировав результаты анкетирования, я пришла к выводу, что Вас, как и большинство родителей интересует вопрос как пережить этот сложный для детей и родителей период кризиса трёх лет. Поэтому наша тема для разговора, сегодня посвящена именно этой теме.
Хочу начать наш разговор с вопроса к Вам, как ведет себя Саша когда хочет сделать что-то сам? (ответы родителей)
Да, действительно в этот момент когда ему что-то запрещают делать самому он начинает капризничать, плакать, быть агрессивным. Предлагаю Вам послушать, какое стихотворение написала психолог Л. А. Булдакова, описав кризис трех лет :
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
В этом стихотворении ярко описано, то что думает каждый ребенок, когда родители чрезмерно опекают своего ребенка.
Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Кризис может быть, как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- Ваш ребёнок развивается нормально.
Разберём основные симптомы кризиса – 3 лет.
1. Негативизм – это не просто непослушание. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (им важно сделать именно наперекор тому, потому что это было предложено взрослым)
2. Упрямство – это реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал.
3. Строптивость – это центральный симптом для «кризиса 3-х лет».Она безлична, не направлена на взрослого, а направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Т. е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.
4. Своенравие, стремление к самостоятельности. Ребенок все хочет делать сам и отказывается от помощи взрослого.
Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности. Ребенок очень мал, а ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью – это одно и тоже. Ребенок пытается проявить себя как личность.
-Вопрос от родителя : А как же быть в таких ситуациях?
-Давайте вместе с Вами попробуем решить несколько проблемных ситуаций.
(Проблемные ситуации в приложении) Сначала интересуюсь как бы поступила мама на этом месте, а затем предлагаю свое решение.
Что же делать, как помочь ребенку и себе?
• Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам.
• Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельные попытки ребёнка сделать то, что вы собирались сделать сами.
• Научитесь переключать внимание ребенка. Ребёнок начал капризничать, отвлеките его. Вместо того, чтобы сказать ребё нку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».
• Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не стучи, не катай и т. д.) В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.
• Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.
• В доме создайте такие условия, в которых ребенок в пределах разумного ощущал бы, что он взрослый, а не малыш; расширяйте его права и обязанности.
• В любой ситуации следует проявлять терпимость. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать. Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем – необходимо быть «рядом» с ним.
-Спасибо большое Татьяна Олеговна за проведенную консультацию. Теперь мне стало понятно поведение моего ребенка и что с этим делать.
-Я очень рада, что для Вас эта встреча оказалось полезной. Хочу дать Вам памятку с советами, которые сегодня были мною предложены. Всего Вам хорошего!
Проблемные ситуации:
Ситуация 1.
Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму. Обед. Мише предложили борщ, котлету, компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу компот, -заявляет он решительно, - и еще с котлеткой я люблю картошку». Мама терпеливо объясняет, что нужно есть по порядку: первое, второе, третье, не капризничать, а есть, что дают. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено!» Миша не отступает: «Сначала я буду компот». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает кормить мальчика супом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренная кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется на тарелке. А компот вообще не получишь!» Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть супа на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает две сразу, восклицая: «И за что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот…»
Варианты:
- Мама не должна ставить на стол все сразу;
- Можно частично пойти ребенку на встречу: отпить глоток компота до еды. Не акцентируя на этом внимания: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить».
Ситуация 2.
Леночке три года. Родители заметили, что в последнее время девочка стала капризной. Как только мама уходит из комнаты, чтобы заняться домашними делами, она начинает плакать, прерывает игру и просит, чтобы мама поиграла с ней. Родители пытались повлиять такими словами: «Перестань хныкать! Ты уже большая девочка и умеешь играть одна». Лена отвечала: «Я не люблю одна! С тобой интереснее». Мама: «Если будешь продолжать, я запру тебя в комнате».
Варианты:
- Не бросать домашние дела, а общаться с ребенком в процессе выполнения. Предложить ребенку участвовать в домашних делах, разговаривая с ним, читать стихи, загадывать загадки, обогащать его словарь.
Ситуация 3.
Родители, беспокоясь, ограничивают свободу ребенка. Ему отвели отдельную комнату и не разрешили ходить в другие места (на кухню, в гостиную). Они запретили ему бегать, потому, что он мог упасть и удариться о батарею.
Но любопытные ребенок не смирился со сложившейся ситуацией и стремился в запрещенные места всякий раз, когда мама и папа отвлекались от его персоны. Он боялся быть замеченным, поэтому старался все делать быстро. Каждый раз при этом что-то падало, билось и ломалось. Родители пытались отвлечь его внимание от опасных предметов при помощи сладостей. Когда ребенка начинал интересовать какой-либо запрещенный предмет, они давали ему что-то вкусное.
Сынишка очень быстро это усвоил и стал намеренно создавать подобные ситуации. Только его требования все возрастали: и плакал он все сильнее, и кричал все громче.
Варианты:
- Ребенок должен иметь возможность изучать окружающий мир.
- Успокоить плачущего ребенка можно, отвлекая внимание. Для этого необходимо иметь «неожиданные пустяки» (шарик, колечко, камушек). Отвлечение надо сыграть.
Ситуация 4.
Илюша 3, 5 года с усердием натягивают колготки. Трудное занятие. Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но … наизнанку. Мальчик этого не замечает и продолжает натягивать. Мать прекращает, как она говорит эту «бесцельную возню» быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть колготки сама. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» - «Сиди спокойно не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам». Мама сокрушенно вздыхает: «Когда только научится!»
Варианты:
- Стоит отмечать любые успехи в самостоятельности. Подсказать и предложить свою помощь, чтобы вывернуть колготки на лицо. «В следующий раз получится правильно».
- Набраться терпения. Чтобы воспитать у малыша самостоятельность, родителям необходимо научиться отличать собственные интересы от желаний ребенка.