Наталья Агаркова
Технология моделирования и игры как методы ознакомления дошкольников с названиями месяцев
▼ Скачать + Заказать документы
Технология моделирования и игры как методы ознакомления дошкольников с названиями месяцев
Формирование временных представлений у дошкольников – одна из наиболее сложных тем. Детям тяжело запомнить названия и последовательность времён года, а тем более месяцев. Знакомство дошкольников с единицами измерения времени осуществляется в определённой системе и последовательности. Так как мышление дошкольников характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью, формировать представления о времени и его единицах, опираясь только на словесно – логические связи и объяснения, очень сложно.
Публикация «Технология моделирования и игры как методы ознакомления дошкольников с названиями месяцев» размещена в разделах
Порою бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становиться построение модели, отражающей лишь какую-то грань реальности, поэтому считающейся более простой.
Модель – некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
Предметная модель времён года в средней группе может быть представлена в виде какого – либо живого объекта. В нашей группе - это 4 девушки в разных одеждах сформированных из характерных для данного сезона признаков: снежинок, листьев, цветов… Эта модель появилась в результате эксперимента: Детям были предложены разные варианты изображения времё н года: репродукция картины, пейзажная фотография, рисунок взрослого человека и рисунок ребёнка. Все дети однозначно выбрали рисунок ребёнка, т к. он прост и понятен. Так появились времена года созданные самими детьми.
Затем детям 12 лет (школьникам) было предложено задание: нарисовать несколько месяцев в одном стиле (в виде несложной модели, отобразив основные признаки каждого месяца – так появились все 12 месяцев и стали любимыми персонажами детей! Затем разрабатывались методические рекомендации по введению данных моделей.
Методические рекомендации : I этап: Для запоминания названий времён года и месяцев рекомендуется использовать различные эпитеты, выражения, например: золотая осень, маленькое северное лето, красавица - зима, художник - сентябрь, капризуля - октябрь, два брата близнеца – июнь да июль, три белых коня – декабрь, январь и февраль и т. д. Такие приёмы помогают запомнить названия или последовательность и соотнести их с картинками. Так же можно использовать различные сказки, например: Жила – была Матушка Природа. И было у неё 4 дочери. В народе их называли «Временами года» или «Сезонами». Сёстёр звали Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно. Друг другу помогали и никогда друг друга не обгоняли. Зимой природа отдыхала, закутавшись в снежное одеяло. Весной – жизнь зарождалась. Летом всё цвело и благоухало. А осенью снова готовилось ко сну. И так было постоянно. У каждой дочери было три сына….
II этап : Работа над запоминанием последовательности. Для этого мною была разработана игра «12 месяцев», состоящая из 4 дидактических игр разной направленности:
1. Игра – путешествие
2. Игра – предположение («Что было бы, если….)
3. Игра – загадка «Найди по описанию»
4. Игра на востановление последовательности «Кто следующий?»