Елена Проценко
Театрализованная деятельность старших дошкольников
▼ Скачать
Театрализованная деятельность старших дошкольников
Проценко Е. В. Воспитатель МБДОУ Центр развития ребенка
детский сад № 141 «Ладушки»
Г. Дзержинск
Одним из требований ФГТ к содержанию образовательного процесса является учет «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей». Этот принцип может эффективно реализовываться через театрализованную деятельность.
Публикация «Театрализованная деятельность старших дошкольников» размещена в разделах
Театрализованная деятельность позволяет развивать коммуникативные возможности речи дошкольников, в частности, через ролевое разыгрывание литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). В результате этой деятельности дети становятся художниками, актерами, режиссерами. Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, ожившими куклами, камерностью и непродолжительностью действия. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется лексический запас речевого словаря ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Творчество детей просматривается в трех аспектах – создание драматического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Безусловно, театрализованная деятельность для дошкольников носит игровой характер, и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной. Импровизация как свойство театрализованной деятельности является активным творческим процессом.
Таким образом, целевые установки занятий театрализованной деятельностью реализуются в трех направлениях: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества; социально-эмоциональное развитие детей.
Обращаясь к театрализованной деятельности, я ставила следующие задачи:
- обогащение и активизация словаря;
- совершенствование диалогической речи.
-развитие монологической речи (пересказ);
- совершенствование языковых средств выразительности (использование сравнений, метафор, эпитетов);
-совершенствование выразительности речи;
-соединение речи с движением рук;
-развитие творческого воображения (использование разных способов сочинения сказок);
- формирование навыков сотрудничества.
Именно театр кукол является самым доступным и понятным детям жанром театрального искусства, максимально приближенным к жанру детской игры.
Занятия в театре кукол состоят из нескольких этапов. На первом я предлагаю детям посмотреть несколько сценок разыгрываемых мной. Затем дети выбирают героя и учатся говорить и, одновременно двигать ручками. Они могут просто поздороваться, назвать себя. После знакомства с ширмой, детям предлагается представить своего героя (придумать имя, похвалить себя, например: «Здравствуйте, я-Лягушка-Веселушка, зеленая как елка, прыгучая как кузнечик, люблю петь песни на болоте» (Настя Б.) Поощряется подбор образных характеристик. Зрители с удовольствием откликаются и наиболее активные дети поддерживают диалог. Затем ребенок придумывает диалог с двумя куклами, стараясь передать голосом, интонацией и движениями характеры своих героев. Ребенку проще сначала одному говорить за двоих. Одновременно дети учились навыкам кукловождения- кто говорит, тот и двигается, нельзя «выскакивать из-под земли» (исключая волшебников, надо постепенно выходить сбоку.
На втором этапе идет работа в парах. Дети выбирают кукол и разыгрывают диалоги-импровизации. Иногда они повторяют сценки, разыгранные мной, но постепенно начинают придумывать свои, включая песенки, отражая события своей жизни. Это очень важный этап – детям необходимо научиться прислушиваться к партнеру, реагировать на его слова, вести диалог. В группе созданы условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей и, наблюдая за ними, могу отметить, что интерес детей к театрально-игровой деятельности становится все более устойчивым.
На третьем этапе мы готовимся к спектаклю. Подготовка строится обычно по следующей схеме: дети объединяются в группы по 2-3 ребенка, выбирают героев и придумывают сказку или историю. Мы сочиняем сказки с опорой на заместители, по моделям, по теме. Из ТРИЗ я добавляю сочинение сказок методом «каталога», «морфологический ящик», сказки динамического типа. Очень интересны сказки нравственные, где в качестве героев используются какие- либо предметы, находящиеся, например, на кухне или в школьном портфеле. Каждый предмет наделяется каким-либо качеством (грубый, трусливый, мудрый) и на неожиданную ситуацию реагирует, исходя из своих качеств. Используя схему сочинения лимериков, дети придумывают рифмованные заклинания для своих сказок. Мы с детьми выясняем, о чем будет их история - о дружбе, о вежливости, приключения и так далее. Какой урок из этого вынесут герои. Затем записываем сказку, обсуждаем, какие нужны декорации, репетируем на ширме, где дети определяют с какой стороны удобнее выходить и как двигаться. Обычно слова «рассказчика» воспитатель берет на себя, хотя к концу подготовительной группы эту роль готов исполнить и ребенок. Считаю немаловажным, что дети анализируют выступление друзей во время репетиции, отмечая, что понравилось, а что не удалось. Анализ решает несколько задач, во-первых, дети получают возможность учитывать свои и чужие ошибки, а во-вторых, учатся строить связное, обоснованное высказывание.
Свою работу в театральной гостиной чаще всего я строю по данному плану:
- предлагаю этюды на интонационную выразительность и выразительность движений. Например: дедушка ловит рыбу- выбирает место, забрасывает удочку, неподвижно сидит, удочка дергается, он вытягивает рыбу; или волк гонится за зайцем, которому всегда удается ускользнуть. Для развития интонационной выразительности предлагала, например, двум героям поздороваться, передав голосом чувства, которые они испытывают от встречи (страх, радость, злость, злорадство). Полина С. в спектакле очень хорошо сумела голосом передать испуг девочки, когда она встретилась с медведем.
-этюды на развитие образности речи (загадай загадку о друге, похвали себя).
- предлагаю пересказ литературного произведения от лица какого-либо героя. Например, дети пересказывали басню Крылова «Лебедь, рак и щука» от лица Змея-Горыныча, зайца и др.
-репетиции сказок и анализ их зрителями.
Наконец, когда готовы декорации и артисты, дети рисуют пригласительные билеты, стараясь отразить на них темы своих спектаклей, и приглашают малышей или родителей. Обычно спектакль состоит из 4-5 мини сказок. От этих выступлений получают удовольствие и малыши, и артисты, и родители. Тем более,что в таких спектаклях участвуют даже застенчивые дети, которые за ширмой чувствуют себя комфортно.
В театрально-игровой деятельности происходит и социально- личностное развитие- дети сочиняют и разыгрывают сказки вдвоем, втроем, то есть возникает необходимость слушать друг друга, проявлять согласованность действий с партнерами, При сочинении сказок можно задавать нужные темы, например, о нормах и правилах взаимоотношений людей. Интерпретируя свои представления в сказках и историях, показывая эти истории малышам, дети лучше усваивают эти правила (представления о доброте, честности, справедливости, дружбе,воспитывается отрицательное отношение к лживости, жестокости, трусости, лености. Дети сочинили, например, такие сказки- «Маша и щенок» о доброте, «Жадным быть плохо», «Грубиянам здесь не место», «Хорошо иметь друзей» и «К чему приводит обман». Нравственные темы очень интересуют детей, и, выбирая тему сказки, дети часто говорят о доброте, воспитанности, вежливости. Предлагаю детям сочинять сказки на темы возникающих в группе проблем. Ребенку трудно принять критику себя самого, а критику сказочного героя он воспринимает адекватно. Сказка дает возможность прожить, прочувствовать последствия плохих поступков. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, монологическую и диалогическую речь, вступают в контакты с детьми других групп, что помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.
.
Список литературы:
1. Приказ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2. Программа «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, Л. А. Венгер.
3. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. «Технология развития связной речи дошкольников»
4. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»
Приложение.
Вот пример сказки из первого спектакля. Сочинили Настя Б. (лягушка) и Саша Г. (щенок).
Жил-был щенок и у него не было друзей. Однажды он встретил любознательную лягушку- попрыгушку.
Л. :Как тебя зовут?
Щ. : Меня зовут Бобик, не мешай мне обедать, пожалуйста.
Л. : А ты не мешай мне завтракать.
Покушали они и стало им скучно. Вспомнили они друг о друге.
Л. : У меня сегодня день рождения, приходи ко мне вечером, чаю попьем.
Щ. : Мне нужно спросить разрешения у моей хозяйки.
Л. : А кто это- хозяйка?
Щ. : Это такая тетя, которая заботится обо мне. А если мне разрешат, куда к тебе приходить, Попрыгушка, где ты живешь?
Л. : Я живу около болота.
Щ. : А у тебя есть косточки, я их люблю?
Л. : Я наловлю к чаю комариков и мошек.
Щ. : Тогда я с собой косточку принесу.
С тех пор Лягушка-попрыгушка и щенок Бобик стали друзьями.
А эта сказка из более поздних спектаклей. Сочинили Юра С. (Змей Горыныч и Дед Мороз, Миша Р. (царь и белка) и Витя М. (солдат).
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь- умный, добрый государь. Как-то раз перед Новым годом, царь решил устроить праздник для своего народа и послал он солдата за елкой.
Ц. : Эй, солдат, решил я устроить праздник, иди в лес и выбери лучшую елку.
Пошел солдат в лес, идет-идет, а леса-то и нет, одни пеньки.
С. : Что такое, не пойму, где же лес?.
Тут появилась белка.
Б. : Солдат, все деревья Змей Горыныч огнем спалил.
С. : Не могу я без елки к царю вернуться. Пойду-ка за помощью к Деду Морозу.
Шел солдат, шел и увидел ледяной терем, постучал в дверь и вышел из дома Дед Мороз.
Д. М. : Здравствуй, солдат, что случилось?
С. : Дед Мороз, беда у нас, Змей Горыныч весь лес спалил, даже елку взять негде.
Д. М. : Ах, он такой-сякой. Рассердил он меня, самого Змея превращу в елку!
Ударил Дед Мороз волшебным посохом и появился Змей Горыныч.
З. Г. : Дед Мороз прости меня. Я могу все исправить. Знаю, где есть живая вода, она превратит пеньки в лес.
Д. М. : Ладно, прощу. Если исправишь свое безобразие.
Полетел Змей Горыныч, принес живую воду и пеньки снова превратились в деревья.
Д. М. : Ну, солдат, выбирай елку.
Выбрал солдат елку, принес царю. И был у них праздник веселый да радостный.