Галина Пищулина
Технология сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Технология сохранения и стимулирования здоровья.
Ум на кончиках пальцев.
Методика Новиковской О. А.
Цель: развитие мелкой моторики.
Описание технологии
Публикация «Технология сохранения и стимулирования здоровья, Пальчиковая гимнастика» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Развивать мелкую моторику рук нужно с самого раннего возраста. Лов-кость маленьких пальчиков напрямую связана с мозговой деятельностью ма-лыша. Малыши, у которых лучше развита координация, лучше осваивают речь, учатся рассказывать и пересказывать. Поэтому детям полезна ПАЛЬ-ЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, которую они очень любят, дети с удовольстви-ем выполняют нетрудные упражнения.
Их очень легко и просто можно провести в домашних условиях. Здесь не требуется специальное оборудование или педагогическое образование. Достаточно вспомнить какое-нибудь стихотворение или песенку и начинать заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой. Здесь можно использовать любые движения и жесты рук малыша.
Увлекательные пальчиковые игры можно проводить с различными предметами. Можно катать между ладошками маленький мячик или то же самое проделывать с палочкой либо с карандашом. Малыш станет внима-тельнее, если во время игры изменять тембр голоса: выше или ниже, тише или громче. Все слова стихотворения или песенки следует говорить четко, при этом смотреть на ребенка, чтобы он мог видеть лицо и считывать речь взрослого. Такие занятия должны длиться от пяти до семи минут ежедневно.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движения, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывается усидчивость. Это прекрасный стимул для разви-тия творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фан-тазию. Если регулярно заниматься с малышом, его пальчики постепенно ста-нут более ловкими и подвижными, а движения точными и слаженными.
Применение технологии
В своей практике использую пальчиковые игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Чем больше внимания уделяем кистям малышей, разминаем пальчики, тем активнее у них развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Детям очень нравятся пальчиковые игры. Кроме того, что они забавляют малыша, они активизируют речевое развитие, память, мышление. При этом достаточ-но просто самим показывать движения и говорить текст песенки, потешки, стиха, а малыши будут повторять.
Массируем пальчики.
1. Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит и интеллектуальных способностей ребенка, потому что массируя пальцы мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Основные приемы:
поглаживание,
разминание,
растирание,
вибрация.
Проводим массаж ежедневно или через день продолжительностью 3 мин.
2. Гимнастика для пальцев.
Такой самомассаж усилит кровообращение в кистях рук. Веселые и полезные игры для ладошек и пальчиков :
хлопки,
сжимание и разжимание предметов,
потирание ладоней одна о другую,
перекатывание карандаша,
постукивание кончиками пальцев по столу.
3. Игры с элементами самомассажа.
Что бы массаж и гимнастика не стали скучной процедурой для детей, пре-вращаю их в игру – читаю стихотворение или потешку, сопровождая слова движениями рук. Повторяя эти действия, дети с удовольствием включаются в веселые игры.
«Веселые ладошки» сажусь с ребенком на ковер напротив друг друга, но-ги широко расставлены. :
Хлоп (хлопаем в ладоши)
Раз (ударяем по коленям)
Еще (хлопаем в ладоши)
Раз (ударяем по коленям)
Мы похлопаем сейчас (хлопки в ладоши)
А теперь скорей-скорей!
Шлепай-шлепай веселей.
(наклонившись вперед, шлепаем в ладони по ковру)
Пальчики играют.
1. Потешки на ладошке.
Такие игры всегда любимы детьми. Во время игры развиваются внима-ние, любознательность, доставляют много приятных минут детям и взрос-лым. Использую в своей работе картотеку пальчиковых игр со стихами и движениями автора Ларисы Ивановой. Выставляю их для родителей – обу-чаю таким образом играм в семейном кругу.
2. Игры с мелкими предметами.
Малышам нравится перекладывать предметы, вынимать и высыпать, играть с пуговицами, с мелким конструктором, с бутылками с завинчивающимися крышками, с заводными механическими игрушками, с волчками. Благодаря таким забавным играм с предметами различной величины, ручки малыша становятся более умелыми и ловкими, а движения более координированны-ми.
3. Пальчиковые игры.
Эти забавные игры учат маленьких детей копировать движения пальцев взрослых, а так же запоминать слова. Детям помогут совладать со своими не всегда послушными пальцами, развивать координацию движения рук, а зна-чит, готовиться к предстоящему обучению письму. Играя со своими пальца-ми, дети узнают много нового об окружающем их мире, знакомятся с рус-ским фольклором и расширяют свой словарный запас. Пока малыш склады-вает пальчики, наблюдая за взрослым, можно еще раз зачитать стишок. Такие игры я применяю в образовательной деятельности: занятия, физминутки, бодрящая гимнастика, утренняя гимнастика.
4. Внимательные пальчики.
«Решили пальчики посоревноваться, кто из них самый внимательный, самый старательный и никогда не ошибается. И придумали они для этого вот такие игры».
Молоток, рубанок, пила (пила – ладонь на столе ребром, рубанок – скользящее движение ладони по столу от себя, молоток – постучать ку-лаком по столу).
5. Пальчики строят.
Конструирование не только способствует развитию подвижности и ловкости пальцев рук, но и развивает творческие и мыслительные способности. Ма-лыш учится планировать свои действия. Развитие первых навыков у малень-ких детей происходит во время игр:
игры с игрушками-вкладышами (коробочки, стаканчики, бочонки, мат-решки,
игры с объемными фигурками,
игры с плоскими фигурками,
игры с подручным материалом.
6. Игры-прищепки.
В своей работе применяю также игры, которые помогают развивать у детей мелкую моторику, творческое мышление и одновременно учат различать ос-новные цвета. Это игры с прищепками. Их можно прицеплять не только на веревку, но и на край коробки, на картонное пособие в форме ежика, сол-нышка, жука. Цепляем прищепки друг к другу, используем как настоящий конструктор. Прищепки используем разного цвета. В начале пальчики деток были не послушные, прищепки могли цеплять за самый краешек и снимать, дергая, потому что не хватало сил открыть прищепку. Но очень быстро дети освоили игру и стали ее усложнять по своему желанию. У малышей получи-лись интересные цветы, снежинки. К концу года малыши хорошо справляют-ся. Прищепочки открывают широко и с легкостью – пальчики окрепли и ста-ли более ловкими. Такие игры очень увлекают детей.
7. Учимся играть на пианино.
Игра очень полезна на развитие тонких дифференцированных движений пальцев.
8. Конструирование из строительного материала.
Чтобы игра была понятной, объекты для строительства должны быть хорошо знакомыми детям – дорожки, мебель, башни, домики. В этих играх ребенок учится ориентироваться в пространстве, характеризуя величину разных дета-лей конструктора.
9. Столик для мелкой моторики.
Сделала это пособие для развития мелкой моторики пальчиков, укрепления силы руки – дети в начале года не могут справиться с щеколдами и крепле-ниями, а к концу года делают это с легкостью.
10. Игры-шнуровки, пристегушки.
Применяю сюжетные игры-шнуровки, из дерева, из мягкого материала, книжки-шнуровки, игрушки Мантессори. Такие игры направлены на утонче-ние движений пальцев рук, кисть приобретает гибкость, подвижность, исче-зает скованность. Во время игры развивается глазомер, внимание, усидчи-вость. У детей формируется ручная умелость, совершенствуется мелкая мо-торика, они учатся видеть положительный результат (попадание в отверстие шнурком). Шнуровки и пристегушки можно изготовить самостоятельно, в чем с удовольствием помогают родители. К концу года у ребенка развивается фантазия, мелкая моторика.
Пальчики лепят.
Лепка также способствует развитию мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными. Поначалу у малыша отсутствует четкая связь между движением руки и фор-мой, которая у него получается, но в процессе обучения ребенок овладевает двигательными навыками, у него появляется желание лепить, он начинает работать всеми десятью пальцами, а получившиеся фигурки вызывают у де-тей чувство радости и гордость. В раннем возрасте обучение начинается с основных движений: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание.
Пальчики играют с бумагой.
В раннем возрасте дети только начинают работать с бумагой. Учу их мять ее, скатывать в шарики, рвать на мелкие кусочки. Кроме того, дети любят при-клеивать самоклеющиеся картинки.
Пальчики рисуют.
1. Рисование пальчиком.
Этот вид рисования доступен даже самым маленьким «художникам». Рисуем краской, на запотевшем стекле, на песке, на земле.
2. Обводка.
Для этого вида занятия необходимы бумага, карандаш, фигурки, хорошо ис-пользуется «Игровизор» (технология Воскобовича, в котором дети обводят рисунки цветными маркерами. Работа для ребенка трудная, но когда ребенок видит, что невыразительный рисунок превращается в яркую картинку, у ма-лыша появляется интерес и желание трудиться.
Интеллектульно-игровой центр.
Игры по технологии В. Воскобовича развивают мышление, память, моторику рук, интеллектуальные способности. В данном центре много интересного и полезного для развития ребенка. Это такие игры как «Шнур-малыш», «Вось-мерка», «Клеящиеся ленты».
Театр в руке.
Такие игры позволяют развивать внимание, память, повышать общий тонус, улучшает моторику рук, снимает психо-эмоциональное напряжение («Сказ-ка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж; «Гонзики и перчатки» - на руку надевается специально под-готовленная перчатка с глазами, с помощью которой разыгрывается сюжет).
Все эти пальчиковые игры я включаю в режим дня:
утром с небольшой подгруппой или индивидуально;
во время утренней гимнастики;
на физкультминутках;
перед обедом;
на прогулке;
на развлечениях и праздниках;
во время бодрящей гимнастики.
Заключение.
В результате проделанной работы я сделала вывод, что целенаправленная систематическая планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способно-стей, положительно влияет на речевые зоны, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.