Галия Шаймарданова
Технология «Загадка дня» в программе «Продетей»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка дня – это одна из необходимых методик программы «ПРОдетей», основной целью которой является вовлечение детей в образовательный процесс. Практическое использование технологии позволяет занять детей решением загадки с самого утра. При этом воспитатель может спокойно встречать детей в приемной, пока остальные занимаются у стенда с загадкой.
Публикация «Технология „Загадка дня“ в программе „Продетей“» размещена в разделах
Стенд с загадкой можно расположить в приемной, в группе около входа или в центре группы. Главными условиями для выбора расположения стенда должны быть – свободный доступ для решения загадки большому количеству детей, а также наличие своего закрепленного места. Таким образом, расположение стенда в каком-либо центре активности неприемлемо.
Сама загадка представляет собой карточку, на которой написан вопрос стандартным текстом и есть опорные картинки. Такой вариант исполнения подходит для старшей и подготовительной группы. Для среднего и младшего возраста вопрос загадки должен быть сформулирован с помощью опорных картинок, схематичных изображений знаков (стрелочки, линии, знаки препинания). В загадке есть только два варианта ответов – правильный и неправильный, или вопрос должен логически отвечать на ответ «да» либо «нет».
Загадка дня составляется таким образом, что, глядя на рисунок, ребенок без помощи взрослого должен понять её смысл и ответить на вопрос загадки самостоятельно или же с помощью сверстников. При этом, ребенок должен иметь возможность проверить правильность своего решения. Поэтому необходимо предоставлять опорные материалы: энциклопедии, журналы, фотографии, измерительные приборы, инструменты, то есть всё то, что поможет ребенку найти ответ на вопрос. Материалы должны быть в доступе около стенда, их можно положить на столик.
Процедура выглядит следующим образом. Дети входят в помещение группы, находят карточки со своими именами и подходят к месту, где вывешена сегодняшняя «загадка». Дети помещают карточки с своими именами под тем ответом, который считают правильным или прикрепляют прищепки со своими именами на ленты около верного ответа. Когда ребенок затрудняется в ответе на вопрос, помогаем найти ответ. При этом мы не просто подсказываем правильный ответ, а предлагаем воспользоваться той или иной стратегией. Например, на вопрос «У тебя есть косички?» ребенок может подойти к зеркалу, которое расположено недалеко от стенда, и проверить правильность своего ответа. Или «загадка» на закрепление знаний о геометрических фигурах. «Из чего можно сложить прямоугольник?», рядом с «загадкой» располагаем стол с плоскостными геометрическими фигурами, из которых ребенок может собрать заданную фигуру, тем самым проверить верность своего ответа (фото 1, 2). Во время утреннего или вечернего группового сбора обсуждаем с детьми варианты их ответов.
Загадка дня может быть введением в новую тему недели, может закреплять знания по пройденной теме. Данная технология также может быть использована в качестве экспресс-диагностики степени усвоения детьми конкретных понятий.
В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач метод загадок применяют для закрепления различного содержания, например:
при развитии речи и обучении началам грамоты:
- формирование обобщений/категорий (домашние животные, одежда, транспорт и др.);
- формирование фонематического слуха (рифма, начальный звук в слове); знакомство с буквами (соотношение буквы и звука, строчные и прописные буквы);
при формировании математических представлений и логического мышления:
- формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с цифрами для обозначения чисел);
- формирование навыка счета; знакомство с плоскими геометрическими фигурами и трехмерными телами (составление из частей, пространственные преобразования);
- нахождение закономерностей (продолжение ряда, определение лишнего в группе) [1].
Методика помогает закреплению детских представлений во всех образовательных областях – в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим миром и т. д. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки, советуются между собой, учатся самостоятельно искать ответы на поврос.
Дети также учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов. Усвоение детьми новых слов, действий и понятий зачастую требует многократного их повторения, желательно в различных контекстах. Обычно воспитатель организует такое повторение, работая с целой группой детей. Понятно, что при этом трудно поддерживать длительную вовлеченность ребенка в выполнение задания. Данный метод помогает решить эту проблему, так как разгадывание загадок обычно вызывает повышенный интерес у ребенка и представляет собой хороший контекст для последующего развития у него саморегуляции [1].
Список литературы:
1. ПРОдетей : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова. Москва: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. 136 с.
2. Про жизнь и «ПРОдетей» в детском саду: практика реализации программы, ориентированной на ребенка/ Е. А. Сергеева, Е. В. Трошина – «Образовательная панорама»-научно-методический журнал. 2022. №1 (17). С. 86-90.
3. «Работающие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды/ Коновалова Е. М., Кузнецова Е. А. Управление развитием образования. 2022. № 2. С. 87-89.