Ирина Щепкина
Конспект занятия по краеведению «Что Родиной моей зовётся?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по краеведению
Цель: Познакомить детей с государственной символикой России, Тимашевского района. Закреплять знания детей о своей Родине, о подвигах наших земляков в Великой Отечественной войне.
Задачи: Уметь находить и показывать свою страну, её столицу на карте мира, глобусе, свой край и район на карте России. Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, уважение к своему народу, его традициям. Воспитывать бережное отношение к Родине, умение защитить её в любую минуту.
Оборудование
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Что Родиной моей зовётся?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Карта мира, глобус, плакаты с изображением Российского флага, герба, карты Росси и краснодарского края, плакаты с изображением флага и герба Тимашевского района.
2. Фотографии братьев Степановых и Епистиньи Фёдоровны, фотографии дома-музея семьи Степановых.
3. Прямоугольные полоски разных цветов для дидактической игры «Собери флаг».
4. Составные части герба для дидактической игры «Собери герб».
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение «О Родине» :
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!
Воспитатель: Дети, о чём говорится в стихотворении? Да, эти стихи о нашей замечательной Родине – России. Россия – это край, где мы родились, где мы живём. Это наш дом, это всё то, что нас окружает. «Россия…» Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то! Чудесна природа России! Лесистые горы, голубые озёра, быстрые реки. На голубой планете Земля очень много стран, одна страна от другой отделена границей. Народы разных национальностей живут на планете. У них различный цвет кожи, свои обычаи, песни, танцы, музыка, сказки, и говорят они на разных языках. Мы с вами русские, и говорим на русском языке. У каждой страны есть своя символика, свои отличительные знаки. Это: флаг и герб.
Рассматривание флага.
Воспитатель:
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище. Как называется палочка флага?
Ребё нок:
– Древко.
Воспитатель:
– Из скольких полос состоит флаг?
Ребё нок:
– Из трёх.
Воспитатель:
– На что похожа белая полоса?
Дети:
– На белые ромашки, белый снег, белоствольную берёзу.
Воспитатель:
– Белый цвет означает мир и чистоту совести! А синий цвет что напоминает?
Дети:
– Синее небо, цвет воды в реке, озере, синие незабудки.
Воспитатель:
– Синий цвет означает верность и правду! А что напоминает вам красный цвет?
Дети:
– Красную гвоздику, огонь, красное солнышко.
Воспитатель:
– Красный цвет означает огонь и отвагу.
Издревле на Руси почитались (нравились) такие цвета, как красный, белый, синий. Из тканей таких цветов шили лучшие наряды: голубые и красные сарафаны, белые блузы и рубахи. Красными и синими нитками вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани, вышитыми изделиями украшали крестьянские избы. Поэтому не случайно белый синий и красный цвета стали цветами государственного флага России.
Воспитатель: Мы с вами живём в Краснодарском крае в Тимашевском районе. Дети показывают на карте России наш край, а затем на карте Краснодарского края наш район.
Воспитатель: У каждого района нашего края есть свой флаг, давайте рассмотрим флаг Тимашевского района.
Рассматривание флага.
Воспитатель: На флаге Тимашевского района изображён золотой орел – символ обороноспособности и вековых традиций, несущий сквозь века шашку, как главную ценность казачества. Золотой цвет – символ высшей ценности, величия, богатства, прочности, силы, великодушия. Скажите дети, как вы думаете, что символизирует пурпурный цвет нашего флага?
Дети: Красный цветок, огонь, красное солнышко.
Воспитатель: Пурпурный (малиновый) цвет нижнего поля – символ достоинства, славы и почета, а также цвет, традиционно означающий черноморских казаков, основателей Тимашевского куреня. А что обозначает синий цвет на нашем флаге?
Дети: Синее небо, цвет воды в реке, озере, синие незабудки.
Воспитатель: Голубой (лазоревый) цвет верхнего поля служит символом величия, красоты, преданности, истины, чести и добродетели. Скажите, дети, что обозначает белая волнообразная линия на флаге?
Дети: Белая ленточка, ручеёк.
Воспитатель: Белая волнообразная линия– символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира, говорит о богатстве водных ресурсов (рек) района.
Воспитатель: Дети, мы с вами рассмотрели два флага – флаг России и флаг Тимашевского района, а теперь давайте поиграем: проводится игра «Собери флаг» (из разложенных частей один ребёнок собирает флаг России, второй – Тимашевского района. Игра проводится 2-3 раза).
Воспитатель: Ещё один символ нашей страны- герб – это отличительный знак России. Что он представляет?
Ответы детей.
Воспитатель:
– Да, это красный геральдический щит на фоне которого изображён воин всадник в синем плаще на белом коне. Кого убивает воин?
Ответы детей.
Воспитатель:
Воин копьём убивает змея, а конь топчет его копытами. Также мы видим двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентами. В правой лапе орла– скипетр, а в левой – держава. На груди орла в красном щите “серебряный всадник”, в синем плаще на серебряном коне. Герб устанавливают на границе, чтобы туристы, гости видели, что здесь начинается Россия. Герб устанавливается не только на границах разных стран, но и на границах разных районов одной страны. Так, при въезде в наш Тимашевский район, тоже установлен герб. Давайте его рассмотрим.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что обозначает золотой летящий орел с золотой же казачьей шашкой в лапах?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это символ обороноспособности и вековых традиций, несущий сквозь века шашку, как главную ценность казачества.
Воспитатель: А что символизирует голубой цвет на нашем гербе?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, голубой цвет верхнего поля служит символом величия, красоты, преданности, истины, чести и добродетели.
Воспитатель: А что символизирует пурпурный (малиновый) цвет на нашем гербе?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, пурпурный (малиновый) цвет нижнего поля – символ достоинства, славы и почета, а также цвет, традиционно означающий черноморских казаков, основателей Тимашевского куреня. На этом малиновом фоне мы видим обращенную сидящую пожилую женщину, сопровождаемую справа и снизу изогнутым золотым колосом из 9 парных зерен. Сидящая женщина-мать – символизирует Епистинию Федоровну Степанову, вырастившую девять сыновей, отдавших жизни в борьбе с фашизмом. Изогнутый колос – символ хлеборобской славы, с девятью парными колосками – символ девяти сыновей матери Е. Ф. Степановой, не вернувшихся с войны.
Воспитатель рассказывает детям о семье степановых и показывает фотографии:
Епистиния Фёдоровна родилась на Украине, но с детских лет жила на Кубани. У нее было редкое имя – Епистиния. В переводе с греческого - «знающая». Вместе с родителями, гонимыми нуждой, приехала на Северный Кавказ. Здесь вышла замуж за крестьянского парня Михаила Степанова. 15 детей было в их семье. Четверых еще до революции скосили болезни, голод.
В 1918 году белогвардейцы зверски убили старшего сына Александра. Ему было тогда семнадцать.
Тяжело переживала утрату Епистиния Федоровна. Дети Епистинии Федоровны росли дружными, работящими, веселыми. Их любили на селе.
Но в двери материнского дома уже стучалась война. В 1939 году в боях на Халкин-Голе, в братской Монголии, выполняя интернациональный долг, погиб Федор.
В годы Великой Отечественной войны на фронтах, в партизанских отрядах, в фашистском концлагере погибли сыновья Павел, Василий, Иван, Илья, Филипп. Самому младшему, Александру, за мужество и воинскую доблесть, проявленные при форсировании Днепра в 1943 году, было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. Получила мать «похоронку» и на сына Николая. Но в августе 1945 года он вернулся из госпиталя, долго болел, умер от ран. Сильное, мужественное, героическое сердце было у Епистинии Федоровны Степановой.
Воспитатель: Дети, мы с вами рассмотрели два герба – герб России и герб Тимашевского района, а теперь давайте поиграем: проводится игра «Собери герб» (из разложенных частей один ребёнок собирает герб России, второй – Тимашевского района. Игра проводится 2-3 раза).
Подведение итогов занятия.