Папки-передвижки

Технологии проектной деятельности. Этапы развития проектной деятельности

Елена Коробова
Технологии проектной деятельности. Этапы развития проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность заняла свое место в системе работы детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Тема проекта чаще всего связана с годовой задачей ДОО или может возникнуть спонтанно, если дети или ребенок заинтересовались проблемой.

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа :

Публикация «Технологии проектной деятельности, Этапы развития проектной деятельности» размещена в разделах

Первый подготовительный этап : разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектная группа, основной целью которой является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В задачи проектной группы входит : руководство образовательными проектами, консультирование педагогов, утверждение проектов, контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.

Старшим воспитателем разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению проектной деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даны рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т. д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, сотрудничества с родителями, общественными организациями и учреждениями. Педагог определяет проблему, а метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, стоит задача научить детей разными способами находить решение проблемных задач. Используются проблемные вопросы: «Что надо сделать?», «Как можно это проверить?», «Что полу-чится, если. ?» и вопросы, побуждающие к развитию оригинальности мышления; создаются специальные условия для практики межличностного общения и сотрудничества; идет пополнение предметной среды новыми материалами и предметами.

На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОО, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

Третий этап – заключительный : анализируются результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях и семинарах разного уровня, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

Профессионализм воспитателя сегодня определяется его способностью к прогнозированию и моделированию педагогического процесса, к выбору методов обучения для успешного овладения воспитанниками проектировочными умениями.

Методы обучения характеризуются тем, что каждый из них обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. В данном педагогическом опыте используются разнообразные методы и приемы:

словесные: беседы, рассказы, использование художественного слова, загадок, сказок;

наглядные: показ демонстрационного материала, наблюдения, опыты, эксперименты;

практические: ориентированы на активную позицию ребенка и формирование оперативной стратегии деятельности;

игровые: все игры, в зависимости от того по чьей инициативе они возникают;

методы исследования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- изучение и осмысление литературы по проблеме исследования;

- беседы с людьми;

- обобщение данных наблюдений;

- проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях);

- анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы);

формулирование выводов.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок не может самостоятельно сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в дошкольном возрасте проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, специалисты детского сада, родители и другие члены семью. При этом очень важно не переусердствовать с опекой и деть детям возможность проявить самостоятельность.

«Алгоритм работы над проектом»

I этапорганизационно-подготовительный:

• подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

• изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

• пополнение предметно-развивающей среды;

• подбор диагностического инструментария для выявления зна-ний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

• анализ педагогом резерва своих профессиональных возмож-ностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;

• выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

• формирование банка данных об уровне родительской компе-тентности в вопросах обозначенной темы.

II этап - практический :

• коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

• определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;

• реализация проекта через взаимодействие с коллегами и ро-дителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

• обобщение и распространение опыта работы;

• защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;

• участие в городском конкурсе педагогических проектов.

IV этап — заключительный :

• анализ достижения целей и полученных результатов;

• определение дальнейших направлений реализации рассматри-ваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОО.

Информационно - коммуникативные технологии

В детских садах применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентаций, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

Основные требования при проведении занятий с использованием компьютеров:

образовательная деятельность должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;

на образовательной деятельности дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);

на образовательной деятельности не рекомендуется использовать презентации и видеоматериалы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой — реакция не должна быть очень острой;

перед образовательной деятельностью должна быть проведена специализированная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка.

Таким образом, технологии проектной деятельности детского сада обеспечивают условия для развития, воспитания и обучения ребенка, участвуют в становлении личности и творческого потенциала дошкольника, соответствуют нормам СанПиНа и организованы в соответствии с реализуемой Основной образовательной программой ДОО.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности в работе с родителями Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим.

Фотоотчет о проектной деятельности с детьми 4–5 лет «Мой дом, мой город»Фотоотчет о проектной деятельности с детьми 4–5 лет «Мой дом, мой город» С 8 по 12 октября у нас в группе прошла познавательная проектная неделя : Мой дом, мой город». Актуальность проекта: У каждого ребенка.

Фотоотчет о проектной деятельности в средней группе «Наш огород»Фотоотчет о проектной деятельности в средней группе «Наш огород» 2018Фотоотчет о проектной деятельности в средней группе " Наш огород" Вид проекта: долгосрочный, познавательно - исследовательский, групповой.

Фотоотчёт о проектной деятельности «Моя мамочка и я»Фотоотчёт о проектной деятельности «Моя мамочка и я» Традицией в нашем детском саду стало проведение праздника "День матери". Мы реализовали идеи краткосрочного проекта «Моя мамочка и я».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии проектной деятельности. Этапы развития проектной деятельности
Опубликовано: 23 октября 2024 в 20:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии проектной деятельности. Этапы развития проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Коробова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД