снежана листопад
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Что и кто вкусней всего на свете»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Подвести детей к пониманию связей организмов со средой обитания, осознания экологического равновесия.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Закрепить знания детей о взаимосвязи растений и животных тундры.
2. Сформировать представление о пищевой зависимости обитателей тундры.
3. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в тундре.
4. Развивать логическое мышление, умение работать по моделям и схемам.
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „Что и кто вкусней всего на свете“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
МАТЕРИАЛ: Меню, 3 фланелеграфа, с набором картинок растений и животных, иллюстрации зверей (лисы, зайца, росомахи, лемминга, песца, волка, горностая, ласки); Экологические кубики «Пищевые цепочки тундры».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение за растениями на прогулке летом и осенью.
Чтение художественной литературы: В. Клюев «По законам живой природы», Н. Сидоров «Почему ёж и змея поссорились», В, Танасийчук «Цепочки в лесу», Л. Толстой «Зачем нужны мыши», «Что случилось в парме» (сказка, придуманная детьми). Беседы: «Твоя любимая пища», «Кто, что ест в тундре». Рассматривание иллюстраций с изображением растений и животных тундры.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1 часть
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в кафе «Ням-Ням». Повар кафе - сама Природа. Как вы думаете, какие блюда будут сегодня в меню? (мнения детей) Вот и меню, посмотрим, правильно ли оно составлено для обитателей тундры?
2 часть
На первой странице меню изображена растительная пища (карликовая берёзка, ягель, полярная ива, грибы, ягоды, разнотравье, пушица, осока, мятлик, дриада).
Воспитатель: Ребята, для кого приготовлены эти блюда?
Дети называют травоядных зверей.
Воспитатель: Да, вы правильно назвали зверей, которым подходит это меню.
На следующей странице меню изображено: гамбургер из лемминга, бутерброд с полёвкой, рагу из пищухи; заячья отбивная.
Воспитатель: Для кого приготовлены эти блюда?
Дети: Эти блюда приготовлены для хищников.
На третьей странице меню изображены горячие блюда из ласки, горностая, лисы, песца.
Дети: Это пища для крупных зверей - хищников тундры.
3 часть
На 1 фланелеграфе расположены карточки с изображением растений.
На 2 фланелеграфе – с изображением травоядных животных.
На 3 фланелеграфе – с изображением мелких хищников.
В кафе «НЯМ-НЯМ» пришли посетители: лиса, заяц, росомаха, лемминг, олень, пищуха, полёвка, песец, волк, горностай, ласка.
Воспитатель: Ребята, найдите животных, которые питаются растительными блюдами.
Дети размещают травоядных зверей на первом фланелеграфе.
Воспитатель: Природа накормила травоядных зверей. Выложим цепочку на первом фланелеграфе по схеме: Пища - зверь.
Пушица - лемминг.
Осока - полевка.
Ягель - олень.
Грибы - заяц.
Мятлик - пищуха.
Воспитатель: Ребята помогите Природе накормить пищей травоядных животных. На втором фланелеграфе продолжим цепочки по схеме: растение – травоядный зверь - хищник
Пушица - лемминг - песец
Осока - полёвка - ласка
Ягель - олень - волк
Грибы - заяц - росомаха
Мятлик - пищуха - горностай
Повар Природа накормила хищников.
Воспитатель: Поможем Повару найти хищников, которые питаются мелкими хищниками, и продолжим цепочку:
Осока - полевка- ласка- песец
Мятлик - пищуха - горностай - росомаха
Пушица - лемминг - песец - волк
Вывод: В кафе «Ням - Ням» повар Природа готовит правильные блюда, и правильно составлено меню: растения кормят травоядных, травоядные кормят хищников, мелкие хищники кормят крупных хищников.
Физминутка:
Зайка шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз - грибок.
Два - грибок.
Три - грибок.
Положил в кузовок.
Дидактическая игра: Экологические кубики «Пищевые цепочки тундры».
Волк лиса песец волк
Олень песец горностай ласка
Ягель лемминг пищуха полёвка
Пушица мятлик осока
4 часть.
Воспитатель: В кафе должна быть пища для всех. Ребята, вы хотите покушать? Что вы выберите из этого меню?
Дети: Грибы, ягоды, лекарственные растения.
Воспитатель: Человек может взять в тундре только растения или и другие живые объекты, пригодные для себя?
Дети: Может взять птиц, они дадут мясо и перо; зверей, они дадут мех и мясо. Может взять рога оленя для изготовления лекарства.
Воспитатель: Человек очень умный, может охотиться на любое животное в тундре, но человек должен помнить, что в тундре нужно брать всё в меру. Нельзя собирать все грибы, ягоды, собирать много лекарственных растений, вырывая их с корнями. Нельзя ловить птиц и зверей, занесённых в Красную книгу.
Всё имеется у нас на потом и на сейчас:
Тундра, реки и леса,
Только жадничать нельзя.
И достанется тогда
Всем, всего и навсегда!
Дидактическая игра: «Какое блюдо лишнее». Задание: Убрать лишнюю карточку из предложенных цепочек питания:
Ласка, брусника, подберезовик, ягель.
Белый гриб, морошка, сыроежка, лемминг.
Ласка, горностай, заяц, мятлик.
Дидактическая игра «Что будет, если.»
Если исчезнут в тундре травы.
Если исчезнут лемминги.
Если исчезнут волки.
Вывод: В тундре всё должно быть в меру. А когда и растений и травоядных, и хищников в достатке, тогда все сыты. Это - пищевое равновесие.
Звериный урок
А теперь скажите дети, что вкусней всего на свете?
Говорит лисё нок: «Жирный лемминжонок»;
Говорит волчонок: «Хвостики мышиные»,
А мышонок слушал в арке,
Чуть живой, и на всякий случай
Спрятал хвостик свой.