Ольга Елина
Конспект занятия по дифференциации звуков Ш-Ж (старшая группа)
▼ Скачать
Цель: закрепление пройденного материала, дифференциация звуков Ш-Ж.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить навык различения звуков «ш»-«ж», в слогах, словах, фразах,
в связной речи;
- упражнять детей в умении выделять звуки «ш», «ж» на фоне, слога, слова;
- закреплять умение определять позицию звука в слове;
- закреплять графический образ буквы;
- упражнять в моделировании букв Ш, Ж.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков Ш-Ж (старшая группа)» размещена в разделах
- развивать общую моторику;
-развивать тонкую моторику пальцев рук;
- развивать внимание, мышление,память.
Коррекционные:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
-продолжать формировать звуко-буквенный анализ и синтез слов;
- учить слоговому анализу слов.
Воспитательные:
-воспитывать умение слышать речь взрослого и слушать друг друга;
Оборудование: воздушные шары-6шт, мяч, разноцветные пробки, карточки с изображением птиц (по количеству детей, предметные картинки (лягушка, кошка, мышь, жираф, ежик шапка, мольберт, графическое изображение букв Ш, Ж, картон, песок, пластилин, камешки, пуговицы, видеоазимут, магнитафон, подставки.
Предварительная работа: разучивание физминутки, разучивание зрительной гимнастики, изучение звуков «ш», «ж», выкладывание букв из различных материалов
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Дети стоят полукругом в центре группы.
Логопед. Здравствуйте дети!
Дети. Здравствуйте!
Логопед. Давайте в начале нашего занятия выполним зрительную гимнастику подготовим глазки к работе.
Дети выполняют зрительную гимнастику совместно с логопедом
Зрительная гимнастика
В группу к нам жук влетел, Грозят пальцем
Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж-ж»,
Вот он вправо полетел, Указывают рукой направление и
прослеживают взглядом
Каждый вправо посмотрел.
Вот нон влево полетел
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, Правой рукой направление
движения к
носу со стороны
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился. Направление движения вниз и
приседание
Зажужжал и закружился Делают вращательные движения
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. руками типа волчка и встают
Жук, вот правая ладошка, Поочередно протягивают руки
Посиди немножко. И смотрят на них
Жук вот левая ладошка,
Посиди немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел. Поднимают руки вверх и смотрят
На носочки мы привстали, приподнимаются и вытягивают руки
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно Хлопки над головой
Хлоп-хлоп –хлоп,
Чтобы улететь он смог. Имитируют полет жука и садятся
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. на стульчики.
2. Сообщение темы занятия.
Психогимнастика «Шарики»
Логопед вносит два шарика один желтого цвета (он улыбается, второй фиолетового (он грустит). Дети рассматривают шарики, логопед просит детей изобразить те эмоции, которые на шариках. Дети изображают улыбку и грусть
Логопед. Дети давайте назовем какой шарик нам улыбается.
Дети. Желтый шарик.
Логопед. Назовите какие первые звуки в названии шарика.
Дети. Звук «ш», и «ж».
Логопед. Хорошо давайте вспомним и дадим характеристику этим звукам.
Дети дают характеристику звукам «ш», «ж».
Звук «Ш»- согласный, твердый, глухой.
Звук «Ж»- согласный, твердый, звонкий.
3. Развитие фонематического восприятия.
Дидактическая игра «Топни, хлопни»
Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру «Топни, хлопни».
Я буду произносить слоги и слова, а вы если услышите звук «ш»-хлопайте,
Если звук «ж»- топайте.
Логопед называет ша-жа. шу-жу, жо-шо, жук, шуба, кошка, ежик, карандаш,
жираф.
Дети выполняют задание.
Логопед. Ребята, давайте вместе со мной произнесем слоги и слова, выделяя голосом звуки «ш», «ж».
4. Произношение звуков в словах. Развитие фонематических представлений.
Дидактическая игра «Измени звук»
Логопед вносит мяч.
Логопед. Дети сейчас мы поиграем в игру «Измени звук» я вам буду бросать мяч и называть слова со звуком «Ш» или «Ж», а вы должны будете бросить мне мяч обратно и заменить звук «ш» на «ж». Например, шар-жар.
Логопед. Уши.
Дети. Ужи.
Логопед. Лужа.
Дети. Луша.
Логопед. Шить.
Дети. Жить.
Дети садятся за столы. На столах лежат карточки с изображением птиц, пробки синего цвета.
5. Определение места звука в словах.
Логопед. Дети перед вами на столах карточки с изображением птиц, при помощи этих карточек мы будем определять место звуков в словах. Если звуки
«ш» или «ж» находятся в начале слова то вы ставите пробку синего цвета на голову птице, если в середине то на туловище, если в конце слова на хвост.
Логопед называет слова жираф, шапка, кошка, карандаш, желудь.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы все хорошо справились с заданием.
6. Слоговой анализ слов.
На столах у детей предметные картинки в названиях, которых есть звуки «ш», «ж».
Дидактическая игра «Разноцветные пробки»
Логопед. Ребята, посмотрите у вас на столах картинки вы должны будете называть то, что изображено на них и определить количество слогов в слове,
столько же нужно прикрутить разноцветных пробок на подставку.
Дети. Жираф. В слове жираф два слога.
Дети выполняют задание.
7. Звуковой анализ слова с помощью воздушных шариков.
Дети встают из-за стола, подходят к мольберту.
Логопед. Послушайте я загадаю вам загадку, на мольберте появится отгадка.
Черен да не ворон
Рогат да не бык (жук)
Дети. Жук.
Логопед. Посмотрите на мольберт вот и отгадка (появляется картинка с изображением жуков) давайте посмотрим и правильно назовем кто здесь изображен.
Дети. Жуки.
Логопед. Дети посмотрите вот воздушные шары (указывает на шары в подставке, при помощи их будем выполнять звуковой анализ слова жуки.
Дети называют каждый звук в слове жуки и выбирают соответствующий шарик по цвету.
Дети. Звук ж согласный, я выбираю синий шарик.
8. Динамическая пауза «Жук»
Дети становятся в круг. Выполняют движения.
На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом
Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.
Низко -низко наклоняюсь.
9. Закрепление графического образа букв Ш, Ж.
Дети садятся за столы.
Логопед. Ребята давайте вспомним какие буквы соответствуют звукам «ш», «ж».
Дети. Буква Ш. Буква Ж.
Логопед показывает графическое изображение букв.
10. Пальчиковая гимнастика (составление слов Жук, Шар из пальцев).
Логопед. Дети давайте из пальчиков построим слова жук, шар.
Дети выполняют, сначала строят слово жук, затем шар.
11. Моделирование букв из различных материалов.
Логопед. Перед вами на столе у каждого лежат материалы из, которых вы должны выложить букву Ш или Ж.
Звучит тихая музыка дети моделируют буквы из песка, пуговиц, пластилина,
камешек.
12. Итог занятия.
Логопед спрашивает, что им больше всего понравилось.