Малышева Татьяна Владимировна
Консультация «Хореография в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Тема: «Хореография в детском саду»
Педагог хореограф: Малышева Татьяна Владимировна
Занятия хореографией у дошкольников имеют очень большое значение в эстетическом воспитании. Они помогают развитию музыкальности и чувства ритма у детей. В специальных движениях, играх, этюдах и танцах дети целиком воспринимают эмоциональный смысл того или иного произведения. Правильное разучивание танцев вырабатывает у учеников грациозность, подтянутость. Дети принимают вытянутую осанку, легко и свободно двигаются, у них вырабатывается культура поведения.
Публикация «Консультация „Хореография в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Эмоциональное содержание музыки, смена темпов и ритмов, разнообразие движений тела, ног и рук, которые используются в хореографии, способствуют физическому и эстетическому воспитанию ребенка. Чтобы добиться определенных результатов, педагог ставит перед детьми по возможности конкретные задания.
Например: воспитание волевых качеств путем преодоления технических трудностей, укрепления здоровья постановкой осанки ребенка. В своей работе педагог-хореограф обязательно учитывает определенные психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
У дошколят весь костно-мышечный и связочный аппараты еще очень слабые, находятся в стадии развития, поэтому не следует перенапрягать их. У детей этого возраста еще не достаточно развиты стопы (2З°А›, а малыши ставят их почти параллельно.
Разворачивание стоп
с возрастом постепенно увеличивается, что обусловлено соотношением частей тела и центром тяжести. Учитывая это, на занятиях нельзя форсировать формирование выворотности, а следует проводить обучение в невыворотных позициях (1, / /1, Ш). С возрастом ребенка развивается и прыжок. Начиная с 6-7 лет, симметричные движения ног при повторных прыжках сохраняют заданное положение. До 6 лет прыжки следует использовать очень осторожно (имеются в виду прыжки классического танца).
Скорость движений
[/i] зависит от скорости протекания физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате и центральных отделах нервной системы.
Параллельно с возрастом,
развитием ребенка возрастает и скорость походки. В своей работе педагог-хореограф учитывает и не перегружает детей несоответствующими их психофизиологическим возможностям темпами и продолжительностью занятий.
Точность реагирования мышечного напряжения
у детей 7-10 лет еще не велика, а у дошколят — просто мала, как и способность нервной системы к более длительному поддержанию состояния беспрерывного возбуждения нервных центров при статичном напряжении. Поэтому нельзя детей дошкольного возраста ставить в позу на долгое время, как например, занятия у станка в форме, общепринятой для классического танца (экзерсис одной рукой в выворотном положении).
Исходя из этого, педагог помнит что длительная нагрузка во время изучения танца в одном и том же ритме не дается, а чередуется с фазами переключения, обновления и стимуляции моторики в виде более легких мышечных усилий.
У детей дошкольного возраста процессы возбуждения превалируют над процессами торможений. Чувства и восприятие у них развиваются интенсивно и опережают развитие мышления. Доминирует игровой процесс, превалирует мышление в действии, поэтому с 4 лет уместно усилить развитие двигательной активности ребенка с использованием более широкого диапазона четко дифференцированных по возрасту и адекватных задачам методов формирования моторики организма, который быстро растет.
Дошкольники все воспринимают через игру. Сильнейшим способом в развитии, тренировке и деятельности всех функций нервной системы дошколят является игра. В игре они познают жизнь, игровые приемы обостряют у них интерес к объекту, усиливают внимание, мыслительную
деятельность и эмоциональную сферу. Этот период в жизни детей — период развития фантазии и воображения. Они все могут себе красочно представить и легко «войти» в образ.
А. Макаренко говорил о важном значении игры развитии ребенка, как подготовке его к будущей деятельности, о близости игры к труду, поскольку в ней всегда есть рабочее усилие, усилие мысли. Для правильного формирования высшей нервной деятельности ребенка педагог подбирает игровые танцы, соответствующие его возрасту.
ГРУППА 3-5 ЛЕТ.
У этих ребят нервная система еще очень слабая, эмоциональная сфера неустойчивая — они то очень активные, то стеснительные. Они энергичные, любят шуметь, спрашивать, бегать, вместе играть, но и ссориться тоже. Внимание у них тоже неустойчивое, поэтому свои желания они часто меняют, не любят в занятиях однообразия. Хорошо понимают и усваивают содержание игр, заданий этюдов, танцев. Очень любят слушать сказки изображать животных и сказочных персонажей. Психофизиологические процессы развиваются по ходу предметной деятельности. Дети проявляют интерес к результатам своего труда.
Вести себя с ними нужно очень осторожно и чутко. Применять ненужную строгость, наказания не следует.
Говорить тоном приказания : «Выполни сейчас же это!» недопустимо, поскольку быстро исполнить образец педагога они не могут; им нужно спокойно, терпеливо объяснить, как и почему именно это движение нужно выполнить, их нужно заинтересовать.
Во время проявления упрямства со стороны ребенка педагог проявляет не твёрдость, а гибкость, отвлекает внимание ребенка, а позднее направляет снова его на выполнение требуемого задания.
Трудность процесса воспитания для педагога состоит в том, что он выполняет его искусством хореографии, влияние которой на еще не совсем устойчивую эмоциональную сферу ребенка достаточно сильно.
ГРУППА 5-6 ЛЕТ.
Дети этого возраста спокойнее, чем дети 4-5 лет, наблюдательны, послушны, физически крепче, их нервная система и эмоциональная сфера устойчивы. Они проявляют желание учиться, быть в коллективе, находиться в центре внимания. Дети начинают понимать причины и связи между явлениями, обобщают явления, логически выражают мысли. Художественное восприятие становится глубже, привычки-стойкими, усиливается слух, чувство ритма, движения становятся точнее и увереннее, укрепляется костно-мышечный аппарат. Это дает возможность лучше развивать бег, прыжки, ходы, шаги, которые составляют двигательную основу танца. Психологические и физиологические сдвиги позволяют увеличить длительность игр, этюдов, танцев, хороводов и давать большую мышечную нагрузку, чем в предыдущей группе.
К 5-6-летним детям педагог может предъявить четкие требования, ставить конкретные задания к цели мягким, но более настойчивым тоном, который ясно дает понять, что нужно выполнить задание.
В этом возрасте уделяется значительное внимание воспитанию самостоятельности, активности, воображении, фантазии, творчеству. Педагог внимательно следит за развитием каждого ребёнка, своевременно отмечает, какие качества у него развиты слабо, дает задания, которые помогли бы развить их.
В заданиях, этюдах, танцах даю больше самостоятельности, инициативы, увеличиваю количество
сольных выступлений, создаю атмосферу для полного проявления своих желаний и возможностей.
Дети 5-6 лет чувствуют пространство, ориентируются в нем, образное мышление у них быстро развивается, происходит осмысленность движений.
Хотя дети 5-6 лет послушнее, чем 4-5 летки, но они требуют большего внимания и педагогического мастерства.
ГРУППА 6-7 ЛЕТ.
Эти дети очень энергичны. Постоянно находятся в движении: бегают, вертятся. Сидеть спокойно очень трудно им. Их эмоциональная сфера обогащается, но она еще нестойкая; углубляются чувства, но дети еще не научились владеть ими, наоборот, чувства подчиняют их себе. Любая первая неудача омрачает их. Дети охотно за все берутся, начинают, но не всегда доводят до конца дело, легко отвлекаются. Черновую и неинтересную работу не любят, зато стремятся быть в центре внимания, показать свои достижения и с нетерпением ожидают оценки своей работы. Со сверстниками чувствуют себя комфортно.
У детей этого возраста расширяются представления о том, что нужно сделать для правильного исполнения движения, танца. Они могут направлять и проявлять сами себя. Становятся внимательными к качеству исполнения задания и лучше понимают художественную форму, смелее управляют своими движениями в различных темпах. У них развивается абстрактное мышление, работа подсознания, роль которого в познавательной деятельности очень велика.
Основным Методом остается игровой, но ставятся более высокие требования к качеству и самостоятельности работы. Вводя в обучение облегченные приемы экзерсиса классического танца (не нарушая мышечный аппарат,становится возможным поднять уровень воспитания танцевальной культуры на необходимый эстетический уровень.
ЛИТЕРАТУРА :
Раевская Е. ‚ Соболева Г., Ушакова З. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» М. 1961 г.
Г. Березова «Хореографическая работа с дошкольниками»
Киев «Музыкальная Украина» 1989 г.
Ильина Г. А. «Особенности развития музыкального ритма у
Детей» реферат, К. 1961 г.
«Система эстетического воспитания в детском саду» под
редакцией Ветлугиной Н. А. ‚ М., 1962 г.