Фания Вахитова
Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку
▼ Скачать +Заказ
Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку.
Я, как воспитатель по обучению татарскому языку, работаю в тесном контакте с воспитателями, с другими педагогами и со всем убеждением могу утверждать, что без театрализованной деятельности сложно научить детей говорить на татарском языке. Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в татарской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее. После таких занятий, сказок, драматизаций растут знания детей. Дети, играющие основные роли, очень вырастают, поэтому иногда сочиняем маленькие роли для более застенчивых детей. Эти роли дают возможность ребенку резко вырасти и догнать своих товарищей. Например, приходят дети одинаково говорящие, и если ребенок часто пропускает, не очень хочет играть, а другой проявляет желание участвовать, то второй ребенок обгонит первого. Самое главное, это должно подкрепляться не одним педагогом, а группой педагогов. И воспитатель, и музыкальный руководитель, и воспитатель по обучению татарскому языку вовлекают детей в театрализованную деятельность каждый со своим уклоном.
Публикация «Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Республика Татарстан
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно- от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет вступать в контакты с другими детьми из других групп. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Развитие реи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка : «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика деятельности, идеи знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Приобщает его к духовному богатству.
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития симпатии- условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Она может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (в обучении татарскому языку, музыкальному воспитанию, изодеятельности и. т. д., а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры- драматизации;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- отдельные упражнения по этике.
Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений, их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
- развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности;
- создание атмосферы творчества;
- социально- эмоциональное развитие детей.
Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что- либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Чем меньше ребенок, тем акцентированнее должно быть чтение. Однако переигрывать- не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Старшим детям можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо давление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как играют другие.
Можно предложить детям загадать друг- другу загадки путем имитации движений различных животных. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой. Кроме того. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой- то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию,
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей,
- распределение ролей по карточкам,
- проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две проблемы:
*Что делать, если ролей не хватает на всех детей;
*Кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий. Парное проигрывание ролей.
Вторая проблема- исполнение ролей отрицательных персонажей- несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все : и дети и взрослые- артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.
Целесообразно, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.