Алексеева Оксана
Технологическая карта к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта (ТК) построена на основании комплексного метода руководства развитием самодеятельных игр (по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой). Указанный метод предполагает наличие четырех взаимосвязанных блоков.
1. Планомерное обогащение опыта детей. В быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Магазин. Профессия продавец
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры (дидактические, театральные и др.) Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать детей к процессу приобретения знаний. В ТК сюжетно-дидактические, подвижные, настольно-печатные игры, упражнения развивающего характера, направленные на развитие творческого мышления и развития воображения, воспитание нравственных взаимоотношений.
3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.
4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их проблемное общение со взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды. В ТК представлен примерный перечень игровых тем, различные варианты привлечения детей к игре, различные приемы поддержания или возобновления интереса детей к игре, описаны способы безболезненного выхода детей из игры, возможные роли и игровые действия, а также приведены игры-спутники, которые могут быть взаимосвязаны с сюжетно-ролевой игрой «Городской транспорт», развивать и продолжать ее сюжет.
Блок 1. Планомерное обогащение опыта детей.
1.1 Рассматривание сюжетных и предметных картин «Витрина магазина», «Магазин игрушек», иллюстраций с изображением «Стоим в очереди в кассу», «Выбираем товар» и т. д.
1.2 Экскурсия (совместно с родителями) в ближайший магазин.
1.3 Наблюдение за работой кассира, охраны магазина, продавца, мерчандайзера.
1. 4 Чтение познавательной и художественной литературы:
-Б. Заходер «Стихи о профессиях»,
-В. Берестов «Три копейки»,
-Э. Успенский «Птичий рынок»,
-Е. Ускова «В магазине, в детском мире».
-Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,
В. Маяковский «Кем быть?»
Блок 2. Передача игровой культуры ребенку.
2.1. Сюжетно-дидактическая игра
«Из какого магазина товар?»
2.2. Настольно-печатные игры
-«Сложи картинку»,
-«Развези товар до покупателя» (игровое поле, карточки, кубик, фишки,
-Лото. Магазин»
2.3. Дидактические игры
-«Что перепутал художник?»,
- «Найди пару».
2.4. Игры на воспитание нравственных взаимоотношений:
-Игра – ситуация «Я- продавец», («Я – покупатель»)
-«Вежливые слова» (подобрать добрые слова при диалоге покупатель – продавец)
-«Мамины помощники».
2.5. Подвижные игры:
-«Кто быстрее соберет товар в корзинку»,
-«Перевези товар со склада».
2.6. Упражнения на развитие творческого мышления и воображения «Потому что» :
- Я пойду в магазин за продуктами, потому что…
-Я с собой беру в магазин многоразовую тканевую сумку, потому что…
- Я выберу в магазине игрушки из дерева или металла, потому что…
- Я помогу вам выбрать обувь, потому что…
.Блок 3. Развивающая предметно-игровая среда
3.1. Атрибуты для игры
- Муляжи разных товаров,
- Шапочка, передник, перчатки,
- Кассовый аппарат,
- «Деньги» (бумажные, пластмассовые).
- Подборка «вывесок» для разных магазинов,
- Тележка,
- Весы,
- Банкомат
3.2. Конструирование игровой среды
- Из мягких модульных блоков создаем прилавок магазина
- Из крупного пластмассового или деревянного конструктора создаем «витрины», или «отделы» разных магазинов.
Используем фотографии и иллюстрации в качестве образца
Проблемные ситуации, которые можно использовать в процессе конструирования:
- Как сконструировать устойчивую полочку для товара,
- Как сконструировать вход в магазин, чтобы проехала тележка.
Блок 4. Активизация проблемного общения взрослого с детьми
4.1. Примерный перечень игровых тем:
- «Магазин игрушек»
- «Покупаем подарок маме»
- «Выбираем одежду к празднику»
- «Покупаем продукты для супа»
- «Раскладываем товар в магазине по полкам»
- «Открытие нового супермаркета»
4.2. Роли, которые могут исполнять дети:
- «Покупатель»
- «Продавец»
- «Кассир»
- «Охранник»
- «Водитель»
- «Грузчик»
4.3. Игровые действия:
- Пробивание товара через кассовый аппарат и выдача чека,
- Выбор товара в магазине,
- Взвешивание товара,
- Оформление витрины магазина,
- Загрузка товаров в машину и выгрузка в магазине из машины,
- Оформление этикеток.
4.4. Различные варианты привлечения детей к игре
1 вариант
Воспитатель предлагает «поиграть в семью». Распределяются роли. В ходе игры предлагается посетить магазин игрушек и выбрать игрушки для своих «детей».
2 вариант
За время беседы воспитатель выясняет, какие магазины дети посещали вместе с родителями и предлагает построить свой новый супермаркет.
3 вариант
Посмотреть презентацию с оформленными витринами магазинов города Санкт-Петербурга. Предложить создать детям свою «витрину» (по выбору детей).
4 вариант
Предварительная работа с родителями: посетить магазин, понаблюдать за работой его сотрудников. Побеседовать с детьми, обсудить ситуации, которые видели в магазине. Предложить поиграть в «магазин».
4.5. Различные приемы поддержания или возобновления интереса детей к игре
- Устроить соревнования (конкурс,
- Внести новый атрибут,
- Включиться в игру воспитателю, взяв на себя какую-либо роль.
4.6. Проблемные ситуации, направленные на формирование у детей предпосылок функциональной грамотности:
- Предпосылки математической грамотности: считать деньги, давать сдачу, считать количество товара на полках.
- Предпосылки читательской грамотности: чтение названия магазина, товара (вывески, этикетки). Вести диалоги «покупатель – продавец».
- Жизненные навыки, осваиваемые в процессе игры в «магазин» : умение общаться, вести диалог, ориентироваться в ближайшем окружении.
4.7. Способы безболезненного выхода детей из игры:
- Сказать детям, что магазин закрывается (перерыв, обед, для того чтобы принять новый товар,
- Предложить детям другую игру.
4.8. Игры–«спутники» :
- «Семья», «Больница», «Водители», «Детский сад», «Школа», «Строители».