Елена Чипизубова
Телесно-ориентированная игра как средство гармонизации детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
«Счастье – это когда тебя понимают», - написал в своём сочинении один из героев кинофильма «Доживём до понедельника».
Такая простая мечта, скажут многие. Однако зачастую, живя в благополучных семьях, дети не чувствуют себя до конца счастливыми. Конечно их любят: за ними ухаживают, им покупают, всесторонне развивают. Но только ли это может сделать ребёнка счастливым?.
Попробуем вспомнить, с каким багажом приходит ребёнок в этот мир. В первую очередь - это тело, которое всё ещё помнит ощущения перинатального, родового периодов. Тело крошечного малыша обладает памятью, и оно готово к новым впечатлениям, контактам, открытиям, накапливая свои опыт и знания о мире и о себе. Познание окружающего мира происходит с помощью трёх «языков», понятных ребёнку. Это языки интонаций, эмоций, прикосновений. И конечно, появившись на свет, ребёнок впервые вступает в разговор со своей мамой, формируя базовое доверие к жизни. И по прикосновениям, эмоционально окрашенным интонациям малыш чувствует: понимают, принимают его или нет.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Удивительно, что ребёнок практически всё дошкольное детство в общении с окружающими продолжает пользоваться этими понятными для него тремя языками, несмотря на интенсивно развивающуюся речь. Однако взрослые (педагоги, родители, «развивая» малыша, в основном общаются с ним с помощью слов. Можно ли говорить в этом случае о полном взаимопонимании между взрослым и ребёнком?. А ведь общаясь с миром, маленький человек сталкивается с переживанием не только позитивных эмоций. В этом случае тело ребёнка ждёт прикосновений, означающих: «я тебя понимаю, я тебя принимаю, я тебя очень люблю и мы вместе».
Наше дошкольное учреждение предлагает родителям пообщаться со своими детьми на одном языке. Для этого была разработана серия занятий с элементами телесной терапии для детей и взрослых. Все занятия со сказочным сюжетом. Сказка понятна ребёнку. Там возможны любые превращения. Это игра, в которой можно «примерить» любые роли, переживая эмоции разных героев. И здесь, когда у главных героев действа наружу выходят чувства страха, тревоги, неуверенности, на помощь приходит не психолог, а очень близкий и родной человек.
Перед каждым занятием с родителями проводится мини–тренинг, на котором проигрываются все телесно–ориентированные упражнения, объясняются их цели, раскрывается сюжет. Эти сказочные мероприятия желательно проводить малыми подгруппами, так как эмоции, которые переживают дети и родители очень интимны. Важно, чтобы сразу после занятия малыш не расставался с родителем и ушёл с ним домой, а не оставался наедине со своими чувствами в детском саду.
Мы предлагаем Вам одно из таких занятий, в надежде, что эта форма работы с семьёй приблизит взрослых к пониманию и принятию детских переживаний. «Мы думаем, что любовь –это чувство, но она -действие» -один из тезисов Матери Терезы. Так не начать ли нам действовать, милые взрослые?.
Упражнение «Волшебные палитры».
Родители «раскрашивают» своих детей, нежно прикасаясь к ним кистями. Здесь важно учитывать цветовые предпочтения ребят.
Упражнение «Театр прикосновений».
Дети спят и чувствуют как кто–то к ним нежно прикасается. Скоро они проснутся и увидят своих родителей в образе добрых волшебников.
Упражнение «Волшебное озеро» или «Мы любим тебя».
Все встают по кругу – это Волшебное озеро, которое шепчет волшебные
слова. Любой желающий может искупаться в этом озере. Он должен встать в середину круга, остальные одновременно подходят к нему, гладят сголовы до ног и шепчут: «Мы любим тебя» или «Мы рады тебе».
«Точка, точка, запятая» - развитие у детей культуры тактильных взаимодействий, формирование доброжелательного отношения к окружающим.
Играющие стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делает легкие похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам, голове, животу, коленкам, щиколоткам и т. д. (точки придумываются и меняются на ходу). Остальные участники игры должны точно копировать движения ведущего. Роль ведущего передается друг другу по очереди.
«Самомассаж мышц головы, лица, шеи»
Мы потрём сначала руки – раз – два- три – нам не до скуки. Мы пошлёпаем свой лоб – шлёп – шлёп – шлёп! а затем пощиплем щёчки и на них поставим точки. После мы погладим ушки, доберёмся до макушки. Голову свою погладим, с головой своей поладим. Голова у нас на шее, и её погладь скорее! Так мы занимаемся – здоровья набираемся!
«Мы умылись!» Утром глазки мы открыли, их водичкою умыли (поглаживаем веки) А потом умыли лоб (поглаживаем лоб) И легонько его хлоп! (похлопывание) А теперь помоем щёчки. (поглаживание) Пусть алеют, как цветочки! Пусть алеют наши губки, («чмокают» губами) Пусть белеют наши зубки, (щёлкают зубами) Нам осталось причесаться! (Гладят себя по голове) Мы готовы заниматься!
Упражнение «Рисование»
Можно просто рисовать различные картинки или цифры, буквы на теле (спине, животе, ногах, руках, пяточках или ладошках) ребенка пальцами или различными предметами (кисточками, обратной стороной карандашей, перышками и т. д. Ребенок постарше может отгадывать ваше изображение.